Скачать 1.35 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Московский институт открытого образования МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ города МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – 5» Москва 2008 Махмурян К.С., Корникова Г.А., Белоножкина Е.Г., Каплина О.В., Крючкова Т.Ю., Майдонова С.В., Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения программы «Столичное образование-5»– М.: МИОО, 2008, с. Составители: Махмурян К.С., зав. кафедрой иностранных языков МИОО, к.ф.н., профессор, Почетный работник общего образования РФ (разделы I, II, III, IV) Корникова Г.А., зав. лабораторией иностранных языков МИОО, заслуженный учитель РФ (разделы II, V) Белоножкина Е.Г, методист лаборатории ИЯ МИОО, Почетный работник общего образования РФ (разделы II, VI) Каплина О.В., методист лаборатории ИЯ МИОО, Отличник просвещения РФ (раздел II) Крючкова Т.Ю., методист лаборатории ИЯ МИОО, почетный работник общего образования (раздел VII) Майдонова С.В., научный сотрудник кафедры ИЯ МИОО (приложение 2) При составлении рекомендаций использовались материалы с федеральных и региональных порталов и сайтов: www.obrnadsor.gov.ru – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки www.mon.gov.ru- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ www.ed.gov.ru – Официальный сайт Федерального агентства по образованию РФ www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование» www.ege.edu.ru- Портал Единого государственного экзамена www.vestnik.edu.ru – Журнал «Вестник образования www.educom.ru – Официальный сайт Департамента образования города Москвы www.mioo.ru – сайт Московского института открытого образования МИОО, 2008 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ города МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5» Раздел I. НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Завершилась целевая программа «Столичное образование-4». Основной целью данной программы было формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации образования г.Москвы в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности. В ходе реализации программы в области иностранного языка был осуществлен ряд мер по созданию правовых и экономических условий для последовательного решения задач, поставленных в программе. Так, В 2006 году вышел ряд важных документов, таких как новое «Положение об экспериментальных и инновационных площадках города Москвы»; приказ департамента образования №2338-РП «О расширении практики преподавания японского языка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы системы образования города Москвы» от 15 ноября 2006 г.; приказ № 985-ПП «О мерах по повышению качества преподавания иностранного языка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы системы Департамента образования города Москвы» от 12 декабря 2006 года; Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы от 2006 г.; Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения нового Московского регионального базисного учебного плана, 2007. В апреле 2007 года был утвержден Московский региональный Базисный учебный план (БУП) (приказ № 253 Департамента образования города Москвы), который начал действовать с сентября 2007 года. Данные документы дали возможность перейти к новому этапу - этапу устойчивого развития региональной системы изучения иностранных языков. Появление новых региональных нормативно-правовых документов значительно повысили статус иностранных языков и способствовали улучшению условий их преподавания. Введение согласно новому варианту Московского БУПа иностранных языков со 2 класса, увеличение часов на иностранный язык в начальной школе, рекомендация о делении учащихся во многих школах на группы из 8-12 человек значительно расширили возможности повышения качества обучения иностранным языкам. Однако обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие появления новых нормативно-правовых документов, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, переходу на личностно-ориентированную парадигму, внедрению учебников нового поколения и новых технологий обучения, построенных на компетентностном подходе. Повышению качества обучения способствовали также развитие автономии учащихся, создание в школах ресурсных центров, систематическое повышение квалификации учителей иностранного языка, ориентация на более полную интеграцию московской системы языкового образования в общемировое пространство. Условиями вхождения московской системы языкового образования в европейскую являются знание 2 ИЯ, повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательных школ с допорогового уровня (согласно шкале Совета Европы) на пороговый, как минимум, а в дальнейшем и на продвинутый пороговый уровень, участие в международных проектах и конкурсах, активное использование Интернета. Всероссийские и региональные олимпиады по иностранным языкам, городские Интернет-олимпиады, конкурсы по многоязычию, результаты ЕГЭ свидетельствуют о высоком качестве московского образования в области иностранных языков. В Москве более 10 лет функционирует экспериментальная площадка «Языковое образование», формируется и развивается сеть ресурсных центров на базе экспериментальных школ. Многие инновации в области иноязычного образовании создавались и отрабатывались на ее площадках. В ходе решения задач программы «Столичное образование 4» были достигнуты следующие результаты в области иноязычного образования:
Вместе с тем, необходимо отметить ряд проблем, которые еще предстоит решить:
Введение новой программы «Столичное образование 5» предлагает новые перспективы для развития языкового образования в Москве. Цель новой программы «Столичное образование 5» - создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона. В задачи программы на следующие 3 года входят:
Большое внимание в программе «Столичное образование 5» уделяется профильному обучению. В области профильного обучения планируется:
Иностранный язык является одним из приоритетных направлений развития столичного образования. Именно поэтому к преподаванию иностранных языков предъявляются повышенные требования. Программа «Столичное образование 5» предусматривает:
В связи с тем, что ЕГЭ становится единственной формой итоговой аттестации в 9 и 11 классах на первый план выдвигается задача подготовки учащихся к экзамену по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому. В Москве накоплен определенный опыт подготовки учащихся 11 классов по английскому языку к ЕГЭ, а также подготовлены более 300 экспертов ЕГЭ по английскому языку. Также имеется некоторый опыт в проведении тестирования по материалам ЕГЭ учащихся 11 классов по немецкому языку. Однако этого явно недостаточно. Необходима систематическая подготовка учащихся и учителей к проведению ЕГЭ в 9 и 11 классах по разным языкам. Предстоит организовать консультации и пробное тестирование во всех школах г. Москвы, создать программы, в том числе интерактивные, для учащихся, желающих сдавать ЕГЭ. Большая ответственность за подготовку учащихся возлагается на учителей и администрацию школ. Чтобы подготовка была эффективной, учителям необходимо познакомиться с требованиями ЕГЭ, самим выполнить задания из демоверсий. Желательно пройти курсы повышения квалификации на базе МИОО, так как в 2009 году ожидаются изменения в формате и содержании ЕГЭ по иностранным языкам. Таким образом, в новом учебном году выделяются следующие приоритетные направления в языковом образовании:
Список литературы, использованной при написании данного раздела 1.Проект программы «Столичное образование 5» ДО города Москвы, 2008, рукопись. |
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания... Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России,... | Информация о проведение краевой тематической Недели иностранных языков... В 13 общеобразовательных учреждениях Щербиновского района, согласно разработанным и утвержденным планам, с 20. 03. 2013 по 26. 03.... | ||
Методическое письмо Об использовании результатов государственной... Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме) | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности... Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обнинск: Титул, 2009. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании иностранных... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного... | ||
Методическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Рабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс» Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми... Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа курса английского языка для 2-11 классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Титул, 2010 г.), а так же с учетом рекомендаций... | Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области |