Урок – исследование в теме «Северо-Западный район»





НазваниеУрок – исследование в теме «Северо-Западный район»
Дата публикации29.08.2014
Размер65.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район»

1.Мотивация.

1.Создание проблемной ситуации.

Учитель: Представьте себя в роли иностранного инвестора, который бы хотел вложить свой капитал в производство или одну из отраслей сферы услуг на территории Северо-Западного экономического района. Для того, чтобы вложенный вами капитал не «прогорел», а принёс прибыль, вы в первую очередь должны иметь представление об экономической ситуации, сложившейся на данной территории.

Примечание:

  • Северо-Западный район включает следующие субъекты РФ: Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область.

  • Под экономической ситуацией надо понимать: какие отросли производственной и непроизводственной сферы уже получили развитие в данном районе, какие из них приоритетные, какие факторы способствовали их развитию, есть ли условия для участия района в обмене продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Учитель: для того. Чтобы сформулировать представление об экономической ситуации Северо-Западного района, вы решили открыть энциклопедический словарь «Страны мира» и в разделе «Россия» нашли перечень основных черт ГП, природных условий и природных ресурсов, населения, отросли промышленной и сельскохозяйственной специализации России и попытались сконцентрировать внимание только на том, что характерно для Европейского Северо-Запада России. Вам предлагается выполнить такую работу.
Карточка для учащихся №1 (1, 2, 3 группы).

Из предложенного энциклопедическим словарём перечня черт ГП, природных условий и ресурсов, населения выбрать только те, которые характерны для Северо-Западного района.

Работы выполняется в течение 5-6 минут.

Предъявить в качестве результата свой перечень черт.


  1. Имеет выход в моря Тихого океана.

  2. Имеет выход в балтийское море.

  3. Имеет выход в Черное и Азовское моря.

  4. Имеет густую транспортную сеть из железных и автомобильных дорог.

  5. Дорог мотто на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.

  6. Имеются крупные международные аэропорты.

  7. Есть нефте- и газопроводы.

  8. Район соседствует с районами - поставщиками сырья.

  9. Район соседствует с районами, отличающимися бедностью природных ресурсов.

  10. Соседствует с развитыми районами.

  11. Граничит с другими странами Европы.

  12. Граничит со странами Азии.

  13. Много озёр и рек.

  14. Богата химическим сырьём.

  15. Богата топливными ресурсами.

  16. Богата запасами руд чёрных металлов.

  17. Есть алюминиевые руды.

  18. Есть медные, оловянные руды.

  19. Богата лесными ресурсами.

  20. Имеет плодородные черноземные почвы.

  21. Имеет большую численность и плотность населения.

  22. Плотность населения не велика.

  23. Имеет высококвалифицированные кадры.

  24. Много научных институтов.

  25. Есть города – культурные центры.

  26. Есть дворцово-парковые ансамбли.


Карточка для учащихся №2 (группы 4, 5, 6).

Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые с вашей точки зрения определяют промышленную и сельскохозяйственную специализацию Северо-Западного района.

Результат работы предъявите в виде своего перечня отрослей.

Работа выполняется в течение 5-6 минут.


  1. Топливная промышленность.

  2. Теплоэнергетика.

  3. Черная металлургия.

  4. Цветная металлургия (медная промышленность).

  5. Нефтеперерабатывающая промышленность.

  6. Химическая промышленность (производство удобрений).

  7. Цветная металлургия (алюминиевая промышленность).

  8. Приборостроение.

  9. Производство вычислительной техники.

  10. Производство бытовой техники.

  11. Производство точной оптики.

  12. Тракторостроение.

  13. Энергетическое машиностроение.

  14. Судостроение.

  15. Производство зерноуборочных комбайнов.

  16. Производство оборудования для металлургических комбайнов.

  17. Рыбная промышленность.

  18. Производство сахарного песка.

  19. Легкая промышленность.

  20. Выращивание пшеницы и подсолнечника.

  21. Овощеводство, картофелеводство.

  22. Льноводство.

  23. Овцеводство и коневодство.

  24. Молочное скотоводство.

  25. Свиноводство и птицеводство.

  26. Туризм.


2. Выполнение задания.

3. Дискуссия.

Учащиеся предъявляют результаты работы, высказывают свои точки зрения, по определению условия Северо-Западного района и отраслей, определяющих специализацию района. Фиксация результатов на диске.

4. Выход из проблемной ситуации и постановка учебной задачи.
Учитель: В ходе дискуссии высказались разные точки зрения по некоторым условиям и отросля, по каким-то ваши мнения сошлись. Имея несколько различный результат, можно ли сказать, что задание выполнено?

Учащиеся: Нет, так как остаются спорные вопросы.

Учитель: Можно ли решить спор? В чём вы испытываете затруднения?

Учащиеся: Необходимо иметь больше знаний о районе.

Учитель: Где можно их взять?

Учащиеся: Карты, текст учебника, справочники и т.д.

Учитель: Как будете использовать разные источники информации?

Учащиеся: Исследовать (учебная задача).
2. Целеполагание.

Учитель: С какой целью вы будете проводить исследование?

Учащиеся: С целью определения ГП, природных ресурсов и условий Северо-Западного района и отраслей, определяющих специализацию района.

Учитель: Сформулируйте тему урока. Запись темы на доске и в тетради.

3. Формирование учебных действий.

Используя уже выбранный алгоритм действий, проведите исследование в группах.

Как?


ГП Пр. Условия Пр.Ресурсы Население

(факторы)

Специализация хозяйства
Исследование (20-25 минут)

1,2 группы. Определите особенности ГП Северо-Западного района точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результат в виде логических цепочек.

Алгоритм действий:

  1. ГП относительно морских акваторий – хозяйство.

  2. ГП относительно соседних государств – хозяйство.

  3. ГП относительно соседних экономических районов – хозяйство.

  4. Транспортное положение района - хозяйство.


3 группы: определение особенностей природных условий и ресурсов Северо-Западного района с точки зрения его влияния на специализацию хозяйства.

Предъявите результаты в виде логических цепочек.

Алгоритм действий: природные условия – ресурсы – отрасль хозяйства.
5,6 группы: определение особенностей населения Северо-Западного района точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логической цепочки.

Алгоритм действий: особенности населения - отрасль хозяйства.

Источники:

  1. Карты атласа (отберите самостоятельно).

  2. Картосхемы учебника Н.Н. Петровой «География России», 8,9 кл. (отберите самостоятельно).

  3. Текст §16,17 учебника Н.Н. Петровой «География России». 9 кл.

  4. Картосхемы: рис. 3, стр. 20 учебника В.П. Дронова, В.Я. Ром «География России», 9 кл.

  5. Текст §46 учебник В.П. Дронова, В.Я. Ром «География России», 9 кл.


Обсуждение результатов и составление свободной таблицы
Специализация Северо-Западного района и факторы, ей определяющие.

ГП

Пр. Условий и Ресурсов

Население

особенности

отрасль

особенности

Отрасль, производство

особенности

отрасль





















Вывод по работе

  1. Какие отрасли определяют специализацию Северо-Западного района? Составляется перечень отраслей.

  2. Какие главнее факторы будут способствовать развитию этих отраслей?

  • Фактор ГП;

  • Фактор населения (трудовых ресурсов).


Формирование умений контроля и оценки

  1. Соотнесите результат вашей работы с эталоном. Определите правильность или ошибочность результатов.

  2. Если вы допустили ошибки в результате, назовите их причины.

  3. Выскажите свою точку зрения о выполнении условий задания и достижения цели.

Д.з. §46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconПроекта
Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconУрок исследование по физике в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
Самохина Т. А. учитель физики высшей квалификационной категории маоу сош №1 п г т. Забайкальск Забайкальский район Забайкальский...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconВ российской федерации и в ряде стран ближнего зарубежья
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconУрок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной практики
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconЛечение дистальной окклюзии у подростков с учетом динамики роста...
Работа выполнена в Государственномбюджетномобразовательном учреждениивысшего профессионального образования «Северо-Западный государственный...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconКонспект мероприятия на английском языке по теме «Food»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» icon8. Северо-западный институт печати Место издания – издательство «Петербургский институт печати»
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconПриверженность к терапии пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью
Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Северо-западный регион, г. Санкт-Петербург,...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconУрок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений"
Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconУрок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения...
Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии"
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» icon«Юго-Западный государственный университет» (юзгу) Кафедра программного...
Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconВходит в Сеть президентских школ рс (Я), является Ассоциированной...
...
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconСеверо-западный институт управления
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Урок – исследование в теме «Северо-Западный район» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Источник: Telecom Daily; Дата: 04. 09. 2009; Тон объекта: Лояльный (↑); Тон материала: Лояльный (↑); Регион: Северо-Западный 20


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск