Департамент образования, культуры и молодежной политики
Белгородской области
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Введение
Школьное химическое образование за последние десять лет претерпело значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт; ГИА и ЕГЭ являются основной формой итогового контроля обучающихся для основного общего и среднего (полного) общего образования; старшая школа перешла на профильное обучение.
В связи с изменениями содержательной части школьного химического образования меняется технологический подход обучения химии – большее значение приобретают технологии личностно-ориентированного обучения химии (технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, проектное обучение, интерактивные технологии с использованием сети Интернет), мониторинг динамики успешности ученика в усвоении курса химии (технология портфолио, кейс-технология, технология тестового контроля).
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Сокращение часов на преподавание предмета «Химия» - значимая проблема с точки зрения формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся, исследовательской культуры школьников. Нивелировать негативные тенденции можно посредством более раннего изучения химии (пропедевтические курсы), путем преподавания элективных курсов химической направленности в рамках предпрофильной подготовки и обязательных курсов по выбору в старшей школе, организацией научных обществ учащихся по химии, проведением внеклассной работы по предмету, активным сотрудничеством с вузами химического профиля.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность
учителя химии
С учетом сохранения разнообразия видов общеобразовательных учреждений и моделей образования и обеспечения единого образовательного пространства в Белгородской области учителю-предметнику необходимо ориентироваться на следующие нормативные документы:
Федеральные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства по химии
Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов по химии начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Региональные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства по химии
Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
Закон Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации»;
Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 18.08.2008г. №9-06/3494 «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году»;
Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области» от 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА;
Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году»;
Методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании химии в 2010-2011 учебном году.
Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы кабинета химии
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;
Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила СП 2.4.2. 782-99 (приказ Минздрава РФ от 06.08.99 г. № 309);
Постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»;
Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-03 «О пожарной безопасности»;
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);
Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июня 1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР»;
Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР (Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР № 10, 1987 г.);
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178-02 (Постановление главного государственного санитарного врача РФот от 28.11.2002 г. № 44);
Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Постановление Российской Федерации от 30 июня 1998 г № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
Федеральный закон от 18 июня 2009г №117-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
Характеристика стандартов второго поколения и проекта примерной программы основного общего образования
В настоящее время, при разработке учебно-методических комплексов, учебных программ, контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии как основа используется:
федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решение коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
С 2008 года в соответствии с постановлением Минобрнауки от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» запущен механизм разработки, открытого обсуждения и принятия стандартов второго поколения, а также примерных программ.
Основные содержательные ориентиры развития системы образования, т.е. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» следующие: информационно-коммуникационные системы, индустрия наносистем, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму.
К сфере химических исследований принадлежат следующие востребованные на сегодняшний день направления: 1) нанотехнологии и практическое использование наноматериалов; 2) решение экологических проблем, экологический мониторинг; 3) биохимические основы функционирования биологических систем (фармацевтическая химия) и здоровье человечества; 4) энергетика и экономическая безопасность страны.
Более подробно с концепцией стандартов второго поколения по химии можно познакомиться, используя следующие источники:
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48с. — (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Химия./ Авторский коллектив — М.: Просвещение, 2009.
Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний. — М.: Просвещение, 2009.
С учетом необходимости доработки стандартов второго поколения по химии и примерных программ, говорить о перспективах их внедрении в общеобразовательные учреждения можно только с 2014 года.
Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету
В соответствии с вышеуказанными федеральными документами, распределение часов в неделю по химии выглядит следующим образом:
2 ступень (основное общее образование)
№№ пп
| Необходимое количество часов в неделю по программе (химия)
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| 1
| -
| -
| 11
| 2
| 2
| 1 В 7 классе за счет школьного компонента возможно преподавание пропедевтического курса по учебно-методическому комплексу под редакцией Габриеляна О.С. Введение в химию. 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа, 2007 – 2010 гг.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу. 7 класс. М.: Дрофа, 2007 – 2010 гг. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
Габриелян О.С. Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2007 – 2010 гг.
3 ступень (среднее (полное) общее образование)
№№ пп
| Предмет
| Необходимое количество часов в неделю по программе
| 10 класс
| 11 класс
| 1
| Химия (базовый уровень) – профили гуманитарной направленности
| 1
| 1
| 2
| Химия в классах биолого-географического, физико-математического, информационно-технологического, информационно-математического, индустриального профиля, а также в универсальных классах (рекомендательный характер)
| 2
| 2
| 2
| Химия (профильный уровень) – биолого-химический, физико-химический, «медицинский» профили
| 3
| 3
| В соответствии с приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» № 822 от 23 декабря 2009 г. (Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г. регистрационный N15988) список учебников по химии представлен в Приложении 1.
Для обеспечения единого образовательного пространства в Белгородской области с учетом распространения учебно-методических комплексов, методической поддержки этих комплексов и обеспечения их комплементарности рекомендуем ориентироваться на следующие линии:
Линия Габриеляна О.С. – издательство «Дрофа»(67%)2
Габриелян О. С. «Химия. 8 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Габриелян О. С. «Химия. 9 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Габриелян О.С. и др. «Химия (базовый уровень). 10 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Габриелян О.С. и др. «Химия (базовый уровень). 11 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Габриелян О.С. и др. «Химия (профильный уровень). 10 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Габриелян О.С. и др. «Химия (профильный уровень). 11 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2006-2010 гг.
Методическое сопровождение линии Габриеляна О.С.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2006-2010 – 78 с.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007-2010 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2007 – 2010 гг.
Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия», 8 кл./О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. – М.: Дрофа, 2007-2010 гг.
Химия, 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия» 9 кл. / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. – М.: Дрофа, 2007-2010 гг.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004-2008 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.Блик плюс, 2004-2008 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 кл.» - М.: Дрофа, 2005-2008 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2005-2008 гг.
Габриелян О.С., Рунов Н.Н. и др. Химический эксперимент в школе. 8 кл. – М.: Дрофа, 2005-2009 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 кл.» - М.: Дрофа, 2005-2008 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2005-2008 гг.
Толкачева Т. К., Лазыкина Л. Г., Левитина З. К., Биба Л. И. «Уроки химии в 8 классе по интегральной технологии».
Толкачева Т. К., Лазыкина Л. Г., Левитина З. К., Биба Л. И. «Уроки химии в 9 классе по интегральной технологии».
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008-2009 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 10 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 кл. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005-2009 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2006-2009 гг.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. М.: Дрофа, 2006-2009 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2004-2009 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2004-2009 гг.
Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 кл.» / О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2007-2008 гг.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл.» / О.С. Габриелян и др. – М.: Дрофа, 2007-2008 гг.
Габриелян О.Г., Решетов П.В. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2004-2010 гг.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Ватлдина Л.П. Химический эксперимент. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Химия. 8 класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», CD
Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», CD
Химия. 10 класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс», CD
Химия. 11 класс. Электронное мультимедийное издание к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс», CD
Линия Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. – издательство
«Просвещение»(22%)2
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: Органическая химия: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг. (базовый уровень).
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Основы общей химии: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг. (базовый уровень).
Методическое сопровождение линии Рудзитиса Г.Е.
Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов и 10-11 классов/ Под ред. Гара Н.Н. – М. Просвещение, 2008-2010 гг. – 54 с.
Гара Н.Н. Уроки в 8 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 8 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н., Габрусева И.И. Химия: Задачник с «помощником»: 8-9 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н. Уроки в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Казанцев Ю.Н. Химия: «Конструктор» текущего контроля: 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н. Уроки в 10 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н., Габрусева И.И. Химия: Задачник с «помощником»: 10-11 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н. Уроки в 11 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 10-11 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Казанцев Ю.Н. Химия: «Конструктор» текущего контроля: 11 класс: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: Органическая химия: 9 класс: CD – 2010 (Электронное пособие).
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия: 10 класс: CD – 2009 (Электронное пособие).
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: основы общей химии: 11 класс: CD – 2009 (Электронное пособие).
Линия Кузнецовой Н.Е. – издательство «Вентана-Граф»(7%)2
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных заведений/ Под ред Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных заведений/ Под ред Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ Кузнецова Н.Е. и др. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг.
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ Кузнецова Н.Е. и др. – М.: Вентана-Граф, 2008-2010 гг. (в двух частях).
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н., Шаталов М.А. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия 10 класс: (базовый уровень)- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н., Шаталов М.А. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия 11 класс: (базовый уровень)- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
Методическое сопровождение линии Кузнецовой Н.Е.
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007-2010. – 128 с.
Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории: 8 класс: тетрадь для обучающихся. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории: 9 класс: тетрадь для обучающихся. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Шаталов М.А. Урок химии: 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Шаталов М.А. Урок химии: 9 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Кузнецова н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Кузнецова н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Шаталов М.А. Урок химии: 10 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Шаталов М.А. Урок химии: 11 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Кузнецова н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 10 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Левкин А.Н., Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Титова И.М. Малый химический тренажер. Технология организации адаптационно-развивающих диалогов 8-11 класса. Комплект дидактических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2006-2009 гг.
Титова И.М., Евстафьева Е.И. Химия: наверстываем упущенное: 8-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2007-2009 гг.
Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 8-9 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009 гг.
Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009 гг.
2 В процентах указано распространение учебно-методических комплексов по химии на территории Белгородской области.
В Белгородской области 4% от общего числа используемых учебно-методических комплексов составляет УМК под редакцией Гузея Л.С., который исключен из федерального перечня учебников с 2007 г. и постепенно заменяется УМК других авторов.
В авторских программах и учебно-тематических планированиях указано количество лабораторных, практических и контрольных работ (по классам) и даны рекомендации по каждому действующему УМК (Габриеляна О.С., Рудзитис Г.Е., Кузнецова Н.Е.) В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических и контрольных работ варьирует. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум практических работ, который указан в примерных программах по химии, разработанных к государственному образовательному стандарту основного общего и полного (общего) среднего образования по химии (Приложения 2 и 3.)
Контрольные работы по предмету «Химия» с учетом особенностей авторских программ на 2010-2011 учебный год предлагаются в таблице (примерно):
УМК
| 8 класс
| 9 класс
| 10 класс
| 11 класс
| Рудзитис Г.Е
| 4
| 4
| 2-3(Б)
| 2-3 (Б)
| Габриелян О.С.
| 4
5-6(У)
| 4-5
5-6(У)
| 2-3(Б)
6-7 (П)
| 2-3 (Б)
6-7 (П)
| Гузей Л.С.
| Учебник отсутствует в федеральном перечне
| Учебник отсутствует в федеральном перечне
| 2-3(Б)
Учебник выводится
| 2-3 (Б)
Учебник выводится
| Кузнецова Н.Е. и др. (углуб. изуч.)
| 4-5
5-6(У)
| 4-5
5-6 (У)
| 6-7 (П)
| 6-7 (П)
| |