Скачать 0.63 Mb.
|
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч.г. Составитель: Киселева Н.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО В 2013-2014 учебном году преподавание в 5 классах большинства общеобразовательных учреждений Ярославской области будет осуществляться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования. Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка (язык межнационального общения; государственный язык (социальное взаимодействие в деловой сфере, науке, образовании, массовой коммуникации и т.д.); язык международного общения). Язык является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. И в этом заключается его познавательная (когнитивная) функция. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека. Основными целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются1:
При выборе УМК по русскому языку следует руководствоваться следующими положениями: 1) готовность учителя к обучению школьников по конкретному УМК; 2) наличие программного и учебно-методического обеспечения; 3) соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся; 4) завершенность учебной линии; 5) наличие системы учета и контроля планируемых результатов; Наиболее востребованными в Ярославской области на 2013 – 2014 учебный год стали следующие УМК: 1) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс (издательство «Мнемозина»). 2) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Просвещение»). 3) Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Просвещение»). 4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Баласс»). 5) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Дрофа»). 6) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 класс (издательство «Дрофа»). 7) Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Вентана-Граф»). Незначительное количество общеобразовательных школ Ярославской области остановило свой выбор на таких УМК, как: 1) Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Русское слово»). 2) Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Русское слово»). 3) Граник Г.Г., Борисенко Н.А./ Под ред. Г.Г. Граник. Русский язык. 5 класс. (издательство «Мнемозина») Характеристика каждого УМК представлена в приложении № 4. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей направленностью обязательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций2. В связи с этим в Программе выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Главное требование ФГОС – это требования к планируемым результатам: личностным, метапредметным и предметным. Технологии развития УУД описаны в разделе 2.1 «Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач3, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. 1. Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
2. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование4ценностно-смысловых установок. Ценностно-смысловой компонент:
Это требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки. Пример 1: С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии. Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Может, начать разговор с того, какая Россия разная? Это и безлесая, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири. Это горы Урал и Забайкалье, ширь пшеничных полей Дона, Кубани и Волги. Это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По К. Кроткову) Напишите свой ответ на поставленный вопрос С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О РОССИИ? Так, чтобы ваш текст был продолжением текста автора. 3. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии. Данный вид задач требует от обучающихся:
Пример 1. С какими проблемами в написании сочинения вы сталкивались? Какие цели, пути их преодоления вы наметили? Приемы развития рефлексивных способностей учащихся самые разные:
4. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции. Решения таких видов задач наделяют учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы. Как правило, такого рода задания — это долгосрочные проекты с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями её оценки, в ходе выполнения которых контролирующие функции учителя сведены к минимуму. |
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных... Ярославской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | Рабочая программа курса «Природоведение» А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего... | ||
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Рабочая программа по английскому языку 2 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Рабочая программа по английскому языку 5 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... | Рабочая программа по английскому языку 7 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса г. Переславль-Залесский 2013г О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году.... | Рабочая программа по английскому языку для 10 класса г. Переславль-Залесский 2013г О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году.... |