Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии





Скачать 90.54 Kb.
НазваниеБакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии
Дата публикации29.08.2014
Размер90.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Бакулина Марина Эдуардовна
Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии

Аннотация статьи: статья посвящена актуальным вопросам выявления резервов воспитательной системы школы для дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся; указаны основные направления реализации воспитательного потенциала, отдельные воспитательные технологии, формы и методы, способствующие саморазвитию, самовоспитанию учащихся в условиях требований ФГОС к внеурочной деятельности.

Ключевые слова: воспитательный потенциал школы, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности
Перед современной школой встает проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной и адекватной системы, которая бы, позволяла бы развивать воспитательный потенциал образовательной системы. «Новая школа должна быть школой, способной раскрывать личностный потенциал детей».[1]

Категория «воспитательный потенциал школы» может быть определена как взаимосвязь, объединение, интегрирование всех внутренних и внешних воспитательных ресурсов, возможностей образовательной системы школы и участников педагогического процесса, направленных на развитие и формирование гармонично развитой, нравственной личности.

Целью реализации воспитательного потенциала является нахождение эффективных путей нравственного, интеллектуального, социокультурного, физического развития учащихся, развития всей совокупности отношений человека с миром: отношений к знаниям, труду, обществу, природе, прекрасному, к самому себе.

Большинство ученых считает, что основными подходами для решения педагогических задач по реализации воспитательного потенциала школы являются: структурно-функциональный; инновационный; культурологический, личностно-ориентированный; синергетический; социализирующий; аксиологический, системно-деятельностный, компетентностный, антропологический,  акмеологический; квалиметрический; ресурсный,  цивилизационный подходы.

Реализация воспитательного потенциала имеет основные принципы: безопасность жизни и здоровья детей; приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; самостоятельности, самоуправления детей и взрослых; единство образовательной и воспитательной работы с детьми; принцип многообразия форм и методов деятельности детей и сотрудников; выбор видов деятельности.

На основании данных подходов и принципов в ходе экспериментальной деятельности была разработана Модель реализации воспитательного потенциала образовательной системы школы, включающая компоненты: 1. мотивационно-целевой; 2.информационно-аналитический; 3.структурно-функциональный; 4.программно-процессуальный; 5.организационно-управленческий; 6. средовый; 7. диагностико-коррекционный.

Модель предполагает использование разнообразных методов воспитания:1) убеждение, 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы; 3) методы организации жизни и деятельности учащихся (методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия) [2,с. 312].

Основными путями развития воспитательного потенциала школы являются развитие урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; взаимодействия всех участников образовательного процесса. Сюда включается деятельность педагога по созданию воспитывающей среды с помощью педагогической интерпретации природных и социальных факторов и конструирование им специальных, воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Воспитательный потенциал процесса обучения определяется не только суммой накопленных учеником знаний, умений и навыков, но и сформированностью отношений к приобретаемым школьником знаниям, умениям и навыкам их применения в жизни. 

Для этого необходимо:

1. Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, предусматривающее связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка (например, на биографиях известных ученых, деятелей искусства, героических страницах истории, местном краеведческом материале и т.д.).

2.Развитие межпредметных связей, предполагающее формирование у учащихся целостного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение детей способам применения приобретенных знаний в практической жизни.

Например, предложенные Яруловым А.А. тематика циклов в курсе социально-психологической компетентности «Жизневедение» позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность, формирует целостное восприятие человеком себя и окружающего мира с помощью четко, исходя из возраста, выстроенных тематик занятий, мероприятий по параллелям (так, в 6 классе - ведутся циклы по триместрам «Физиология подростка», «Психология подростка»,«Я и другие» и т.д.)

3.Формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания.

Субъектная позиция ученика характеризуется осознанием и принятием цели учебной деятельности. Этому способствуют активные формы организации учебного процесса (проектная деятельность, ролевые, организационно-деятельностные и аналитические деловые игры («Дебаты», «Суд над …(Иваном Грозным, Григорием Мелеховым и т.д.)

Цикл конкурсных мероприятий «Самый, самый…» направлен на стимулирование выполнения программы воспитания школьников и опирается на природную потребность ребенка быть успешным. В качестве номинаций цикла могут быть использованы «Самый читающий», «Самый спортивный», «Юный знаток…», «Лучший составитель кроссвордов», «Знаток природы», «Знаток истории города», «Лучший умелец», «Лучший изготовитель…» и т.д.

В школе для сообразности организации педагогической деятельности вводится «Единая структура учебного занятия», предусматривающая в рамках каждого учебного занятия этапы: а) непосредственной деятельности учащихся под руководством учителя; б) групповые формы деятельности; в) индивидуальные формы деятельности.

4.Сотворчество участников учебного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими ученика являются сотруднические отношения с учителем и учащимися.

5.Использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе. Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности, прежде всего, самой школы, изменив структуру организации учебно-воспитательного процесса: преодолеть ограниченность учебного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы.

6.Организация взаимодействия детей разного возраста в учебной деятельности. Такое взаимодействие имеет большие воспитательные возмжности и обеспечивает успешность освоения учащимися социальных ролей. Так, этому во многом содействует создание в школе Единого ресурсного центра, который представляет собой систему взаимодействующих мини – ресурсных центров («Экология русского языка»- по проблемам культуры речи, «Экология детства» - в начальной школе, «Экология права» - по проблемам экологизации законодательства, «Эколингвистика» - по проблемам диалога культур, «Истоки» - по проблемам духовно - нравственной культуры, «Экология искусства» и т.д.)

Эти центры стали местом сосредоточия многих видов и форм образовательной и воспитательной деятельности (научно – исследовательской, инновационной, учебной, внеклассной деятельности учителей и учащихся).

В школе ведется работа по созданию воспитывающего уклада школьной жизни. Разработаны и внедряются «Единые правила культуры взаимодействия», культивирующие партнерский, доброжелательного стиль общения внутри педагогического и ученического сообществ гимназии.

Необходимым залогом развития воспитательного потенциала образовательной системы гимназии сегодня становится постоянно развивающийся духовно-нравственный потенциал учителя, что, в свою очередь, выдвигает особые требования к процессу педагогического образования. Каждому учителю необходимо вырабатывать: позицию учителя-профессионала (демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей); позицию воспитателя (создает условия для приобретения детьми жизненного опыта); позицию педагогической поддержки (оказывает адресную помощь ребенку).

Отказ от авторитарно-командного, нормативно-оценивающего стиля руководства на уроках и переход на демократически требовательный, сотруднически поддерживающий способствует формированию у учеников стратегию достижения успеха, а не стратегию избегания неудачи.

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется по различным направлениям: педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;  создание и развитие ученического коллектива как среды обитании самоактуализации ребенка (подростка);   содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы); взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям [ 2, с. 147 ].

В школе наряду с традиционными формами воспитательной работы могут применяться новые воспитательные технологии (автор Ярулов А.А.).

Так, технология «Девизы недели» ставит задачу ежедневной работы с ключевыми жизненными понятиями, которые позволяют учащемуся расширить и обогатить смысловое пространство взаимодействия с самим собой и окружающей действительностью.

Технология «Рецепты и сценарии успешной жизнедеятельности» (Ярулов А.А.) позволяет каждому ученику, переходя из класса в класс, со 2-го по 11-ый, каждый год работать над одной из выбранных тем саморазвития: «Как не стать лгуном», «Как быть смелым», «Как стать другом» и т.д.

«Сила школы — в способности организовать в пространстве своих управленческих влияний систему, содействующую обогащению и умножению духовных, нравственных, волевых и многих других сил взрослеющего человека»[ 3, стр.207].

Этому во многому способствует «Программа СИЛа» амостановление, Индивидуальность, Личность) (Ярулов А.А.), помогающая взрослеющему человеку овладеть знаниями, нормами и правилами жизни в обществе. Каждому ученику с 1 по 11 класс согласно его возрасту, психологическим, физическим и интеллектуальным особенностям даются ориентиры самодеятельности по нескольким направлениям (успеваемость; учебные умения и навыки; школьное многоборье, творческая, исследовательская деятельность и дополнительное образование, другие виды деятельности (волонтерское движение, акции, шефская помощь и т.д.)).

Необходимыми условиями для развития воспитательного потенциала образовательной системы школы в современных условиях, являются пространственно-предметное окружение (имидж школы, ее облик, дизайн здания и прилегающих к школе строений и территорий, целесообразность и достоинство обстановки, оснащенной современными учебными помещениями, оборудованием и средствами информации); психологические факторы (атмосфера школы, ее психологический климат история школы, школьная символика, традиции, обряды, ритуалы и т.д. ).

Критериями эффективности и показателями реализации воспитательной системы мы считаем: личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания; детский коллектив как условие развития личности школьника; профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника; организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания [4].


Данные социометрии, проведенные школьным психологом, показывают, что в результате данных методик сокращается количество классов с высоким процентом дезодаптантов, увеличивается количество социально значимых инициатив школьников и их участия в школьных и районных мероприятиях. Отмечается рост родительского творчества в совместных мероприятиях, проведении Дней родительских инициатив.

Педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, их беседы с психологом показывают, что педагогические и психологические механизмы Модели развития воспитательного потенциала образовательной системы стимулируют учащихся к самовоспитанию, вызывают потребность в работе над своим самосовершенствованием.

Ссылки

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - «http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/»- (www.mon.gov.ru). Дата обращения: 03.02.2012

2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. — М.: Пед. об-во России. - 2004.  480 с.

3. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе.- М: НИИ школьных технологий.- 2008. 293 с.

4. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО.- 2003. 82 c.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПрименение икт для развития одаренности учащихся на уроках немецкого языка
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации»
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconРабочая программа «М атематика 5-9 классы»
Составители: Шилова Марина Эдуардовна, Жукова Наталия Анатольевна, Толкачева Елена Борисовна, учителя математики
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии icon1 Сентября ru
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПрограмма дисциплины
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПримеры библиографического описания
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconРоссийский государственный торгово
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПоложение о виртуальном фестивале
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПрограмма учебного курса по биологии, за
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПрограмма вступительных испытаний по биологии
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconТест Выберите один из 4 вариантов ответа
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconА. П. Гайдара кафедра мед подготовки и бжд
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconАктуальные вопросы современной науки
Ематики, информатики и технических наук, биологии и наук о Земле, экономики и юриспруденции, филологии, педагогики, социологии. Сборник...
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии icon«Наука и промышленность Республики Татарстан в годы войны»
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного потенциала современной гимназии iconПояснительная записка к проекту приказа мвд россии
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск