Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А





Скачать 87.97 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А
Дата публикации16.09.2014
Размер87.97 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > История > Методическое письмо
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч.г.
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Составитель: Харитонова Л. А.,

старший преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
I. Основные положения нормативных документов о преподавании истории
в общеобразовательной школе

В нормативной базе, регламентирующей преподавание учебного предмета «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации. Учителю при планировании преподавания истории в 2012-2013 учебном году необходимо учитывать следующие положения нормативных документов:

  1. История изучается в рамках концентрической системы.

  2. Обучение истории осуществляется в соответствии с требованиями ГОС и БУП 2004 года.

  3. Учебный предмет «История» реализуется в двух самостоятельных курсах – «История России» и «Всеобщая история».

  4. Изучение истории осуществляется в основной школе – 2 учебных часа в неделю, в средней (полной) школе на базовом уровне - 2 учебных часа в неделю. На профильном уровне история изучается - 4 учебных часа в неделю.

  5. Использовать учебники истории в общеобразовательной школе можно только те, которые включены в федеральные перечни учебников рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.


II. Рекомендуемые варианты УМК по истории
Учебно-методический комплекс (УМК) – это учебно-методические материалы и программно-технические средства по определенному учебному предмету для определенной группы обучаемых. Центральным элементом в школьном УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, словари, атласы, контурные карты, аудиовизуальные средства обучения, цоры, эоры и т. д.), обеспечивающие реализацию образовательной программы. Приоритет в выборе УМК принадлежит учителю и школе, т.к. концептуальные основания УМК должны соответствовать тем целям и задачам, которые заявлены в образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Критерии выбора УМК по предмету следующие:

- содержание и методический аппарат УМК должны обеспечивать реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к содержанию и уровню подготовки обучаемых;

- концептуально-содержательные и методические аспекты УМК должны соответствовать системе обучения и воспитания общеобразовательного учреждения;

- в федеральных перечнях учебников рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации, должна быть представлена полная издательская линия учебников для определенной ступени образования.

В федеральных перечнях не указывается наличие разработанных к учебнику методических и программно-технических средств, но на сайтах издательств эти средства представлены. Учителю, при выборе учебника, желательно ознакомиться с тем, какое методическое и программно-техническое сопровождение предлагается издательством к учебнику.

В федеральные перечни учебников на 2012-2013 учебный год включены учебники для 1 - 9 классов, содержание которых соответствует требованиям ФГОС соответствующей ступени общего образования, и учебники для 3 - 11 классов, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Тем общеобразовательным учреждениям, которые в основной школе не перешли на обучение по ФГОС, целесообразно использовать уже апробированные линии учебников издательств «Русское слово» и «Просвещение». Они соответствуют требованиям ГОС и ФГОС и отражены в региональном перечне, утвержденном Департаментом образования Ярославской области. Общеобразовательные учреждения, которые в сентябре 2012 года переходят в основной школе на обучение по ФГОС, могут использовать УМК «Сферы» для 5 класса издательства «Просвещение». Это наиболее полный комплект учебно-методической литературы, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе. Учебник по истории для 5 класса входит в полную издательскую линию для основной школы. Он обозначен в перечне учебников допущенных к использованию в образовательном процессе под номером 293.

Для 10-11 классов издательства «Дрофа», Вентана-Граф, «Академия» предлагают учебники базового уровня. Издательства «Мнемозина», «Просвещение», «Русское слово» представлены учебниками как базового, так и профильного уровней.

Издательство «Русское слово» продолжает разрабатывать линию учебников в рамках проекта «Гордится славою своих предков». Учебники 6, 7, 8 классов данной линии представлены в перечне учебников допущенных министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе.
III. Технологии, используемые при организации образовательного
процесса по предмету «История»

Учебно-исследовательская и проектная деятельность сегодня рассматриваются как эффективные и перспективные методы обучения. Исследования и проекты, выполненные в рамках изучения предмета, расширяют пространство учебника, актуализируют исторические знания, повышают уровень усвоения знаний. В примерной основной образовательной программе подробно рассматривается вопрос организации исследовательской деятельности и применения метода проектов в обучении, указывается на различия проектной и исследовательской деятельности.


Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений


Учебно-исследовательская деятельность широко представлена в современном образовательном процессе. Выполняя учебное исследование, обучаемые учатся выявлять проблему и аргументировать ее актуальность, формулировать гипотезу исследования, планировать исследовательские работы, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию исследовательских работ, оформлять и представлять результаты исследовательской деятельности.

В примерной образовательной программе указаны формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Это:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Вне урока могут быть организованы:

- исследовательская практика обучающихся;

- образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля, предусматривающие, в том числе, деятельность исследовательского характера;

- факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, на которых реализуется учебно-исследовательская деятельность обучающихся;

- ученическое научно-исследовательское общество, как форма внеурочной деятельности, сочетающая в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных

игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, что предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Учебно-исследовательская деятельность является обязательной составляющей проектной деятельности. Ученые отмечают, что работа с обучающимися по методу проектов – это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности. На всех этапах проекта – выявление и постановка проблемы, проектирование (планирование) деятельности по этапам, поиск и сбор информации, оформление продукта и его презентация – учителем осуществляется педагогическое руководство деятельностью учащихся. Это комплексный и многоцелевой метод и оценка результативности работы над проектом должна отражать уровень достижения конкретных целей. Критерии оценки должны быть понятны и учитывать как итоговый результат, так и индивидуальный вклад каждого участника, если проект осуществлялся группой. Доктор педагогических наук, профессор Е. С. Полат предлагает следующие общие подходы к структурированию проекта:

    1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    6. Защита проектов, оппонирование.

    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Метод проектов широко и успешно применяется в общеобразовательной школе, важно включить этот метод в систему работы учителя.

Сегодня многие учителя используют в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы– это специальным образом сформированные блоки разнообразной информации, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).Принципиальным отличием ЭОР от ЦОР является наличие в ЭОР компонента интерактивности.

Эффективность использования ЭОР в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

- мультимедийность;

- моделирование;

- интерактивность.

Для учителя ЦОР и ЭОР являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты планирования учебного материала, модели учебных занятий, примеры учебных ситуаций.
IV. Подготовка к ЕГЭ по истории
Уровень подготовленности обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по истории, в целом, остается неудовлетворительным. Недостаточен объем базовых знаний, не изменяется ситуация с выполнением заданий на знание вопросов внешней политики, событий XX века, по истории культуры России.

Очевидно, что в общеобразовательном учреждении для тех, кто изучает историю на базовом уровне и собирается сдавать ЕГЭ, должна быть разработана система поддержки, в которую должны включаться: организация дополнительных занятий в рамках элективных курсов, факультативов, работа с родителями, разработка индивидуального плана подготовки к ЕГЭ, система оценки подготовки к ЕГЭ. В процессе обучения предмету необходимо постоянно контролировать успешность усвоения базовых знаний. Использование современных методов обучения, включение обучаемых в исследовательскую и проектную деятельность, работа с цифровыми и электронными образовательными ресурсами повысит мотивацию и результативность обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в...
«История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»...
В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»...
Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных...
Ярославской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа курса «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»
«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности...
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу яо иро «О преподавании учебного предмета Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012 — 2013...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский
«Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс»
Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconМетодическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных...
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков...
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 уч г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составитель: Харитонова Л. А iconРабочая программа по английскому языку 2 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск