Тема «Урочища»





Скачать 129.74 Kb.
НазваниеТема «Урочища»
Дата публикации15.07.2013
Размер129.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Игровое занятие «Спроси у Всезнамуса»

Тема «Урочища»




Игровое занятие

для учащихся 2 - 4 классов

«Спроси у Всезнамуса».

Тема Урочища Белгородской области.

Игровое занятие подготовила

и провела учитель Кравченко О.В.
п.Томаровка

2010
Цели:


  • Воспитывать у учащихся уважение к своему языку, привлечь внимание к живому слову.

  • Обучать работе с этимологическими и толковыми словарями.

  • Учить правильно употреблять слова и правильно их произносить.

  • Развивать речь учащихся, аккуратность, внимательность и любознательность.


Ведущие:

  1. Профессор Всезнамус и Степа Недотепкин – ученики 9 и 5 классов.

  2. «Совет Мудрейших» - заранее подготовленные участники игрового занятия.



Оборудование: слайды «Охраняемые территории Белгородской области», этимологические и толковые словари, карта Белгородской области.
К занятию участники готовят сообщения по теме «Значение словарей»
Ход игрового занятия.

I. Организация класса.

П. Постановка темы и цели занятия.

Звучит музыкальная заставка телепрограммы «Спроси у Всезнамуса» и на фоне музыки ведущий читает стихи А. Шибаева

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...

Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -

В огромном море - море слов

Купаться ежечасно!

Профессор Всезнамус:

Здравствуйте, ребята. Я хотел сегодня поговорить о словах. Да о самых обычных словах, тех которые мы используем каждый день.

Мы с вами, ребята, так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серь­ёзная.

(Вбегает Степа Недотёпкин: и поглядывает на часы)

Степа Недотёпкин:

Ой, простите, я наверное немного опоздал, но я слышал, что вы говорите о науках. Науки-то я знаю: химия, физика, арифметика, ну … космонавтика еще.
Профессор Всезнамус:

Мы сегодня с ребятами будем говорить о науке изучающей слова.

Степа Недотепкин:

Наука о словах? Но разве бывает наука о словах?

Профессор Всезнамус:

Бывает, Степа. А может кто-нибудь из ребят знает, как называется наука о происхождении слов?

……

Профессор Всезнамус:

Эта наука называется - Этимология, что в переводе с греческого, Степа, это означает «наука об истинном значении слов».

Степа Недотёпкин:

А я, Профессор, для объяснения значения того или иного слова использую словарь.

Профессор Всезнамус:
Правильно, Степа. А кто знает, какое значение имеют словари?
(Участники игры «Спроси у Всезнамуса» говорят о значении словарей и их видах)

  1. Значение словарей велико. Словарь – это справочная книга, содержащая собрание слов расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык.

  2. Словари бывают лингвистические. В этих словарях дается перевод слов.

  3. в энциклопедическом словаре можно найти информацию о понятиях, предметах, ими обозначаемых, о деятелях в какой-либо области науки, культуры и др.

  4. изучая словарь, можно искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием.


Профессор Всезнамус:

Иногда для выяснения значения некоторых слов полезно обратиться к географическому атласу, полистать книги по истории. Результат того стоит.

Степа Недотёпкин:

Значит этимология - наука, позволяющая понять, каким образом получили названия те или иные предметы.

Профессор Всезнамус:

Верно, наука этимология полна неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое. А упорного, и любознательного читателя обязательно ждут открытия.

Степа Недотёпкин:

Мне хотелось бы, профессор, побольше узнать об этой удивительной науке – этимологии.

Профессор Всезнамус:

Это, Степа, просто. Нам помогут разобраться с этим Совет Мудрейших.
Сообщения членов Совета Мудрейших:

  1. ЭТИМОЛОГИЯ - от греч. etymon — «истина» или «истинное значение слова» наука занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

  2. Различают этимологию научную, основанную на фактах и серьёзных гипотезах, и народную, допускающую самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они про­тиворечивы, а бывает, что разные пути приводят к одному резуль­тату, и это тоже здорово и интересно.

  3. Судьба слова иногда складываетсянеожиданно. Иногда его значение меняется со вре­менем до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой никто уже не помнит... Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена но­вым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл.

  4. Например: конь и козёл - гимнастические снаряды, кошки у верхолазов - специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка - прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и даль­ше уходит от своего первоначального значения.

  5. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Часто и научных толко­ваний бывает несколько, не говоря уже о народных, а порой этимо­логия настолько расплывчата, что даже языковеды разводят руками.


Степа Недотёпкин:
А зачем нужно доискиваться до ответов на вопрос, почему предмет назвали так, а не иначе? Может, не так уж это и важно почему Меня зовут Степа Недотепкин, а Вас Профессор - Профессор Всезнамус?
Профессор Всезнамус:
Конечно же, важно! Великий учёный И. Павлов утверждал, что потребность позна­вать - такое же природное свойство человека, как есть, пить, ды­шать, двигаться и работать. «Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей», - эта мудрость пережила века.
Степа Недотёпкин:

Правильно ли я понял, профессор, зная значение слова можно иногда понять и происхождение названия предмета, которое обозначают этим словом?

Профессор Всезнамус:
Верно, Степа. Слово не только называет какой-либо предмет, признак, дейст­вие, явление. Оно может дать большую информацию о истории предмета, который имеет то или иное название. Вот вчера, к примеру, я получил письмо от ребят Лахтинской школы Яковлевского района. Ребята пишут, что летом они часто ходят купаться и загорать в урочище «Зеленый». А знаешь ли ты, что обозначает слово УРОЧИЩЕ?

Степа Недотёпкин:

Вы, профессор правы, не знаю. Но вы же сами сказали, что если не знаешь значение слова – обратиться нужно к словарям. Можно мне воспользоваться вашим советом?

Профессор Всезнамус:

Конечно, Степа, можно. Мне даже приятно, что ты запомнил мой совет.

Степа Недотёпкин:

Так …. (Степа листает словарь…) А, вот.. нашел значение слова УРОЧИЩЕ: в широком смысле — любая часть местности, отличная от окружающих (напр., моренный холм, заболоченная котловина и др.).

Степа Недотёпкин:

Не понял, купаться ходят … на холм, что ли?

Профессор Всезнамус:

Читай внимательно … любая часть местности. По словарю С.И.Ожегова «Урочище - это участок, отличный от окружающей местности, например, болото, лес среди поля». В.И. Даль дает следующее определение: «Урочище… всякий природный знак, мера, естественный межевой признак, как речка, гора, овраг, гривка, лес. Встарь принимали за урочище и одиночное дерево, и пень, отчего выходила большая путаница по межам». А, значит, лахтинские ребята ходят на пруд купаться, а пруд этот называют урочище. И все ребята знают, что пруд этот называют Зеленый.

Степа Недотёпкин:

Зеленый потому, что он зеленый?

Профессор Всезнамус:

Да, издавна у этого пруда росло много растений, и оно было - зеленым.

Степа Недотёпкин:

Значит, каждое урочище в Яковлевском районе Белгородской области имеет свой цвет?

Профессор Всезнамус:

Нет, конечно. Но урочищ в Белгородской области много. И у многих из них интересные названия. Вот, например, заповедный участок «Ямская степь». 250 лет тому назад участок принадлежал жителям Ямской слободы Старого Оскола. Ямщики и ямы (стоянки для смены лошадей на дорожных трактах) обеспечивали передвижение людей и почты.

Слобода имела собственные угодья, используемые под выпас и сенокошение. Общинное пользование угодьями способствовало сохранению целины.

Степа Недотёпкин:

Название охраняемой территории «Ямская степь» я слышал. Но я не знаю, какими растениями и животными степь может похвастаться?

Профессор Всезнамус: А давай мы это у ребят и спросим.
1 ученик:

Основное богатство заповедной территории Ямская степь — луговые степи, представляющие коренной тип травянистой растительности.

В Ямской степи насчитывается до 500 видов растений. Это почти половина видов растений встречающихся в нашей области. Значительная часть этих растений травы. Поэтому Ямскую степь считают образцом луговой степи.
2 ученик:
На территории Ямской степи разнообразны растения, произрастающие на мелу. В этих условиях встречаются осока низкая, ковыль перистый, овсец пустынный, чабрец меловой, солнцецвет. Среди них встречаются и эндемичные растения. Это проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, эфедра двуколосковая. Все они родственны горным растениям Монголии, юга Сибири, Южного Урала.

Особой охраны требуют такие виды, как кизильник, прострел меловой, пыльцеголовник красный, ковыль.
3 ученик:

Наряду с травянистой растительностью в Ямской степи встречается древесно-кустарниковая растительность. Это одиночные экземпляры дикой груши, клена, боярышника. В степи встречаются разреженные заросли дуба, ясеня, лещины.

На вершинах балок встречаются кустарники, которые называют дерезняки.

4 ученик:

Среди крупных животных Ямской степи обычна лисица — охотница на сусликов, полевок и мышей. Встречаются барсук, хорь, заяц-русак, слепыш, сурок, земляной заяц (большой тушканчик).

Птиц в степи до 70 видов, но гнездятся здесь лишь жаворонки полевой и степной, чекан луговой, овсянка садовая, славка се­рая. До 1957 г. обитали крупные птицы (массой до 16 кг) — дрофы, и их исчезновение связано с воздействием человека.

С А какие еще урочища есть на территории Белгородской области?

5 ученик.

На территории Губкинского района удивительно урочище «Лысые Горы». Фауна урочища небогата: на территории участка обнаружено 17 видов животных. В лесу обитают европейский еж и лесная куница, барсук и кабан, косуля и лось, рыжая и обыкновенная полевка, заяц-русак и лисица.

В степи встречаются степной хорь, крапчатый суслик и обыкновенный слепыш. Недавно из Курской области переселена степная гадюка, обитавшая на территории урочища до начала 50-х годов.
6 ученик:

Жители Белгородской области очень гордятся соснами, растущими на мелу. Меловой бор в урочище «Стенки-Изгорье» был открыт Б.М. Козо-Полянским. Ученый обратил внимание на группу сосен с темно-зелеными кронами и ярко-коричневыми стволами. Этот же ученый первым предложил ввести здесь заповедный режим еще в 1931 году. Урочище «Стенки-Изгорье» стало частью Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина.
7 ученик:
В настоящее время заповедный участок «Стенки-Изгорье» - часть заповедника «Белогорье». Расположен этот участок на левом склоне долины реки Оскол возле Нового Оскола. Речная долина в этом районе - меловые кручи. По обоим берегам реки много оврагов и балок.

На участках урочища «Стенки-Изгорье» растут дубы и меловые сосны. На склонах встречаются и степные растения.


8 ученик:
Меловые сосны это мощные деревья со стволами диаметром 60—80 см и высотой 16—18 м. Кроны растений широкие и раскидистые, правильной формы. Сосны имеют темно-зеленые кроны и ярко-коричневые стволы. Возраст некоторых деревьев достигает 200—250 лет.

Рядом с меловыми соснами произрастает более 600 видов других растений, в том числе и редкие растения.
9 ученик:

В водах реки Ворскла встречаются кубышка желтая, кувшинка белая, ряска. Эти плавающие растения образуют в отдельных местах реки заросли. На берегах Ворсклы растут рогоз, камыш, ирис, аир.

Среди сорных растений наиболее часто на берегу реки встречаются подмаренник, крапивы двудомная и жгучая, лопух, чистотел, пустырник, дурман, синяк обыкновенный, щирица.
10 ученик:

Урочище Острасьевы яры - новый лесостепной участок заповедника «Белогорье». В этой лесостепной балке сохранился полный комплекс растений, характерных для балок лесостепной зоны. Он включает байрачные леса, луговые поляны и заросли кустарников, луговые, степные, болотные и прибрежные участки.

В урочище произрастает около 400 видов растений. Среди них: ковыль-волосатик, овсец опушенный, различные виды астрагалов, кровохлебка лекарственная и другие.
Степа Недотёпкин:

Мне очень понравилось, профессор, как ребята рассказали о удивительных местах своего края. Хотел бы я побывать там!

Профессор Всезнамус:

Ты, прав, Степа, ребята Яковлевского района не только тепло рассказывают о своем крае, но и заботятся о сохранении. А теперь мы с тобой, Степа, посмотрим слайды «Заповедные участки Белгородской области», которые прислали нам ребята.
Просмотр слайдов «Заповедные участки Белгородской области»
Профессор Всезнамус:

А знаешь ли ты, чем знаменито урочище «Чертово болото»?
Степа Недотёпкин:
«Чертово болото»? Неужели в этом болоте водятся черти? Ведь не может такого быть!
Профессор Всезнамус:

И вновь ты, Степа, прав! Нет чертей ни в болоте, ни вблизи его. Но есть животное, встреча с которым сулит удачу. Я подскажу тебе. Но моя подсказка будет спрятана в загадке. Слушай внимательно.

Водяные мастера

Строят всё без топора:

Дом из хвороста и тины

А из бревнышек - плотину.

Степа Недотёпкин:

О, этих животных я знаю. Эти удивительные звери имеют имя - Бобры. Только они умеют строить на ручьях и речках настоящие плотины, прокладывать настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Но я, профессор, не знаю, почему бобра называют бобр. Ведь это имя не говорит о способностях животного.

Профессор Всезнамус:

Слово Бобр - всего-навсего «бурый зверёк». Слово «бобр» суще­ствует столько же веков, сколько и сам наш язык... Родичи древне­русского слова «бобръ» встречаются во многих языках мира. У ли­товцев бобр - бебрис, у немцев - бивер, у англичан - бивер... Лингвисты считают, что первоначальным значением его имени было «бурый, коричневый зверь».
Степа Недотёпкин:
Профессор, я слышал такую поговорку «Убить бобра». Почему так говорят?

Профессор Всезнамус:

Употребляется пословица «Убить бобра» в зна­чении: заключить выгодную сделку. Пошла она от пословицы «Не убить бобра - не видать добра», т. е. его шкуры с редкостным дра­гоценным мехом с серебристыми волосками.

Ещё в XVII веке на Руси и на Украине бобры водились всюду. Ловля их была важным источником дохода, поэтому пословица употреблялась в значении «приобрести что-либо ценное».

Но позднее, когда бобров стало меньше, пословица зазвучала по-другому: «Убить бобра - не видать добра».

Степа Недотёпкин:

Теперь я понял, профессор, почему вы сказали, что встреча с загадочным животным «Чертова болота» приносит удачу. Вы имели в виду, что люди радуются тому, что редкие животные все еще не покинули болото, а это значит, что им там хорошо.

Профессор Всезнамус:

Верно, Степа, это значит, что в тех местах где встречаются бобры и другие редкие животные хорошие условия для жизни.

Степа Недотёпкин:

Мне очень понравилась тема, которую мы рассмотрели сегодня, профессор. Я просто удивлен, как много может сказать о предмете одно только его название!
Профессор Всезнамус:

Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в лету, реку забвения?
Степа Недотёпкин:

Верно, профессор. Я думаю, что и все ребята будут теперь внимательнее относится к названиям окружающих их мест, да и сама природа будет ребятам после ваших объяснений более понятна. Спасибо, Вам, профессор!
Профессор Всезнамус:

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, са­мом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», живущим лишь сегодняшним днём.




МОУ «Томаровская СОШ № 1»

Кравченко Оксана Васильевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Урочища» iconРеферат «Тайны Заборьинского бора»
Краткое описание природно-климатических условий расположения урочища «Маслянный угор»
Тема «Урочища» iconАннотированный список видов лишайников заповедника «Белогорье»
Опад древесно-кустарникового полога лесных насаждений урочища «Кучугуры» участка «Ямская степь»
Тема «Урочища» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема «Урочища» iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема «Урочища» iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема «Урочища» iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема «Урочища» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема «Урочища» iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Тема «Урочища» iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Тема «Урочища» iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема «Урочища» icon1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве....
Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10
Тема «Урочища» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Тема «Урочища» iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема «Урочища» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема «Урочища» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Тема «Урочища» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск