Скачать 467.8 Kb.
|
Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ в 8 классе составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Издательство: ВЛАДОС, Москва, 2010. Научный руководитель проекта В.В.Воронкова), а также базисного учебного плана. Количество часов в неделю – 3, всего – 102 часов Административных контрольных работ: 3 Учебник: Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Дополнительная литература:
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать па поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Примерная тематика Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н.В. гоголя, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова. Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя). Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения в 8 классе
|