Скачать 148.15 Kb.
|
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование в 2011-2012 учебном году В целях исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов. В 2011-2012 уч. году включение данного курса в образовательный процесс начального общего образования во 2 и 3 классах является обязательным. Поскольку подходы к реализации курса краеведения «Морянка» во втором классе не изменились, в данном методическом письме представлены рекомендации по реализации указанного курса в 3 классе. Содержательно-методическая обеспеченность курса для 3 класса
Методические рекомендации по реализации курса краеведения «Морянка». В третьем классе углубление представлений младших школьников о родном крае происходит на материале по истории и культуре Архангельской области (в отличие от второго класса, где раскрывалось ближайшее окружение, родной город (село). В содержательных линиях это отражено следующим образом. 1. «Вот она какая, дорогая родина моя» – знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами. 2. «Родом из поморской славной стороны» – формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края. 3. «Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях. 4. «Мой Север, скупой чародей!» – закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием. 5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» – знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края. Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики. Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача. Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер. Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы. Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.
В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса). Оформление документации. Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются требования, принятые в образовательном учреждении («Закон РФ «Об образовании» ст. 32. п.2.пп.7). Обязательной составной частью рабочей программы является календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования. Оформление журнала. При реализации курса краеведения «Морянка» в образовательном процессе начальной школы, работающей в условиях 5-дневной учебной недели, темы занятий, раскрывающие региональное содержание, заносятся на страницы предметов, в которые интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится помета «РКМ» - региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. В качестве примера приведён фрагмент записи в журнале (табл. 1). Таблица 1 Предмет Окружающий мир
При реализации повышенного уровня курса краеведения «Морянка» в форме урока (в условиях шестидневной учебной недели за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) в журнале отводятся отдельные страницы, на которых указывается предмет - «Краеведение. Морянка». Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка (за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий). Оценивание обучающихся Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах1. В 2012 году планируется выход методического пособия, содержащего среди прочих материалов дополнительный диагностический инструментарий. Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами. Приложение Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»2
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»3
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России»4
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»5
1 Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147. 2 Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 4-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2009. -204 с. 3 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с. 4 Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. С.И.Волкова и др.] .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -158 с. 5 Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа ХХI века". – 3-е изд. доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми... Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов | Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных... Махмурян К. С., Корникова Г. А., Белоножкина Е. Г., Каплина О. В., Крючкова Т. Ю., Майдонова С. В | ||
Учебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение... Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый... | Положение об организации практики студентов Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности... Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | Методическое письмо вводная часть Необходимо отметить, что так называемый "Единый орфографический режим" ("Единые требования к устной и письменной речи учащихся к... | ||
Методические рекомендации по организации, проведению и содержанию... Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011.... | Методическое письмо о преподавании курса «основы безопасности жизнедеятельности» Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер, В. Я. Сюньков, А. Е. Врагова, А. Л. Семенов, О. Б. Логинова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическое письмо «Об организации внеклассного чтения в начальной школе» | О проведении историко-краеведческого конкурса рефератов Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных... | ||
Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике | Педагогическая практика Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие... | ||
Методические рекомендации по организации учебного процесса в оу по... ... | II. Организация профессиональной практики Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В программе представлено научно-методическое обеспечение организации, проведения и анализа деятельности студентов в процессе прохождения... | Методические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной... В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара... |