Скачать 86.4 Kb.
|
Тема открытого урока: Сезонные явления в жизни птиц. 7 класс С.Л. Воронова, учитель биологии МБОУ «Новотинчуринская ООШ Яльчикского района ЧР» Тип урока: комбинированный. Цель урока: обеспечить понимание учащимися приспособленности птиц к сезонным явлениям в природе. Задачи урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки. ХОД УРОКА Ӏ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ӀӀ. АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фронтальный опрос • Какую тему вы изучали на прошлом занятии? (Размножение птиц и развитие ) • Какие органы входят в половую систему птиц? (У самок – яйцеводы и яичники, у самцов – семенники и семяпроводы) •Какие особенности в системе размножения у птиц связаны с полетом. (У самок функционирует только левый яичник. Правый недоразвит; яйца в яичнике созревают не одновременно.) Работа с карточками. Размножение и развитие птиц. Вариант 1. •Верны ли учреждения?
Вариант 2.
ӀӀӀ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА У ч и т е л ь. Цели нашего урока: ознакомиться с жизнью и поведением птиц в разные сезоны года; узнать, как птицы приспособлены к сезонным явлениям природы. Запишите тему урока – «Сезонные явления в жизни птиц» • Какие сезоны года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима) • Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся учитель записывает на доске, выстраивая в нужной последовательности. Учащиеся также записывают в тетрадь. Весна: образование пар, постройка гнезда, размножение. Лето: обучение птенцов, линька, откормка. Осень: отлет в теплые края. Зима: пережидание неблагоприятных условий). У ч и т е л ь. К какому важному событию готовятся птицы весной? (Подготавливаются к размножению.) Как ведут себя птицы в этот период? (Поют, устраивают соревнования в борьбе за самку, показывают свое яркое оперение, строят гнёзда). Пение, соревнование за самку, показ своего яркого оперения, особые позы – все это вместе называется токование. Токование – поведение птиц в начале брачного периода, способствующие привлечению самки (иногда самца) и подготавливающее их к спариванию. Токование характерно для многих птиц, а мы рассмотрим его на примере глухарей. Для певчих птиц характерно пение. Особенно активно поют птицы в начале брачного периода. • Каково биологическое значение этого явления? Зачем поют птицы весной? ( Самцы песней сообщают, что территория занята, привлекают самок, которые выбирают наиболее активно поющих самцов.) После того как птицы образовали пары, они строят гнезда. • Для чего птице гнездо? (Гнездо - временное жилище, где птицы размещают своё потомство. Важнейшее назначение гнёзда – сохранение тепла.) Давайте рассмотрим разновидности птичьих гнезд. •Из чего птицы вьют гнёзда? (Птицы вьют гнезда из разнообразных материалов, используя, к примеру. Веточки деревьев, мох, листву, глину и т.п.) • Все ли птицы вьют гнезда? (Нет, не все. Пингвины, кукушки гнезд не строят.) • Почти все птицы размножаются в теплые месяцы. Почему же пингвины кладут яйца зимой? Давайте послушаем сообщение и постараемся ответить на этот вопрос. (Причина этого одна: при летней яйцекладке период роста птенца совпал бы зимой, когда море покрывается льдами. В подобном случае, по причине холодных погодных условий и большой удаленности от моря, поиски корма для птенца совпал бы зимой, когда море покрывается льдами. В подобном случае, по причине холодных погодных условий и большой удаленности от моря, поиски корма для птенца оказались бы для родителей непосильной задачей.) ( Сообщение учащихся о размножении пингвинов.) У ч и т е л ь. На чем основан успех паразитирования кукушки? Давайте послушаем сообщение и постараемся ответить на этот вопрос. (Успех паразитирования основан на том, что срок инкубации яиц кукушки короче, чем яиц хозяев гнезда. Птенец паразит, первым появившийся на свет, бурно растет. Сильно обгоняет своих приемных сестер и братьев и, перехватывая корм, приводит к их гибели.) У ч и т е л ь. Как мы выяснили, птицы весной размножаются и поэтому очень беззащитны. Как вести себя в лесу весной, чтобы не потревожить их? Давайте сформулируем основные правила поведения в лесу. Правила поведения в природе
Давайте теперь дальше проследим жизнь птиц. После того как птицы построили гнездо и отложили яйцо они приступили к их насиживанию. Когда появились птенцы, птицы начали их выкармливать, а потом и, обучать самих добывать пищу и летать. •Как вы думаете, когда птенец считается взрослым, и птицы-родители перестают о нем заботиться? (Когда птенец сам начинает добывать себе пищу). • Уже наступило лето. Птенцы выросли. И теперь всех птиц ждет смена перьев – линька. Как вы считаете, зачем птице менять перья? Функции линьки: • смена старого пера; • приобретение сезонной окраски; • терморегуляция (увеличивается количество пуховых перьев) Линька, как правило, происходит постепенно, и птица не теряет способность к полету. Но у некоторых видов, например у гусей, уток, лебедей, фламинго, выпадение маховых перьев происходит сразу и полностью. Птицы на несколько недель утрачивают способность летать и на это время скрываются в труднодоступных местах. После линьки птицы собираются в стаи и кочуют в поисках корма. Обильно питаясь, птицы жиреют. Некоторые (кедровка, сойка, сороки, и вороны) запасают пищу на зиму.
По особенности сезонных перемещений птиц делят на такие виды: оседлые, кочующие, перелетные. Работа с учебником У ч и т е л ь. Дайте определение каждого типа. Приведите примеры. Оседлые – регулярных перемещений не совершают, приспособились к переходу от одного вида корма на другой. Кочующие – отдаляются от летних мест обитаний на десятки сотен километров, но постоянных зимовок у них не бывает. Перелетные – совершают дальние перелеты на постоянную зимовку по постоянным, сложившимся веками маршрутами. Давайте посмотрим презентацию про перелетных птиц.
Ученые-орнитологи изучают перемещения перелетных птиц с целью их охраны. К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используется специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты нахождения.
ӀV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §48 (Константинов В.м., Бабенко В.Г. Биология. Животные. 7 класс.- М.: Вентана –Граф 2007). Выписать примеры оседлых, кочующих, перелетных птиц. Подготовить доклады о гоацине, археоптериксе. VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Где же ты, птаха! Где ты, певичка! В дальнем краю Гнездышко вьешь ты, Там и поешь ты песню свою. В.А.Жуковский (Ошибка поэта в том, что птицы в дальние края улетают на зимовку (пережидать неблагоприятные условия), а в месте зимовки они не размножаются, а значит, не строят гнезд и не поют песен.)
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА ЛИТЕРАТУРА
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Новотинчуринская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» | «Рассмотрена» «Утверждена» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотинчуринская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской... | ||
Рабочая учебная программа курса подготовки учащихся к Всероссийской... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байглычевская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотинчуринская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской... | ||
О подведении итогов районного этапа регионального конкурса Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина... | Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках... Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 | ||
Доклад руководителя мбоу «Большанская оош» Мбоу «Большанская оош» Прохоровского района Белгородской области за 2011-2012 учебный год | Доклад директора мбоу «Шатракасинская оош» Мбоу «Шатракасинская оош» Моргаушского района Чувашской республики по итогам работы 2012-2013 учебного года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Викторова Лариса Ивановна, учитель иностранного языка первой категории мбоу «Белозерская основная общеобразовательная школа Яльчикского... | Внеклассное мероприятие «День Земли» Авторы: Хафизова Дина Вильсуровна, учитель английского языка мбоу «оош п. Усть-Кара», Хатанзейская Валентина Владимировна, библиотекарь... | ||
Методические рекомендации Составила Колобова Ю. Я. учитель информатики Лицея №34 Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр | Собрание депутатов Яльчикского района решило: Статья 1 Решением Собрания депутатов Яльчикского района от 10. 12. 2004г. №22/2-с (с изменениями от 27. 10. 2005г. №1/7-с, 04. 05. 2006г.... | ||
Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского... Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского района чр | Урок №4 Начало пророчества Авторы Ибатуллина Г. С., учитель Алмалинской... Литвинова Л. В., учитель мбоу «Начальная школа – детский сад Вишенка» Оренбургского района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподаватель: Прудникова Наталья Юрьевна, учитель химии, биологии Образовательное учреждение: моу «Мараксинская оош» Колпашевского... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» |