Скачать 0.66 Mb.
|
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч.г. Составитель: Томчук С. А., канд. псих. наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО I. Особенности организации образовательного процесса по предмету «Музыка» в начальной школе В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 в 2013/2014 учебном году в 1-3-х классах общеобразовательных учреждений Ярославской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В 4-х классах школ области реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 года. Нормативно-методическое обеспечение:
При переходе на ФГОС в нормативно-методическом обеспечении следует опираться на примерную программу предмета «Музыка» в начальной школе. Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в начальной школе включают личностные, метапредметные, предметные результаты. Личностные результаты. В 3 классе формирование личностных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на самоопределение обучающихся. Осознание своего «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю происходит в процессе восприятия классических произведений русской музыки, основанных на исторических событиях (опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» и др.), в процессе исполнения песен героического характера («солдатские» песни, канты), гимна России. Происходит ценностно-нравственная ориентация на формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур и религий, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в процессе знакомства с религиозными праздниками народов России и традициями их воплощения, с жанрами церковной музыки. В 3 классе обучающимся также предоставляется возможность проявить свою индивидуальность и личностное начало в творческой деятельности, но формы творческих проявлений усложняются: ученики передают в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи, импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Продолжается развитие Я-концепции и позитивной самооценки личности, формирование мотивов достижения и социального признания реализуется через приобщение к концертной деятельности: участие в концертах для родителей, школьных праздниках, музыкальных спектаклях, и т.д. Метапредметные результаты. В 3 классе результатами формирования познавательных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» является наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать как собственные учебные действия, так и действия одноклассников через исполнение песни (соло, ансамблем, хором), через игру на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре), через инсценировку музыкальных образов песен, пьес программного содержания, народных сказок. В 3 классе формирование коммуникативных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на обучение более сложным формам монологической речи: определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций», рассуждение о значении повтора, контраста, о роли дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля и т.д. При разыгрывании народных песен, участии в коллективных играх-драматизациях и в традиционных праздниках народов России, при сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля в роли дирижера, режиссера или действующего лица дети учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные результаты. В 3 классе у обучающихся должно происходить развитие художественного вкуса; должно сформироваться развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей и др. Основное рекомендуемое содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по музыке следующими содержательными разделами: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов). Следует отметить, что основное содержание образования по предмету «Музыка», представленное в ФГОС, по сравнению с ФКГС изменилось незначительно, но в 3 классе следует обратить внимание на реализацию новых дидактических единиц, представленных в разделах «Музыка в жизни человека» и «Основные закономерности музыкального искусства», таких как: «Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: действа, обряды, драматизации. Духовная музыка в творчестве композиторов. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл». Особое внимание следует обратить на реализацию дидактических единиц, представленных в разделе «Музыкальная картина мира», таких, как: «Общие представления о жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся хоровые коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи». Содержание данного раздела расширяет представление обучающихся о месте музыки в современном мире, позволяет связать школьное содержание предмета с культурой окружающей жизнью. Для реализации содержания «Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык» изучение музыкально-краеведческого содержания следует продолжать во всех классах начальной школы для того, чтобы к концу начальной школы выпускник научился ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции. В 3 классе продолжается оценивание достижения планируемых результатов начального образования обучения предмету «Музыка», которая представлена в рекомендациях Министерства образования и науки РФ «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Оценивание результатов начального образования по музыке осуществляется на двух уровнях: базовом и повышенном уровнях сложности. При разработке рабочей программы учитель должен включить предложенные комплексные задания в свои рабочие программы в графу «Контрольные и диагностические материалы». Рекомендации по оснащению и методической литературе изложены в приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». Формирование и развитие интереса обучающихся к музыкальному образованию остается одной из важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики. Чтобы заинтересовать, увлечь школьников, учитель музыки сегодня должен свободно владеть синтезатором, компьютером, программными продуктами, поэтому современное музыкальное образование должно осуществляться только в условиях современного технического оснащения школы, помогающего учителю музыки проводить интересные и качественные учебные занятия. II. Характеристика рекомендуемых авторских УМК по предмету «Музыка» Обучение в начальной и основной школе осуществляется по авторским программам, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 уч.г. Министерством образования и науки РФ (приказ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва). В федеральный перечень учебников вошли следующие УМК по учебному предмету «Музыка», содержание которых соответствует ФГОС. Таблица 1 Извлечение из федерального перечня учебников на 2013/2014 уч.г., содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
Таблица 2 Извлечение из федерального перечня учебников на 2013/2014 уч.г., содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования
Преподавание учебного предмета «Музыка» может осуществляться по любому из УМК, представленному в федеральном перечне учебников, по усмотрению образовательного учреждения. Немаловажным фактором является и соблюдение преемственности программы начальной школы с программой основной школы. Полная характеристика УМК дана в «Методическом письме о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч.г.» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=26 |
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | ||
Рабочая программа курса «Природоведение» А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего... | Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» | Методическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности... Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться... | ||
Рабочая программа по английскому языку 2 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу яо иро «О преподавании учебного предмета Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012 — 2013... | ||
Рабочая программа по английскому языку 5 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... | Рабочая программа по английскому языку 7 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... |