Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи»





НазваниеРабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи»
страница1/4
Дата публикации02.09.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4

«Утверждено»

Приказ №_____от

«___»_______20___г.

И.о. директора школы

__________Кудрявцева М.А.

«Согласовано»

«__»_____20___г.

Заместитель директора школы по УР

_____________Хорошева Ю.В.



«Рассмотрено»

Протокол №____от

«__»_____20___г.

Руководитель МО

__________Михайлова В.Н.



Рабочая программа учебного курса

«Чтение и развитие речи»
Срок реализации Программы: 5 лет

Программу составил:

Учитель русского языка ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Гаврыш Оксана Анатольевна

Год составления Программы:2013

Пояснительная записка.
Программа курса «Чтение и развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов в 2 сб. Под редакцией В.В. Воронковой.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2011Сб.1.

Литературное чтение — один из основных предметов в специальной школе. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

В старших (5-9) классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографи­ческие данные писателей, тем более их творческий путь, представлен­ный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исто­рических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описы­ваемые события, не всегда понимают слова и выражения, используе­мые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уро­ку по каждому художественному произведению, способствует ре­шению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Изучение курса литературного чтения в школе направлено на достижение следующих целей:


  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;




  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;




  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Приоритетной целью обучения литературному чтению в школе является формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

5 класс

(4 ч. в неделю)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю­дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голо­са), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественно­го произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выра­жений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по­вествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборо­тов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произве­дению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение1

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учите­лем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о про­читанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению.

'Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц

Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнеч­ный камень», «Горный мастер».

  4. В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чу­довище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

  5. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных коро­лей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

  6. А. П. Гайдар «Чук и Гек».

  7. Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

  8. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказоч­ка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказ­ка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

  9. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».

10. В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
11.К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».

  1. Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».

  2. Б. Н. Полевой «Сын полка».

  3. М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

  4. Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».

. V,


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

6 класс

(4 ч. в неделю)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Опреде­ление основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противо­положными значениями; объяснение с помощью учителя слов, дан­ных в переносном значении, и образных выражений, характеризу­ющих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и вы­борочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовить­ся к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопро­сам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение1

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внекласс­ного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное состав­ление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанно­го по заданию учителя, называние главных действующих лиц, вы­явление своего к ним отношения. 'Внеклассное чтение проводится один раз в месяц.


Рекомендуемая литература (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».

  4. П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

  5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Ат­лантиды».

  6. В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Су­масшедшая птица», «Морской чертенок».

  7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна забро­шенного замка».

  8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».

9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

  1. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».

  2. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».

  3. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушки­но золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

  4. Я Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнеч­ном городе», «Незнайка на Луне».

  5. Ю. К. Олеша «Три толстяка».

  6. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Про­щание с летом».

  7. Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Вол­шебная правда».

  8. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Бар­сук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

  9. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

  10. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

  11. А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8 стихотворений.

7 класс

(3 ч. в неделю)

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из худо­жественных произведений классиков русской и отечественной ли­тературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонто­ва, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Королен­ко, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Си­монова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по­ступков, подтверждение своего заключения словами текста. Состав­ление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных опре­делений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изме­нением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение1

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятель­ное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценить поступ­ки действующих лиц.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. 'Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.

Рекомендуемая литература (на выбор)

1.В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».

  1. А. Р. Беляев «Чудесное око».

  1. В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо­чок», «Мышарик», «Вести из леса».

4.Жюль Берн «Дети капитана Гранта».

  1. А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».

  2. А. М. Горький «Детство».
    7.Д.Дефо «Робинзон Крузо».

  1. Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».

  2. В. П. Катаев «Хуторок в степи».

  3. В. Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч»,«Дети подземелья».

11JI.H. Лагин «Старик Хоттабыч».

  1. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» (отрывки).

  1. К. Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степ­ная гроза», «Жильцы старого дома».

  1. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

  1. А. А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о сле­пом баянисте», «Защитник Сталинграда»).

  1. Л. П. Чехов «Спать хочется», «Каштанка».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена...
...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconУрок по предмету «чтение и развитие речи» (внеклассное чтение)
Мкскоу каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (7 кл.)
Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (9 кл.)
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 7 класс
Рабочая программа составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В....
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе: 7 часов на развитие речи,...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по предмету чтение и развитие речи в 8 классе составлено на основе Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconУрока: Развитие речевых умений учащихся по теме «Книги и чтение»
Образовательная: способствовать развитию речевых умений навыков устной речи по теме «Книги и чтение»
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Являясь комплексной, она развивает все основные языковые навыки: говорение, аудирование (восприятие речи на слух), чтение и письмо,...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Являясь комплексной, она развивает все основные языковые навыки: говорение, аудирование (восприятие речи на слух), чтение и письмо,...
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconТематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
Самостоятельная работа, лабораторные, практические, развитие речи, внеклассное чтение и т п
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» iconРабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной...
«Грамматика, правописание и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. А. К. Аксенова,А. П. Антропова, допущенной Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск