Скачать 481.66 Kb.
|
Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.
Состояние дел в сфере общего среднего образования кардинально изменилось в связи с принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании», который закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. В силу названных причин в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призваны решить эту проблему. Федеральные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства по химии
Характеристика стандартов второго поколения В настоящее время, при разработке учебно-методических комплексов, учебных программ, контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации в новой форме в 9-х классах (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, как основа используются следующие документы:
Однако в соответствии с постановлением Минобрнауки от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» запущен механизм разработки, открытого обсуждения и принятия стандартов второго поколения. Стандарт второго поколения призван обеспечить: консолидацию нации; конкурентоспособность нации (личности, общества и государства); безопасность нации (личности, общества и государства). Главная задача стандарта – это формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности. Основные содержательные ориентиры развития системы образования, т.е. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» определены следующим образом:
Проанализировав основные направления стандартов второго поколения, можно сделать вывод о возрастающем значении химии как школьного предмета. В сфере химических исследований находятся такие востребованные на сегодняшний день направления, как нанотехнологии и практическое использование наноматериалов, решение экологических проблем, биохимические основы функционирования биологических систем и здоровье человечества, энергетика и экономическая безопасность страны. С теоретическим ядром стандарта второго поколения по химии можно ознакомиться в приложении 1.
В соответствии с вышеуказанными федеральными документами, распределение часов в неделю по химии выглядит следующим образом: 2 ступень (основное общее образование)
1 В 7 классе за счет школьного компонента возможно преподавание пропедевтического курса по учебно-методическому комплексу под редакцией Габриеляна О.С. Введение в химию. 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа, 2007 – 2009 гг. 3 ступень (среднее (полное) общее образование)
Перечень учебником, по которым рекомендовано обучению предмету «Химия» в 2012 – 2013 учебном году в Кемеровской области, приведен ниже в таблице 1. Все УМК входят в федеральный и соответственно в региональный перечни. В % указано распространение УМК в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области. Таблица 1. Перечень учебников по химии на 2012-2013 учебный год
Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными программами по химии:
В авторских программах и учебно-тематических планированиях указано примерное количество лабораторных, практических и контрольных работ (по классам) и даны рекомендации по каждому действующему УМК (Габриеляна О.С., Рудзитис Г.Е., Кузнецова Н.Е.) В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических и контрольных работ варьирует. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум практических работ, который указан в примерных программах по химии, разработанных к государственному образовательному стандарте основного общего и полного (общего) среднего образования по химии. В методическом письме «О преподавании химии в 2008-2009 учебном году» данный список работ был опубликован.
Введение профильного обучения в 10-11 классах обусловливает особенности построения ФБУП для средне (полной школы). Принцип его построения основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии. В соответствии с ФБУП изучение химии на старшей ступени обучения предусмотрено на двух уровнях – базовом – 70 ч. (1 ч/н) и профильном – 210 ч (3 ч/н). Изучение химии на старшей ступени школы (базовый уровень) может осуществляться в нескольких вариантах: 1-й вариант – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс (1 час в неделю на 2 года обучения); 2-й вариант – химия может входить в состав курса «Естествознание», который изучается 3 часа в неделю 2 года обучения; 3-й вариант – курс химии может изучаться 2 часа в неделю во втором полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса. Учебно-методическое обеспечение преподавания химии в каждом профиле: В физико-математическом профиле химическое содержание используется для иллюстрации взаимосвязи физического и химического знания и тенденций интеграции этих наук (физическая химия, химическая физика и т.д.). В рамках данного профиля возможно преподавание химии в количестве 2 часа в неделю. При этом химия остается в числе базовых предметов. Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010 , Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.; В индустриальных (технологических) профилях изучение химии может служить опорой для формирования специальных знаний, связанных с использованием веществ в материальном производстве. Элементы химии, заложенные в стандарт «Естествознание» эту задачу выполнить не могут. В связи с этим целесообразно для обеспечения систематичности учебного материала выделить химию из курса «Естествознание» в отдельный предмет, изучаемом на базовом уровне, добавив 1 час. Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010, Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011 В биолого-географическом профиле в курс химии включаются дополнительные факты и теоретические знания, направленные на осознанное усвоение содержания обучения биологии и географии как ведущих профильных предметов. Предмет можно изучать как 2 часа в неделю (10-11 класс), так и 3 часа в неделю (10-11 класс). Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010, Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа 2010, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010, а так же Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. М.: Вентана-Граф, 2010. Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2010, Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2011(предлагается изучение химии как на 3, так и на 2 часа в неделю). В физико-химическом и химико-биологическом профилях химия является одним из ведущих профильных предметов. Разное соотношение соответствующих приводит к необходимости выделения различного числа учебных часов на изучение курса химии. В классах физико-химического профиля физика является базовой, на которой строится изучение химии, в то время как в классах химико-биологического профиля химия создает основу для более углубленного изучения биологии. При определении числа часов, отводимых на изучение химии в данных профилях, следует учитывать то обстоятельство, что учащиеся классов этих профилей выбирают для продолжения образования – химические, биологические, медицинские или физические факультеты. Повышение уровня химической подготовки учащихся этих профилей может быть достигнуто за счет элективных курсов, содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии. Учебно-методическое обеспечение: Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. М.: Вентана-Граф, 2010, Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2010, Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010 (предлагается изучение химии на 3 часа в неделю), так же Габриелян О.С. и др. Химия. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа 2010, Габриелян О.С.и др. Химия. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа 2010, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2010 (предлагается изучение химии на 3 часа в неделю). Для физико-химического профиля можно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Химия растворов», «Химическая термодинамика и кинетика», «Учение о дисперсных системах и поверхностных явлениях», «Основы физической химии», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии». Для обучающихся химико-биологического профиля будут полезны следующие элективные курсы: «Методика решения химических расчетных задач», «Решение задач повышенного уровня сложности по химии», «Методика решения экспериментальных задач по химии», «основы химического анализа», «Химия и жизнь», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений», «Подготовка к сдаче ЕГЭ по химии». Приведенные темы элективных курсов только примерные. При выборе элективных курсов для профильного обучение учитель должен ориентироваться на материальную базу общеобразовательного учреждения, действующие учебно-методические комплекты и рекомендации по существующим курсам, методическую обоснованность сочетания курсов с профессиональной ориентацией старшеклассников. Список элективных курсов, источники с выходными данными указаны в приложении 2. Ситуация с углубленным изучение химии в 8-9 классах на сегодняшний день неоднозначна. Отсутствуют федеральные документы, регламентирующие количество часов для углубленного изучения предмета. Авторскими коллективами разработаны следующие УМК и программы, которые могут реализовать углубленный уровень изучения предмета «Химия» в 8-9 классах:
Вышеуказанные УМК включены в федеральный перечень учебников для общеобразовательных учреждений, авторами к ним разработаны программы, опирающиеся на государственный образовательный стандарт по химии.
Для успешного написания экзаменационной работы единого государственного экзамена по химии требуются хорошие и устойчивые знания по предмету. На экзамен выносится материал, который проходят в школе за четыре года. Представленный на ЕГЭ материал предполагает три уровня: базовый, повышенный и высокий. Часть пройденных тем по курсу «Химия» 8-10 классы к 11 классу уже забыта обучающимися и требует системного повторения. Безусловно, целенаправленную подготовку к единому государственному экзамену желательно начинать в 10 классе, ориентируясь на нормативные документы: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии 2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии 3) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2012 г.). 4) Спецификация экзаменационной работы по химии единого государственного экзамена 2012г. 5) Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 г. Можно завести специальные тетради для старшеклассников, в которых в системе будет фиксироваться теоретический и практический (тренировочный) материал по подготовке к ЕГЭ. При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) педагогу рационально включить специальную колонку «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала. Далее в таблице 2. приведены темы, на которые необходимо обратить внимание при повторении материала, а также контролируемые элементы по кодификатору и методические рекомендации (в методических рекомендациях к каждой теме указано с какими тренировочными вопросами следует поработать дополнительно). Таблица 2.
В приложении 3. предлагается фрагмент примерного календарно-тематического планирование для 11 класса (УМК по химии О.С. Габриеляна, 3 часа в неделю). На сайте http://www.ipkps.bsu.edu.ru опубликовано календарно тематического планирование по химии для 11 класса (по УМК Габриеляна О.С.)
Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми – подготовка школьников к предметным олимпиадам. Предлагаем учителю наиболее интересные с содержательной точки зрения литературные источники, которые могут стать практической основой для целенаправленной работы педагога с учащимися:
Представленный список литературы, конечно же, неполный. Учитель химии может обращаться и к другим источникам, позволяющим разработать систему занятий с одаренными детьми. Практика предыдущих районных и областных олимпиад выявила ряд наиболее проблемных вопросов, возникающих при выполнении конкурсных работ. Учителю следует в рамках подготовки учащихся к олимпиадам обратить особое внимание на следующие темы: Общая химия
|
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Рабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс» Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» | Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального... Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания... Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России,... | Методическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина... КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... | Протокол № от 2011 г КТ./ Сост. Э. Днепров и А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического... | ||
Методическое письмо Об использовании результатов государственной... Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме) | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... |