Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации19.05.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
ГБОУ Гимназия №1306

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей на заседании №2 методического совета Директор Гимназии

начальных классов ГБОУ Гимназии №1306 Спорышева Е.Б. __________

№1 от 29.08.2013г. от 26.09.2013г. 27.09.2013г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО литературному чтению
ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Разработчик программы:

Новоселова Елена Викторовна, учитель начальных классов



2013 год






Пояснительная записка к учебному курсу
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы курса «Литературное чтение» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ авторы: Э.Э. Кац (2012 год издания).

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувство, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо формировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

—формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

—формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

—развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

—формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

—формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

—развитие воображения, творческих способностей;

—формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

—обогащение представлений об окружающем мире.

Программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по «Литературному чтению» и авторской программой учебного курса.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:

п/п

Изменение

Обоснование

1

Количества часов

Учебный план школы


Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

Литература (основная и дополнительная):

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч., Москва, «Астрель», 2012

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2., Москва, «Астрель», 2013

Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие, 2012

2. Дидактический материал: электронные учебники

3. Учебное оборудование:

маркерная доска – 2 шт.

4. Компьютерное оборудование: Promethean Planet

6. Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов):

http://school-collection.edu.ru/

http://nachalka.info/

http://www.openclass.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://www.classmag.ru/

http://nachalka.seminfo.ru/

http://900igr.net/

http://www.solnet.ee/
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:

Возможные особенности:

Количественный состав класса-27 человек

Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса - средний

Реализация индивидуальных учебных планов осуществляется через систему консультаций индивидуального расписания;

Формы получения образования учащимися класса - очная;

Психологические, физиологические особенности учащихся соответствуют норме.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся

-групповая; парная; индивидуальная;

-проектная, игровая… деятельность;

- самостоятельная, совместная деятельность;

- экскурсия, практикум, лабораторная работа…
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Например,

Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос…

Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа…

Итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест…
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (основание - ФГОС НОО, учебная программа)

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и само­стоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказы­вать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоз­зрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта за­дача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «по­гружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубеж­ных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произ­ведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, пси­хологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установ­кой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспе­чивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной про­блемы, переживание эмоционального состояния.

Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник - творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литера­туры в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культу­рой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдержи­вать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь, «Молча­ливое» чтение также способствует ее развитию.

Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской пози­ции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художе­ственном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художе­ственной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обо­гащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к само­анализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литератур­ных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и не­живой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовы­вать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимо­сти литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.


Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барь­ер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается мно­гими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

Прилагаемые к программе учебники включают сис­тему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяется в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, и уровня подготовленности учеников.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творче­ской деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, кото­рая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психо­логических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобра­зование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нрав­ственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение худо­жественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и уме­ний. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисцип­линами.
Основные задачи курса литературного чтения:

формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения,
творческих способностей ребенка;

освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых
для «проникновения» в художественный текст;

устной и письменной речи;

формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического
отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, пе­
реживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь: осознанно, плавно, правильно читать целыми словами; соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.
Работа с текстом и книгой.

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непо­нятных слов.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность ге­роя, его речь, поступки, место действия.

Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, уме­ние выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт,

Формирование умений определять главную мысль произведения.

Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выбо­рочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опира­ясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персона­жам различных произведений.

Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться \ толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием; причины поступков героев;
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; - делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя; определять с помощью г учителя основную мысль текста; выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос; выяв­лять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;

- характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять
сделанный выбор;

- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент; выражать на доступном уров­не в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, со­здавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать написанный писателем сюжет; создавать рассказ по репродукциям картин известных художни­ков по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстра­циях к произведению.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам; писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразитель­но читать их перед одноклассниками.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

• умения оценивать свое отношение к учебе;

• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

• объяснять действия персонажей;

• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

• сравнивать героев разных произведений;

• ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• создавать рассказ по циклу картинок;

• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

• читать по ролям художественное произведение;

• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:

• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

• находить сравнения в тексте произведения;

• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

• самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;

• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные

Учащиеся научатся:

• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

• сравнивать произведения и героев;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

• находить объяснение незнакомых слов в словаре;

• находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

• задавать вопросы по тексту произведения;

• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться:

• обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

• аргументировать собственную позицию;

• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Тематическое планирование

№ п\п

Название раздела

Количество часов




Осень пришла

12




Народные песни, сказки, пословицы

22




Зимние картины

10




Авторские сказки

24




Писатели о детях и для детей

22




Весеннее настроение

12







102



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск