МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Открытый урок по предмету «чтение и развитие речи» (внеклассное чтение) в 6 классе по теме «Тема природы в произведениях русских писателей. В.П.Астафьев «Белогрудка» Дата проведения: 28.02.2014г.
Учитель I квалификационной категории Е.И.Ломакина 2013-2014 учебный год
Цель: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.
Задачи:
- выработка навыков чтения (осознанности, беглости, выразительности);
- коррекция и развитие процессов анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей; развитие устной речи, обогащение словаря.
- воспитание любви, бережного отношения к природе, стремления сохранять всё живое; воспитание морально-этических качеств личности на основе анализа поступков героев рассказа. Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация к уроку, карточки с заданиями, аудиозапись «Звуки природы», выставка рисунков. Ожидаемый результат: учащиеся совершенствуют навыки чтения, получат знания о жизни и творчестве писателя, на основе анализа произведения приобретут знания правильного отношения к природе.
Ход урока
I. Оргмомент.
Положительный настрой на урок. Пожелание учеников друг другу.
Пожелание учителя. (Технологии здововьесбережения)
Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке. Отбросьте от себя плохое настроение. Глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наш урок и отправляемся в Страну удивительных тайн за новыми открытиями. – Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
– Для чего вам это нужно?
(Высказывания учеников)
II. Введение в тему урока.
1.Сегодня урок внеклассного чтения.
Тема нашего урока «Природа в произведении русского писателя В.П.Астафьева»
-Что мы относим к природе?
(Природа-это небо, лес, горы, реки, моря, животные.)
- Почему в настоящее время мы часто слышим, что природа нуждается в защите?
(Природа находится в опасности, загрязняют водоёмы, воздух, почву, горят и вырубаются леса.)
-Что произойдёт, если люди не будут стремиться сохранять природу?
(Если люди не будут заботиться об окружающей среде-планета может погибнуть.)
(Личностно-ориентированная технология)
Ученик читает наизусть стихотворение (индивидуальное задание)
Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
-Какова главная мысль этого стихотворения?
(Планету нужно беречь.)
-Что должен делать человек, чтобы сберечь сою планету? 2.Разминка.
Сейчас я предлагаю вам прочитать 3 предложения очень внимательно, постараться понять их и подготовиться к выразительному чтению.
(Детям даются карточки с высказыванием об отношении к природе.)
«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только сердцем». ( Словацкий поэт и мыслитель Павол Орсаг-Гвездослав)
- Что произошло с цветком, когда его сорвали?
- Что произошло с мотыльком, когда поймали мотылька?
- Что понял автор?
- А как вы понимаете прикоснуться можно только сердцем?
- Любоваться, наблюдать, смотреть
- Что здесь Красота, каким словом можно заменить?
- Какой вывод можно сделать из этого высказывания - вставить нужное слово.
(Записывают вывод на карточке)
Прикоснуться к …. (природе) можно только сердцем.
III.Работа по теме урока
1. Актуализация знаний по теме урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать с произведением замечательного русского писателя В.П.Астафьева. Вы покажете свои знания по прочитанному произведению, будем работать с планом рассказа и будем учиться составлять отзыв о произведении.
- Какие произведения автора вы читали?
(«Белогрудка», «Зачем я убил коростеля», «Капалуха»)
-Что объединяет эти рассказы?
(Все эти рассказы о природе)
2. Рассказ о писателе
-Сейчас Катя нам расскажет о В.П.Астафьеве. (Личностно-ориентированная технология)
(Индивидуальное задание – сообщение биографических сведений об авторе с демонстрацией презентации.) 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
Детство писателя было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.
С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил фабрично-заводское училище в г. Красноярске и работална железной дороге.
Осенью 1942г. В. П. Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, разведчик, связист. Получил ранения, контузию.
После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.
Последние годы жизни писатель провел на родине в Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка.
Герои книг В.П.Астафьева - простые люди, а еще постоянный герой его произведений - природа.
Для детей я всегда пишу со светлой радостью,– говорил В. П. Астафьев,– и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости”. И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь.
3.Работа над произведением.
1)Работа по выяснению понимания смысла прочитанного.
–Какой рассказ вы читали к уроку внеклассного чтения?
- Кто такая Белогрудка?
- Какое страшное событие происходит в жизни куницы?
- Кто был виноват в страданиях куницы?
- Как ответила на это Белогрудка?
2)Словарная работа
(выяснение значений непонятных слов)
Косогор – склон горы или холма
Пихтовая –пихта хвойное дерево
(Еловая и пихтовая) крепь – укрепление, защита (от людских глаз и рук)
кунята
3)Выставка рисунков с краткой защитой своей работы. (Выслушать несколько учеников.)
4)Работа по восстановлению плана рассказа.
Предлагаю вам такую работу: перед вами план, рассказа, но пункты плана переставлены местами. Вам нужно будет поставить в нужном порядке, как происходят события.
Работать будете в группах: (Технология групповой деятельности)
1 группа: Женя, Ваня, Игорь, Алла.
2 группа: Катя, Дима. Настя, Катя. 3. Котята пропали.
6.Белогрудка мстит.
7.Куница в неволе.
1.Скрытный зверёк в лесной глухомани.
2.Заботливая мать.
5.Страшный день.
9.Горький урок для людей.
4.Несчастная мать ищет котят.
8.Смерть Белогрудки. 5)Самопроверка по слайду презентации.
IV)Физминутка. (Отдых под звуки леса и картинки на тему «Лес») (Технологии здововьесбережения)
6)Чтение отрывков из рассказа в соответствии с планом.
7)Составление отзыва о прочитанном. (Технология дифференцированого подхода- задания для двух групп) учащихся № 1- облегчённый вариант, №2 более сложный. Отзыв о рассказе (№ 1) 1.Как называется произведение, которое вы читали к уроку внеклассного чтения?
(К уроку внеклассного ….. мы читали рассказ «…………………..»)
Кто автор?
Автор рассказа ……………………………. .
3. Где происходят события рассказа? (События рассказа происходят в лесу и деревнях……………….и …………………….)
4. Назовите главных героев рассказа? (Главные ……………….. ……………………….- куница Белогрудка, деревенские ……………………………… .
5. Что происходит с Белогрудкой и её детынышами?
(Белогрудка и её ……………. ……………….).
6. Кто виноват в гибели животных?
(В гибели животных виноваты…………………..).
7. Как поступила куница по отношению к людям?
(Куница …………… людям за своих детёнышей.)
8. Были ли наказаны ребята за жестокий поступок?
(Родители наказали детей за …………………... ………………)
9. О чём предупреждает автор читателей?
(Автор предупреждает читателей о том, что не нужно ………………………..в жизнь леса, вредить природе - она может отомстить человеку.)
10. Выразите своё отношение к рассказу. Словарь
Зуяты
Вереино
мальчишки
жители
погибают
отомстила
жестокий поступок
вмешиваться
вредить
отомстить Отзыв о рассказе (№ 2) 1.Как называется произведение, которое вы читали к уроку внеклассного чтения?
(К уроку внеклассного ….. мы читали рассказ «…………………..»)
3. Кто автор?
Автор рассказа ……………………………. .
3. Где происходят события рассказа? (События рассказа происходят в лесу и деревнях……………….и …………………….)
4. Назовите главных героев рассказа? (Главные ……………….. ……………………….- куница Белогрудка, деревенские ……………………………… .
5. Что происходит с Белогрудкой и её детынышами?
(Белогрудка и её ……………. ……………….).
6. Кто виноват в гибели животных?
(В гибели животных виноваты…………………..).
7. Как поступила куница по отношению к людям?
(Куница …………… людям за своих детёнышей.)
8. Были ли наказаны ребята за жестокий поступок?
(Родители наказали детей за …………………... ………………)
9. О чём предупреждает автор читателей?
(Автор предупреждает читателей о том, что не нужно ………………………..в жизнь леса, вредить природе - она может отомстить человеку.)
10. Выразите своё отношение к рассказу.
8)Проверка-чтение отзыва.
V.Выставление оценок, задание на дом (пересказ по плану)
VI.Рефлексия.
- Что больше всего запомнилось на уроке?
-Какие трудности испытали?
-Что получилось? |