Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В





НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В
страница1/5
Дата публикации12.07.2014
Размер0.63 Mb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Право > Методическое письмо
  1   2   3   4   5
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Русский язык»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области,
в 2013/2014 уч.г.

Составитель: Киселева Н.В.,
доцент кафедры гуманитарных
дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

В 2013-2014 учебном году преподавание в 5 классах большинства общеобразовательных учреждений Ярославской области будет осуществляться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).


  1. Нормативно-методическое обеспечение




  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  9. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  10. Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.

Русскому языку отведено ведущее место в системе школьных дисциплин. Первостепенное значение этого предмета определяется социальными функциями русского языка (язык межнационального общения; государственный язык (социальное взаимодействие в деловой сфере, науке, образовании, массовой коммуникации и т.д.); язык международного общения).

Язык является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам. И в этом заключается его познавательная (когнитивная) функция. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

Основными целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются1:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

  1. УМК по русскому языку, содержание которых
    соответствует ФГОС ООО



При выборе УМК по русскому языку следует руководствоваться следующими положениями:

1) готовность учителя к обучению школьников по конкретному УМК;

2) наличие программного и учебно-методического обеспечения;

3) соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

4) завершенность учебной линии;

5) наличие системы учета и контроля планируемых результатов;

Наиболее востребованными в Ярославской области на 2013 – 2014 учебный год стали следующие УМК:

1) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс (издательство «Мнемозина»).

2) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Просвещение»).

3) Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Просвещение»).

4) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Баласс»).

5) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Дрофа»).

6) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 класс (издательство «Дрофа»).

7) Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др. Русский язык. 5 класс. (издательство «Вентана-Граф»).

Незначительное количество общеобразовательных школ Ярославской области остановило свой выбор на таких УМК, как:

1) Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Русское слово»).

2) Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др. Русский язык. 5 класс (издательство «Русское слово»).

3) Граник Г.Г., Борисенко Н.А./ Под ред. Г.Г. Граник. Русский язык. 5 класс. (издательство «Мнемозина»)

Характеристика каждого УМК представлена в приложении № 4.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей направленностью обязательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций2.

В связи с этим в Программе выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции («Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»);

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций («Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»);

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции («Язык и культура»).

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.


  1. Формирование универсальных учебных действий
    на уроках русского языка



Главное требование ФГОС – это требования к планируемым результатам: личностным, метапредметным и предметным.

Технологии развития УУД описаны в разделе 2.1 «Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач3, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

1. Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

    • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

    • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

    • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

2. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование4ценностно-смысловых установок.

Ценностно-смысловой компонент:

  • знание норм (когнитивный компонент);

  • наличие позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент);

  • принятие или неприятие этих норм (эмоциональный компонент);

  • поведение (поведенческий компонент).

Это требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Пример 1:

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.

Может, начать разговор с того, какая Россия разная? Это и безлесая, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири. Это горы Урал и Забайкалье, ширь пшеничных полей Дона, Кубани и Волги. Это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

(По К. Кроткову)

Напишите свой ответ на поставленный вопрос С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О РОССИИ? Так, чтобы ваш текст был продолжением текста автора.

3. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии.

Данный вид задач требует от обучающихся:

  • самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий;

  • выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения5 задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

Пример 1.

С какими проблемами в написании сочинения вы сталкивались? Какие цели, пути их преодоления вы наметили?

Приемы развития рефлексивных способностей учащихся самые разные:

  • устное обсуждение,

  • письменное анкетирование,

  • рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня, недели, месяца.

4. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции.

Решения таких видов задач наделяют учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.

Как правило, такого рода задания — это долгосрочные проекты с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями её оценки, в ходе выполнения которых контролирующие функции учителя сведены к минимуму.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»...
В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский
«Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных...
Ярославской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в...
«История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в...
«История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа курса «Природоведение»
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»
«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
«Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по английскому языку 2 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по английскому языку 5 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по английскому языку 7 класс
«О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году....
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса г. Переславль-Залесский 2013г
О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году....
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч г. Составитель: Киселева Н. В iconРабочая программа по английскому языку для 10 класса г. Переславль-Залесский 2013г
О преподавании учебного предмета “Иностранный язык” в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 учебном году....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск