Проект
ПОЛОЖЕНИЕ об организации практики студентов
Шадринского государственного педагогического института Принято Ученым Совета
института «___» ______ 2012 г.
протокол №__ Положение об организации практики студентов Шадринского государственного педагогического института составлено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, рекомендациями Министерства образования Российской Федерации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 3 августа 2000 г., Уставом Шадринского государственного педагогического института.
Общие положения
Практика студентов института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в соответствии с ГОС(ФГОС) утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
Общая продолжительность, виды практик и приобретаемые в ходе практик умения и компетенции определяются государственными и федеральными государственными стандартами ВПО по направлениям подготовки и специальностям.
Цели, задачи, содержание и порядок отчетности по практике определяются соответствующими ГОС и ФГОС ВПО и программами практики.
1.3 Перечень практик определяется в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС) ВПО по направлениям подготовки (для бакалавров), по специальностям (для специалистов). Цели, задачи и требования к практикам, а также содержание и порядок предоставления отчетности по практике должны быть сформулированы в рамках программ практик, либо в рамках Положения о практике на соответствующем факультете, которое не должно противоречить данному положению. Программы практик разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО по направлениям подготовки (для бакалавров), по специальностям (для специалистов) по каждому виду практики и утверждаются заведующими кафедрами института.
Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.
Программы практик разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов ВПО по направлениям подготовки (для бакалавров), по специальностям (для специалистов) по каждому виду практики и утверждаются заведующими кафедрами института.
Виды практики
2.1. Основными видами практики являются:
- учебная (ознакомительная),
- производственная (для подготовки бакалаврской работы),
- научно-исследовательская и педагогическая (в отдельных случаях).
- учебная (ознакомительная)
- производственная
- преддипломная
Перечень практик может быть расширен в соответствии с ФГОС ВПО. Цели, задачи и требования к таким практикам должны быть сформулированы в рамках программ практик, либо в рамках Положения о практике на соответствующем факультете.
Учебная (ознакомительная) практика бакалавров и специалистов проводится на младших курсах (1-2 курсы) с целью закрепления, расширения и углубления полученных теоретических знаний и приобретения первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем. Перечень учебных практик определен на факультетах.
Производственная практика бакалавров проводится на старших курсах (3-4 курсы) с целью изучения методических, инструктивных и нормативных материалов, специальной литературы, отработки полученных в ходе обучения и учебной практики навыков, а также сбора, систематизации, обобщения материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.
Производственная практика специалистов проводится на старших курсах с целью более углубленного изучения специальных дисциплин и дисциплин специализаций на основе приобретения практического опыта, для закрепления полученных компетенций и навыков научной и практической работы.
Преддипломная практика специалистов является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и выбора темы дипломной работы. Преддипломная практика специалистов проводится на 5 курсе с целью сбора материала для выполнения выпускной квалификационной работы, приобретения выпускниками профессионального опыта, совершенствования компетенций, проверки готовности будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности.
Организация и руководство практикой
2.1. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью в организациях и учебно-воспитательных учреждениях в том числе образовательных всех типов.
Практика организуется в базовых организациях на основе творческого сотрудничества преподавателей института и работников организаций.
Практика реализует учебные цели и задачи профессиональной подготовки. Практика студентов имеет на каждом курсе свои задачи, содержание и структуру, предполагает участие в ней психолого-педагогических, специальных и методических кафедр при соответствующем распределении функций и взаимодействии с ними.
2.2. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют соответствующие кафедры института, которые обеспечивают выполнение учебных планов, программ практики и высокое качество ее проведения.
Кафедры (факультеты) формируют базу данных по предприятиям, учреждениям, организациям и подают заявки по видам практики для заключения договоров в учебно-методическое управление института.
Кафедры разрабатывают программы по каждому виду практики по направлению (для бакалавров) и по специальностям (для специалистов), разрабатывают учебные, практические и исследовательские задания для студентов к их выполнению; оказывают помощь практикантам, осуществляют анализ результатов выполнения заданий кафедр в общей системе практической деятельности студентов.
Для выполнения организационной работы по проведению практики на кафедре (факультете) назначается распоряжением по факультету факультетский руководитель практики и методисты.
Практика в учреждении, организации, на предприятии осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации и предприятия предоставляют студентам места для прохождения практики.
2.3. Договоры с базами практики заключает учебно-методическое управление (руководитель практики) института на основе учебных планов факультетов и заявки от кафедр, на срок до пяти лет с уточнением на. Каждый учебный год руководитель практики перед началом практики (за месяц) согласовывает с предприятием, учреждением, организацией возможность предоставления базы практики.
2.4. Перед началом практики деканатом совместно с кафедрой, ответственной за проведение практики, проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняется порядок прохождения практики, ее цели, задачи и содержание, структура плана индивидуальной работы, форма и содержание отчетной документации, что указывается в факультетских положениях о практике.
Практика может проводиться в структурных подразделениях института, в организациях, на предприятиях, в учреждениях.
Выпускающие кафедры:
выделяют в качестве руководителей практики опытных профессоров, доцентов и преподавателей.
обеспечивают предприятия, учреждения, организации, где студенты проходят практику, а также самих практикантов программами практики;
• осуществляют строгий контроль за организацией и проведением практики студентов непосредственно на предприятии, учреждении, организации, за соблюдением ее сроков и содержания.
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом с учетом теоретической подготовленности студентов.
График прохождения практик, согласованный с деканатом, предоставляется кафедрой в учебно-методическое управление института.
Контроль за прохождением практик осуществляется кафедрами, деканатами и УМУ института.
Учебная и педагогическая Практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по неделям при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.
Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии, если работа в данных отрядах соответствует программе практики.
Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена учебная и производственная (педагогическая) практика. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.
При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует программе практики. На студентов, зачисленных на вакантную должность, распространяется трудовое законодательство, они подлежат государственному социальному страхованию. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, практику проходят в этих организациях.
Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст.92 Трудового кодекса РФ).
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
Руководитель педагогической практикой института:
обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов практики по институту;
подбирает базы для проведения практики; подбирает руководителей практики в учреждениях при согласовании с их администрацией; заключает договоры для проведения практики;
изучает программу практики и учебно-методическую документацию на факультетах;
готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников института и организаций, участвующих в практике; несет ответственность совместно с руководителями организаций и учреждений за соблюдение правил техники безопасности охраны труда;
5) участвует в проведении установочных и заключительных конференций на факультетах;
6) контролирует работу факультетских руководителей, методистов, администрации и учителей школ города, работников внешкольных учреждений по руководству практикой;
7) посещает базы практики и анализирует деятельность студентов в соответствии с программой практики уроки и другие виды занятий, проводимые студентами; принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
8) контролирует документацию на оплату лиц, привлекаемых к руководству практикой; осуществляет контроль за соблюдением сроков практики;
9) участвует в совещаниях педсоветах при подведении итогов практики;
составляет общий отчет по практике;
обобщает учебно-методический опыт практики, вносит предложения по его реализации;
участвует в работе кафедр по обсуждению вопросов практики;
контролирует прохождение медосмотра перед практикой (при необходимости).
Факультетский руководитель:
организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике;
распределяет студентов по школам и классам базам практики;
готовит студентов к научно-методической конференции;
проводит инструктивно-методическую работу с преподавателями, принимающими участие в практике;
собирает и проверяет отчетную документацию по практике и совместно с преподавателями кафедр, участвующими в практике, выставляет итоговую оценку в ведомость и зачетную книжку;
составляет отчет по факультету о практике, который предоставляется в УМУ института после проведения итоговой конференции.
Групповой руководитель:
1) принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в совещаниях у руководителей учреждений (в начале и конце практике);
2) проводит консультации для практикантов по подготовке и проведению практики;
3)оказывает научно-методическую помощь практикантами;
4)представляет сведения об итогах практики факультетскому руководителю. Руководитель практики от предприятия, учреждения, организации:
обеспечивает необходимые условия прохождения практики,
проводит работу с сотрудниками по вопросам предстоящей практики;
знакомит студентов с базой практики, документацией, с общей постановкой работы, знакомят с планом работы;
на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию практики;
проводит совещания по итогам практики, участвует в установочных и итоговых конференциях.
дает характеристику студентам-практикантам, оценивает их работу;
вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.
Методисты по специальности и воспитательной работе:
принимают участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в совещаниях у директора школы и руководителей внешкольных учреждений администрации предприятий, организаций и учреждений (в начале и конце практике);
проводят консультации для практикантов по подготовке урока и внеклассного мероприятия;
организуют посещение практикантами уроков по специальности, внеклассных занятий по предмету, воспитательных мероприятий, посещают базы практики, проводят их анализ деятельности студентов;
совместно с учителями школ распределяют между практикантами темы уроков и внеклассных занятий по предмету и воспитательной работе;
разрабатывают тематику индивидуальных занятий; утверждают индивидуальные планы работы студентов, контролируют их выполнение;
обеспечивают проведение выполнение студентами различного типа уроков и внеклассных занятий по предмету, проверяет и утверждает их конспекты, анализирует и оценивает их программы практики, проверяют и оценивают документацию студентов в период практики и по ее окончании;
оказывают научно-методическую помощь учителям школы в проведении работы с практикантами руководителям практики от предприятий, организаций, учреждений;
представляют сведения об итогах практики факультетскому руководителю.
Преподаватель (учитель) образовательного учреждения Специалист от предприятия, учреждения, организации :
знакомит прикрепленных к нему студентов с планом учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
совместно с групповым руководителем методистами составляет график выполнения студентами программы практики проведения студентами уроков и внеклассных мероприятий по предмету;
консультирует студентов при подготовке их к деятельности урокам, утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;
оказывает помощь студентам при подготовке уроков разного типа, проведение практических занятий;
участвует в анализе и оценке деятельности студентов каждого урока, данного студентами;
поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию фильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;
дает характеристику студентам и оценку их учебной работы;
участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по практике.
Классный руководитель:
знакомит студентов с составом класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
помогает студентам при составлении плана, контролирует его выполнение, дает консультации;
руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;
присутствует на воспитательных мероприятиях и анализирует их;
дает характеристику студентов, оценивает их воспитательную работу;
вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.
В период практики студенты-практиканты обязаны организовывать свою деятельность в соответствии с требованием устава базы практики, подчиняться правилам внутреннего распорядка, выполнять распоряжение администрации организации, где проходят практику и руководителей практики.
На них распространяются правила охраны труда, с которыми они должны быть ознакомлены.
В период практики студенты обязаны:
своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные сквозной программой практики; проводить учебно-воспитательную работу;
своевременно и тщательно готовиться к видам работ, предусмотренных программой практики занятиям с учащимися;
иметь утвержденную и подписанную методистом конспекты всех уроков, воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету за два дня до их проведения документацию по практике;
изучать детский коллектив, проводить диагностическую работу, владеть средствами коррекции, находить пути воздействия на детей;
анализировать свою работу, вести дневник практики по установленной форме.
Студенты-практиканты имеют право:
по всем вопросам обращаться к руководителю практики института, методистам, администрации учреждений и организаций;
получать компетентную консультацию специалистов предприятия, организации, учреждений по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
вносить предложения по совершенствованию производственного процесса, организации практики;
принимать участие в конференциях и совещаниях, пользоваться технической и методической базами организаций.
К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие академической задолженности.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого оценена «неудовлетворительно», считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению совета факультета или руководителя практики он может быть отчислен из института как имеющий академическую задолженность.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Длительность повторного прохождения практики согласуется с методистами, руководителем практики.
|