Пояснительная записка
к учебному плану
МКОУ «Ненецкая СКОШИ»
на2013-2014 учебный год Учебный план школы составлен на основании Базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения 8-го вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.02.№29/2065п), 1 вариант.
Он предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися с интеллектуальной недостаточностью общего образования и трудовой подготовки, необходимых для их реабилитации и социальной адаптации. Он определяет основные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам с учетом специфики обучения детей с проблемами в познавательной деятельности.
В 1–4-х классах осуществляется начальный этап обучения, формирование навыков учебной деятельности, развитие самостоятельности. Проводится работа по общему, культурному и речевому развитию учащихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в эмоционально-волевой сфере и в поведении. Это предусмотрено как на уроках по общеобразовательным предметам, так и на специальных коррекционных часах. Большое внимание уделяется также развитию общеучебных навыков.
В учебном плане представлены также коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ритмика, обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15-20 минут учебного времени на одного ученика или на группу.
В целях сохранения здоровья обучающихся, в 1–4-х классах, в соответствии с рекомендациями врача, для коррекции недостатков опорно-двигательной системы проводятся занятия ЛФК, которые проходят в школьном спортивном зале и городском бассейне.
В 5–9-х классах продолжается обучение общеобразовательным предметам. Учебный план включает основные общеобразовательные области, которые содержат конкретные предметы, обязательные для усвоения обучающимися, в том числе – в 5-ом классе – природоведение, в 8-ом и 9-ых классах – обществознание.
В 5–9-х классах один час из математики отводится на изучение элементов геометрии. Это предусмотрено в рабочих учебных программах учителей.
В целях воспитания навыков самообслуживания, организации быта, практической подготовки к самостоятельной жизни в 5–9-х классах проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, которая корректируется как на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, так и на всех общеобразовательных предметах.
С 4-го по 9-ый классы в школе ведется профессионально-трудовое обучение, которое имеет специальную направленность: мальчики обучаются столярному делу, девочки – швейному делу. При этом классы делятся на подгруппы по профилю обучения. На уроках СБО нет деления на группы, так как наполняемость классов небольшая.
В целях формирования пространственного мышления обучающихся и осуществления межпредметных связей, в 7–9-ых классах проводятся уроки черчения за счет часов профессионально-трудового обучения (по 1 часу в неделю).
По окончании 9-го класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению, согласно действующему Письму Министерства образования РФ №29/1448-6 от 14.03.2001г.
Ежегодно возникают проблемы с реализацией трудовой практики, предусмотренной учебным планом. Она не может быть организована и проведена по окончании учебного года, так как наша школа смешанного типа. В начале июня все сироты (1–9-е классы) уезжают в лагерь или в санаторий, в климатически благоприятные районы.
Дети из окружных поселков и оленбригад доставляются домой одновременно из всех интернатных учреждений округа на вертолетах в конце мая. Учитывая это, школа планирует организацию практики по профилю в течение учебного года.
По решению ПМПК, в 2013–2014 учебном году два ученика продолжат обучение индивидуально: один – в 9-ом классе, второй – 5-ый год обучения.
В 2013–2014 учебном году будет продолжено обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, со сложным дефектом в специальном классе (4 чел.). Для него предусмотрен отдельный учебный план, составленный на основе базисного учебного плана (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.02.№29/2065п), 2 вариант, для 3 класса.
Программы воспитания и обучения детей специального класса составляются с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. При реализации учебных предметов учитель опирается на дидактические требования обучения детей со сложным дефектом грамоте, счету и др.
Но продвижение по этому пути затруднительно, поэтому приоритетными направлениями в работе с такими детьми школа считает создание оптимальных условий для развития коммуникативных и социальных навыков: речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда.
Подбор учебных предметов на основе 2 варианта учебного плана позволяет реализовать эти направления с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого обучающегося.
Отметки в специальном классе не ставятся. Динамика развития определяется на основе анализа продуктивной деятельности обучающихся, зафиксированной в карте актуального опыта, в портфолио, в карте развития ребенка. Директор МКОУ «Ненецкая СКОШИ» Н.А. Ануфриева
Рассмотрено педагогическим советом «Утверждено» Протокол от 13 мая 2013 г. № 9 Директор МКОУ «Ненецкая СКОШИ»
Н.А. Ануфриева
«13 » мая 2013 г.
Учебный план
МКОУ «Ненецкая СКОШИ»
2013-2014 учебный год
Образовательные области (учебные предметы)
| Число учебных часов в неделю
| Младшие классы
| Старшие классы
| I. Общеобразовательные курсы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9а
| 96
| Чтение и развитие речи
| 5
| 5
| 5
| 4
| 4
| 4
| 3
| 3
| 3
| 3
| Письмо и развитие речи
| 5
| 5
| 5
| 5
| 5
| 4
| 4
| 4
| 4
| 4
| Математика
| 5
| 5
| 6
| 6
| 6
| 6
| 5
| 5
| 4
| 4
| Природоведение
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
| Биология
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| География
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| История Отечества
|
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| Обществознание
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 1
| 1
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| Музыка и пение
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
| Физкультура
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| II. Трудовая подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Трудовое обучение
| 2
| 2
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
| Профессионально-трудовое обучение.
|
|
|
|
| 6
| 8
| 10
| 12
| 14
| 14
| Трудовая практика (в днях)
|
|
|
|
| 10
| 10
| 10
| 20
| 20
| 20
| III. Коррекционная подготовка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а) коррекционные курсы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Развитие устной речи
| 1
| 1
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
| Социально-бытовая ориентировка (СБО)
|
|
|
|
| 1
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| Ритмика
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
| 2
| 2
| 2
| 2
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| ИТОГО: Обязательная нагрузка
| 24
| 25
| 27
| 28
| 29
| 33
| 35
| 36
| 36
| 36
| Факультативные задания
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| 2
| ИТОГО: Максимальная нагрузка
| 24
| 25
| 27
| 28
| 31
| 35
| 37
| 38
| 38
| 38
| Логопедические занятия
| 4
| 4
| 4
| 3
| 3
| 2
| 2
|
|
|
| ЛФК
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
| Развитие психомоторики и сенсорных процессов
| 2
| 2
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрено педагогическим советом «Утверждено» Протокол от 13 мая 2013 г. № 9 Директор МКОУ «Ненецкая СКОШИ»
Н.А. Ануфриева
«13 » мая 2013 г. Учебный план
МКОУ «Ненецкая СКОШИ»
2013-2014 учебный год
Специальный класс (3-ой год обучения)
Образовательные области
| Учебные предметы
| Количество часов в неделю, классы
|
|
| младшие
|
|
| 3 кл.
| Федеральный компонент
| Язык и речь
| Русский язык
| 3
|
| Устная речь
| 2
|
| Чтение
| 4
| Математика
| Математика
| 4
| Естествознание
| Живой мир
| 2
| Искусство
| ИЗО
| 1
| Технологии
| Занимательный труд
| 2
| Физическая культура
| Физкультура
| 2
| Обеспечение безопасной жизнедеятельности
|
| 1
| Региональный компонент
| Искусство
| ИЗО
Музыка, пение (танец)
| 2
| Количество часов в неделю
|
| 23
| Школьный компонент (коррекционные
| ЛФК Ритмика
| 1 1
| технологии)
| Логопедическая коррекция
| 3
|
| Игра Игротерапия
| 1
| Максимально допустимое количество часов
|
| 29
| |