Информационно-методическое письмо «Об организации внеклассного чтения в начальной школе» Внеклассное чтение не является отдельным предметом, а представляет собой один из разделов предмета «Литературное чтение». Данный раздел в каждой программе по литературному чтению включает набор определённых тем и видов читательской деятельности. В «Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ» федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного и среднего (полного) общего образования (2004 г.) даны характеристики разделов и дидактических единиц по каждому предмету.
В раздел «Круг чтения и опыт читательской деятельности» предмета «Литературное чтение» включены умения по работе с книгой: «различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг». Раздел «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» предмета «Литературное чтение» содержит умения по использованию приобретённых знаний и умений для «самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном; самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам».
Данные умения формируются в курсе литературного чтения, в котором выделяется или отдельный раздел, имеющий особое название в каждом учебно-методическом комплекте, или формирование умений идет во всех разделах программы.
Система учебников или учебники завершенной предметной линии
| Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год)
| Название особого раздела предмета «Литературное чтение»
| Рекомендации авторской программы по литературному чтению
| Школа России
| Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение (2-4 кл.)
| Внеклассное чтение
| Обучение грамоте (программа)
Авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько (2007 г.)
Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: 1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение. 2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи. 3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Рекомендуется опираться на программу, которая подготовлена Н. Н. Светловской, Т. С. Пиче-Оол и обеспечивается комплектом пособий, созданных профессором Н. Н. Светловской и ее авторским коллективом. Программа предназначена для реализации теории читательской самостоятельности, выдвинутой профессором Н. Н. Светловской.
Литературное чтение (программа)
Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (2007 г.):
На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз в неделю. Во 2—4 классах внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут. В 3 и 4 классах возможно один час добавить из вариативной части Базисного учебного плана.
| Начальная школа 21 века
| Ефросинина Л.А. Литературное чтение (2 кл.); Ефросинина Л.А., Оморокова М. И. Литературное чтение (3-4 кл.)
| формирование информационно-библиографической культуры идёт во всех разделах программы
| Ефросинина Л.А., Оморокова М. И. Литературное чтение. Программа. 2010 г.: Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, на уроках литературного чтения комплексно решаются все задачи литературного развития младших школьников.
| Школа 2100
| Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение (2-4 кл.)
| Внеклассное чтение
| Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (программа) 2008: Урок внеклассного чтения проводится в конце каждого раздела программы литературного чтения
| Перспектива
| Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение (2-4 кл.)
| Внеклассное чтение
| Рекомендации те же, что в УМК «Школа России», так как программа одна и та же
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«Дрофа»
(УМК «Р.И.Т.М»)
| Джежелей О.В. Литературное чтение (2-4 кл.);
| Свободное чтение и «Круг детского чтения»
| Методика свободного учебного чтения развивает основные положения методики внеклассного чтения. Автором разработаны типовое планирование занятий и специальные пособия: Джежелей О. В., Емец А. А. Уроки свободного чтения. 1 класс. М., 2007. Учитель вправе пользоваться ранее изданными материалами по внеклассному чтению с учётом корректировки и изменения тематики: Джежелей О. В., Светловская Н. Н. Учимся читать книгу. М., 1983; Джежелей О. В., Светловская Н. Н. Учимся любить книгу. М., 1982; Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. М., 1981.
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«Федоров»
Система Л. В. Занкова
| Свиридова В.Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение (2 кл.); Чуракова Н. А. Литературное чтение (3-4 кл.)
| Разделы «Виды читательской деятельности» и «Круг детского чтения»
| Свиридова В.Ю., Чуракова Н. А. (программа) 2008 г.:
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текстов, знакомство с книгой как источником различного вида информации и
формирование аналитических и библиографических умений.
Раздел «Круг детского чтения» обеспечивает формирование мотивированного
выбора круга чтения, устойчивого интереса к самостоятельной читательской
деятельности.
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«Ассоциация 21 век»
(УМК «Гармония»)
| Кубасова О.В. Литературное чтение (2-4 кл.)
«Библиографическая культура»
| «Читательские умения»
(навык чтения, работа с текстом и книгой)
| О. В. Кубасова. Литературное
чтение. Программа. 2010 г.: в третьей части книги («В мире книг»*), кроме текстов, в качестве учебного материала дается определенный набор внетекстовых средств: обложка, титульный лист, предисловие, содержание (оглавление), иллюстрации с помощью методического аппарата учебника у детей формируются навыки работы с книгой. К концу 2 класса дети должны научиться ориентироваться в одной книге и в небольшой (до 5—6) группе книг. Методика обучения работе с книгой (2-4 кл.) базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской.
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«ВИТА пресс»
система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
| Матвеева Е.И. Литературное чтение (2-4 кл.)
| формирование информационно-библиографической культуры идёт во всех разделах программы
| Е. И. Матвеева. Программа по литературному чтению (1 – 4 классы).
Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятельности. Работать с книгой ученик начинает с первого класса, поэтому ему необходимо иметь ориентиры в огромном количестве той литературы, которая есть в библиотеках, дома, в книжных магазинах. Во-первых, программа учит искать необходимую книгу, для чего в учебных пособиях есть специальные обозначения, отсылки, рисунки. Во-вторых, ученику на страницах пособия постоянно дается небольшой список рекомендуемых произведений для самостоятельного чтения дома. В-третьих, учебное пособие будет содержать (по замыслу автора и художника) иллюстрации, ярко демонстрирующие ребенку авторов, заглавие и выходные данные нужных для чтения книг.
Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу: 1-ый класс. Знакомство с понятиями «книга», «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг. Формирование первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками; элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация).
2-ой класс. Знакомство с процессом создания книги, с профессиями людей, которые книгу (наборщик, печатник, переплётчик), с названием «книжной фабрики» – типографией. Знакомство с понятиями «библиотечный (или книжный) фонд», открытый и закрытый фонд, «стеллаж», «полка». Формирование умения самостоятельно находить книгу на полке разными способами: «по автору», «по названию», «по рубрике» и т.д. Знакомство с понятиями «газета», «журнал», «статья», «заметка», «корреспондент», «журналист», «периодическая печать», «книга-сборник», «справочные издания», «интернет-издания».
3-4-ый классы. Знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель». Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«Астрель»
(УМК «Планета знаний»)
| Кац Э.Э. Литературное чтение (2-4 кл.)
| 1кл. – семейное чтение; 2-4 кл. – самостоятельное чтение и «Круг детского чтения»
| Кац Э. Э. Литературное чтение (программа) 2010 г.: Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
| Учебники завершенной предметной линии изд-ва
«Академкнига/ учебник»
(УМК «Перспективная начальная школа»).
| Чуракова Н.А. Литературное чтение (2-4 кл.).
| Библиографическая культура
| Формирование библиографической культуры идёт в процессе изучения курса «Литературное чтение» в каждом разделе.
|
Таким образом, единого названия «Внеклассное чтение» нет. Традиционно в курсе литературного чтения часть уроков использовалась для уроков внеклассного чтения (в 1, 2, 3 классах - 1 час в неделю, в 4 классе - 1 час раз в две недели). Авторские программы курса «Литературное чтение» рассчитаны на 136 часов в год (4 часа в неделю).
На основании приказа Департамента образования Вологодской области от 01.07.2011 №1018 внесены изменения в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 г. №574. В результате этих изменений базисный учебный план для образовательных учреждений Вологодской области на 2011-2012 учебный год содержит количество уроков литературного чтения в неделю от 4 (во 2, 3, 4 классах) при шестидневной учебной неделе до 3 (во 2 классе) и 2 часов (в 3 и 4 классах) при пятидневной учебной неделе. В связи с переходом 2-4 классов на новый базисный учебный план и сокращением количества часов литературного чтения в неделю сложно выделить отдельные часы на внеклассное чтение.
Рекомендуем учителям, работающим по программам, содержащим особый раздел, самостоятельно определить количество часов для формирования умений работать с книгой в рабочей программе и тематическом планировании в зависимости от количества уроков литературного чтения в неделю.
Учителям, работающим по программам, не содержащим особого раздела (программы системы учебников «Начальная школа 21 века», УМК «Перспективная начальная школа», система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), необходимо отразить формирование умений «самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном; самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам» в тематическом планировании в особой графе «Формирование библиографических умений». Развитию данных умений могут быть посвящены как отдельные уроки, так и части уроков литературного чтения. Тематическое планирование будет раскрывать особенности формирования библиографических умений.
Требования ФГОС НОО по формированию универсальных учебных умений работать с книгой Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС НОО. В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой: «2.3.2. Круг детского чтения.
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой».
Вышеназванные умения необходимо отрабатывать при изучении всех разделов программы по предмету «Литературное чтение».
Универсальные умения по работе с книгой составляют основу междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»:
«Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги».
Учителям, работающим в условиях реализации ФГОС НОО, важно отразить формирование данных умений в рабочих программах по всем предметам, так как данная программа междисциплинарная. Это могут быть как целые уроки литературного чтения, посвященные работе с книгой, так и отдельные этапы уроков разных учебных предметов. В тематическом планировании, в графе «Формирование УУД» или графе «Задачи учебной деятельности» необходимо указать формируемые библиографические умения на уроке.
Развитие читателя, совершенствование читательской деятельности может осуществляться и во внеурочной деятельности учащихся. |