Скачать 89.05 Kb.
|
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч.г. Составитель: Харитонова Л. А., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО I. Основные положения нормативных документов о преподавании истории в общеобразовательной школе В нормативной базе, регламентирующей преподавание учебного предмета «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации. Учителю при планировании преподавания истории в 2012/2013 уч.г. необходимо учитывать следующие положения нормативных документов:
II. Рекомендуемые варианты УМК по истории Учебно-методический комплект (УМК) – это учебно-методические материалы и программно-технические средства по определенному учебному предмету для определенной группы обучающихся. Центральным элементом в школьном УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, словари, атласы, контурные карты, аудиовизуальные средства обучения, цоры, эоры и т. д.), обеспечивающие реализацию образовательной программы. Приоритет в выборе УМК принадлежит учителю и школе, т.к. концептуальные основания УМК должны соответствовать тем целям и задачам, которые заявлены в образовательной программе общеобразовательного учреждения. Критерии выбора УМК по предмету следующие: - содержание и методический аппарат УМК должны обеспечивать реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов к содержанию и уровню подготовки обучаемых; - концептуально-содержательные и методические аспекты УМК должны соответствовать системе обучения и воспитания общеобразовательного учреждения; - в федеральных перечнях учебников рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации, должна быть представлена полная издательская линия учебников для определенной ступени образования. В федеральных перечнях не указывается наличие разработанных к учебнику методических и программно-технических средств, но на сайтах издательств эти средства представлены. Учителю при выборе учебника желательно ознакомиться с тем, какое методическое и программно-техническое сопровождение предлагается издательством к учебнику. В федеральные перечни учебников на 2012/2013 учебный год включены учебники для 1-9 классов, содержание которых соответствует требованиям ФГОС соответствующей ступени общего образования, и учебники для 3-11 классов, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Тем общеобразовательным учреждениям, которые в основной школе не перешли на обучение по ФГОС, целесообразно использовать уже апробированные линии учебников издательств «Русское слово» и «Просвещение». Они соответствуют требованиям федерального компонента ГОС и ФГОС и отражены в региональном перечне, утвержденном Департаментом образования Ярославской области. Общеобразовательные учреждения, которые в сентябре 2012 года переходят в основной школе на обучение по ФГОС, могут использовать УМК «Сферы» для 5 класса издательства «Просвещение». Это наиболее полный комплект учебно-методической литературы, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе. Учебник по истории для 5 класса входит в полную издательскую линию для основной школы. Он обозначен в перечне учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе. Для 10-11 классов издательства «Дрофа», «Вентана-Граф», «Академия» предлагают учебники базового уровня изучения предметов. Издательства «Мнемозина», «Просвещение», «Русское слово» представлены учебниками как базового, так и профильного уровней. Издательство «Русское слово» продолжает разрабатывать линию учебников в рамках проекта «Гордиться славою своих предков». Учебники для 6-8 классов данной линии представлены в перечне учебников, допущенных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. III. Технологии, используемые при организации образовательного процесса по предмету «История» Учебно-исследовательская и проектная виды деятельности сегодня рассматриваются как эффективные и перспективные методы обучения. Исследования и проекты, выполненные в рамках изучения предмета, расширяют пространство учебника, актуализируют исторические знания, повышают уровень усвоения знаний. В примерной основной образовательной программе подробно рассматривается вопрос организации исследовательской деятельности и применения метода проектов в обучении, указывается на различия проектной и исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность широко представлена в современном образовательном процессе. Выполняя учебное исследование, обучаемые учатся выявлять проблему и аргументировать ее актуальность, формулировать гипотезу исследования, планировать исследовательские работы, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию исследовательских работ, оформлять и представлять результаты исследовательской деятельности. В примерной образовательной программе указаны формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Это: - урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; - учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; - домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Вне урока могут быть организованы: - исследовательская практика обучающихся; - образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля, предусматривающие, в том числе, деятельность исследовательского характера; - факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, на которых реализуется учебно-исследовательская деятельность обучающихся; - ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), как форма внеурочной деятельности, сочетающая в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; - участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, что предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Учебно-исследовательская деятельность является обязательной составляющей проектной деятельности. Ученые отмечают, что работа с обучающимися по методу проектов – это достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности. На всех этапах проекта – выявление и постановка проблемы, проектирование (планирование) деятельности по этапам, поиск и сбор информации, оформление продукта и его презентация – учителем осуществляется педагогическое руководство деятельностью учащихся. Это комплексный и многоцелевой метод и оценка результативности работы над проектом должна отражать уровень достижения конкретных целей. Критерии оценки должны быть понятны и учитывать как итоговый результат, так и индивидуальный вклад каждого участника, если проект осуществлялся группой. Доктор педагогических наук, профессор Е. С. Полат предлагает следующие общие подходы к структурированию проекта:
Метод проектов широко и успешно применяется в общеобразовательной школе, важно включить этот метод в систему работы учителя. Сегодня многие учителя используют в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы – это специальным образом сформированные блоки разнообразной информации, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Принципиальным отличием ЭОР от ЦОР является наличие в ЭОР компонента интерактивности. Эффективность использования ЭОР в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: - мультимедийность; - моделирование; - интерактивность. Для учителя ЦОР и ЭОР являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты планирования учебного материала, модели учебных занятий, примеры учебных ситуаций. IV. Подготовка к ЕГЭ по истории Уровень подготовленности обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по истории, в целом, остается неудовлетворительным. Недостаточен объем базовых знаний, не изменяется ситуация с выполнением заданий на знание вопросов внешней политики, событий XX века, по истории культуры России. Очевидно, что в общеобразовательном учреждении для тех, кто изучает историю на базовом уровне и собирается сдавать ЕГЭ, должна быть разработана система поддержки, в которую должны включаться: организация дополнительных занятий в рамках элективных курсов, факультативов, работа с родителями, разработка индивидуального плана подготовки к ЕГЭ, система оценки подготовки к ЕГЭ. В процессе обучения предмету необходимо постоянно контролировать успешность усвоения базовых знаний. Использование современных методов обучения, включение обучаемых в исследовательскую и проектную деятельность, работа с цифровыми и электронными образовательными ресурсами повысит мотивацию и результативность обучения. |
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... В 2012/2013 уч г cохраняют силу основные положения о преподавании русского языка на основе федерального компонента государственного... | ||
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык»... Образовательный процесс в остальных образовательных учреждениях осуществляется на основе федерального компонента государственного... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных... Ярославской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ||
Методическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности... Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться... | Рабочая программа курса «Природоведение» А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего... | ||
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу яо иро «О преподавании учебного предмета Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012 — 2013... | ||
Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Рабочая программа педагога трубицыной елены сергеевны по учебному курсу «История 9 класс» Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном... | ||
Методическое письмо «О преподавании предмета мхк в общеобразовательных... «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Рабочая программа по английскому языку 2 класс «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013- 2014 учебном году.... |