1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9





Скачать 287.93 Kb.
Название1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер287.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»
Основы овощеводства и цветоводства

(программа предпрофильного курса в 9 классе)

Вершинина Валентина Владимировна,

учитель биологии МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»


Сары-Чумыш

2013

Оглавление

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 5

Основы овощеводства 7

Тема 1.1. Значение овощей в жизни человека 7

Тема 1.2. Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8

Тема 1.3. Рассада. Виды защищенного грунта. 9

Тема 1.4. Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10

Тема 1.5. Практическая работа «Определение всхожести семян, подготовка семян к посеву» 10

Тема 1.6. Практическая работа. Определение фазы спелости семян. Сбор семян овощных культур. 11

Основы цветоводства 12

Тема 2.1. Условия выращивания цветочных растений. 12

Тема 2.2. Отбор и посев семян однолетников на рассаду. 12

Тема 2.3. Болезни и вредители цветов. Технология защиты 12

Тема 2.4. Стили оформления цветника. Цветочные клумбы,

рабатки и др. 14

Тема 2.5. Разработка проекта оформления школьного двора

в различных стилях 15

Основы аграрной технологии 15

Тема 3.1. Вводное занятие 15

Тема 3.2. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни 16

Тема 3.3. Экскурсия по теме «Полеводство – основная отрасль растениеводства» 17

Список литературы 18

Приложение 19

Программа предпрофильного курса в 9 классе

«Основы овощеводства и цветоводства»

Пояснительная записка

Специфика работы сельской школы определяется рядом объективных факторов, влияющих на процесс и результаты обучения и воспитания школьников: малокомплектность, удаленность от крупных научно-методических и культурных центров, большая территориальная разобщенность населенных пунктов. Положительное влияние оказывает непосредственная близость сельскохозяйственного производства и живой природы.

Существенным фактором воспитания сельских учащихся является непосредственное воздействие на них социальной природной среды. Сельские ребята близки к природе. Многие из них уже в школе ориентированы на сельскохозяйственный труд. Их представление о сельскохозяйственном производстве более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских, т.к. они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают в огородах и садах, ухаживают за домашними животными и т.д.

Разрабатывая предпрофильный курс необходимо учитывать, что занятия должны развивать самостоятельность, инициативу, творческую активность, познавательный интерес обучающихся.

Трудовое обучение и воспитание учащихся осуществляется в основном в процессе работы на пришкольном участке, теплице. Все это помогает готовить учащихся к жизни, ориентировать их на сельскохозяйственные профессии.

Биология тесно связана с агрономической наукой и сельскохозяйственной практикой. Без уяснения ведущей роли знаний по биологии нельзя понять нынешние особенности развития сельскохозяйственного производства, суть интенсивных технологий, научно-технические возможности. По окончанию курса учащиеся получат более глубокие знания биологических основ выращивания овощных и сельскохозяйственных культур, познакомятся с декоративным цветоводством, как отрасли сельского хозяйства.

Сегодня перед сельскими школами ставятся принципиально новые учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков по основам сельскохозяйственного производства, на всестороннее развитие у них качества «хозяина земли».

Основные цели курса:

  1. Познакомить учащихся с основами овощеводства, цветоводства, повысив тем самым их интерес к изучению теоретических и практических занятий.

  2. Развивать познавательный интерес учащихся и их коммуникативные качества (устные, письменные, мультимедийные, сетевые).

  3. Научить ставить и решать проблемы.

  4. Воспитывать активные положительные качества личности (самостоятельность, способность к взаимопомощи, взаимовыручку, сотрудничество и ответственность).

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у учащихся базовой системы знаний о овощеводстве и цветоводстве, как отрасли растениеводства.

  2. Овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда.

Учебно-тематический план предпрофильного курса

«Основы овощеводства и цветоводства»

темы

Раздел. Тема

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

  1. Основы овощеводства (6 часов)

1.1

Значение овощей в жизни человека

1




1.2

Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте.

1




1.3

Рассада. Виды защищенного грунта.

1




1.4

Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение.

1




1.5

Определение всхожести семян, подготовка семян к посеву.




1

1.6

Определение фазы спелости семян. Сбор семян овощных культур.




1

  1. Основы цветоводства (6 часов)

2.1

Условия выращивания цветочных растений. Подготовка почвы к посадке.

1




2.2

Отбор и посев семян однолетников на рассаду




1

2.3

Болезни и вредители цветов. Технология защиты

1




2.4

Стили оформления цветника. Цветочные клумбы, рабатки и др.

1




2.5

Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях




2

  1. Основы аграрной технологии (3 часа)

3.1

Вводное занятие

1




3.2

Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни

1




3.3

Экскурсия по теме «Полеводство – основная отрасль растениеводства»







  1. Итоговое занятие по курсу (1,5 часа)

4.1

Конференция «Защита сельскохозяйственных профессий»









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Основы овощеводства

Тема 1.1. Значение овощей в жизни человека

Теория.

Овощи необходимы для питания человека. Они не только содержат нужные организму витамины, минеральные соли, углеводы, белки, растительные жиры, но и являются исходным материалом для образования в организме веществ, без которых нормальное развитие и жизнь человека невозможны. Характерно, что каждый вид овощей и фруктов создает в организме определенные биологически активные вещества. Одни из них улучшают обменный процесс, пищеварение, нейтрализуют кровяное давление; другие укрепляют стенки сосудов, придают им эластичность, предотвращая спазмы, а также снижают содержание холестерина в крови и жидкости в организме. Все это укрепляет организм, делает его стойким против многих заболеваний и повышает работоспособность.

Сырые свежие овощи особенно богаты витаминами.

Витамин А (каротин) является витамином роста. Недостаток его в пище снижает сопротивляемость организма многим заболеваниям – гриппу, туберкулезу, болезни глаз (куриная слепота) и др. При питании без овощей организм обеспечивается витамином А лишь на 25%, 75% поступает в организм благодаря потреблению свежих овощей. Больше всего витамина А содержится в моркови, шпинате, кресс-салате, помидорах, но особенно много его в морковном соке. При варке и переработке овощей витамин А не разрушается.

Витамин В обеспечивает правильный обмен веществ в организме, предотвращая склеротические явления. Отсутствие его ослабляет мускулы и вызывает параличи. Этот витамин в большом количестве содержится в картофеле, корнеплодах, зеленых листьях капусты и шпината, в плодах помидоров и моркови.

Витамин С – антицинготный. Его отсутствие приводит к заболеванию цингой (опухание десен и выпадение зубов), а также расстройству нервной системы и общему упадку сил. Эти заболевания чаще проявляются у жителей Севера. Витамином С наиболее богаты перец сладкий и острый, ревень, кольраби, хрен, молодые листья петрушки, салат, шпинат, зеленый лук. морковь и помидоры, а также капуста и картофель, особенно осенью в период уборки. В это время витамина С в них содержится столько же, сколько в лимоне и апельсине. Витамины В и С легко растворяются в воде, поэтому мыть овощи рекомендуется до резки, непосредственно перед употреблением в свежем виде или варкой.

Для хранения витаминов овощи перед варкой нужно заливать кипящей водой, а еще лучше варить их на пару.

Витамин U содержится в соке свежей белокочанной капусты и обладает целебными свойствами при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Некоторые овощи содержат ароматические вещества, которые повышают аппетит и улучшают усвоение пищи. К ним относятся петрушка, сельдерей, лук, эстрагон, базилик, мята, укроп, бораго (огуречная трава) и др.

Тема 1.2. Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте

Теория.

Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений, или их агротехнику, которая включает обработку почвы, внесение удобрений, подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке). Совершенствовать агротехнику можно путем опытной проверки приемов возделывания растений в конкретных условиях. Например, можно изучить, как влияют на урожай сроки и способы посева, подкормка растений различными удобрениями. Весной также проводят обработку почвы. Если осенью почва была вспахана. весной ее боронуют. При этом почва рыхлится на глубину 4 – 5 см: разрушается почвенная корка, измельчаются комья почвы, перемешивается поверхностный слой. После такой обработки на поля высевают ранние культуры. Ко времени посева поздних культур почва уплотняется, на ней вырастают сорняки. Поэтому перед посевом поздних культур проводят культивацию на глубину 6 – 8, но не более 10 см. При культивации разрушается поверхностная корка, сохраняется влага в почве, уничтожаются сорняки. Весной проводятся прикатывание. Это обработка почвы с целью ее уплотнения, выравнивания поверхности, разрушения корки, измельчения глыб. На выровненной почве семена дают более дружные и ровные всходы.

Сорт – одно из значения слова «сорт» - качество. Человек с момента возникновения земледелия путем отбора улучшал культурные растения, повышал их качество. Со временем развилась селекция – наука занимающаяся выведением сортов культурных растений. Сорта обладают различными признаками, отвечающими потребностям человека. Такими ценными признаками являются зимостойкость, устойчивость к болезням, высокая продуктивность, повышенное содержание ценных питательных веществ и др. Людей, создающих новые сорта, называют селекционерами.

Тема 1.3. Рассада. Виды защищенного грунта.

Теория.

Чтобы получить овощи как можно раньше и удлинить срок их употребления выращивают посадочный материал – рассаду из семян, для пересадки на постоянное место в открытый грунт или теплицу. Чем больше вегетативный период растения, тем важнее выращивать растение рассадным способом в защищенном грунте.

Сеют семена в ящики любых размеров, но удобнее пользоваться стандартными 50*35*8 см. Срок и место посева семян для получения рассады определяется временем, необходимым на ее выращивание. а также сроком и местом высадки. От качества рассады зависит урожай и сроки его поступления.

Рассада должна быть здоровой, коренастой с хорошо развитыми корнями и темно-зелеными листьями. Такую рассаду можно вырастить при создании растениям необходимые условия. Лучше всего выращивать рассаду в теплицах или парниках, сложнее, но вполне возможно вырастить и в помещении.

К защищенному грунту относят парники и теплицы. Срок использования теплиц и парников зависит от способа обогрева (водяной, биологический, солнечный). С целью увеличения объемов производства овощей и равномерного их поступления в течение года создаются новые и расширяются существующие зоны производства ранних овощей. Тепличные комбинаты, расположенные вблизи городов, поставляют в продажу овощи круглый год. Существует много видов теплиц от простых дешевых до современных дорогостоящих (см. приложение).

Тема 1.4. Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение

Теория.

Для получения высоких урожаев почву под посадку надо хорошо обрабатывать. Готовят почву с осени. Вносят удобрения. Они бывают органические и минеральные. Органические – навоз, торф, куриный помет, компост. Они ценны тем, что содержат все питательные вещества необходимые для растений. Минеральные удобрения бывают фосфорные, калийные, азотные. Их изготавливают на специальных заводах. Хорошим калийным удобрением является также зола.

Урожай овощей в нашей области убирают в конце августа – сентябре. Просушивают и закладывают на хранение. На хранение закладывают овощи только здоровые и без повреждений, мыть нельзя.

Тема 1.5. Практическая работа «Определение всхожести семян, подготовка семян к посеву»

Инструкция.

  1. Подберите четыре пробы по 50 семян крупносеменных культур (горох, фасоль, бобы).

  2. Поместите семена каждой культуры отдельно в чашки Петри или тарелки, раскладывая их рядами на увлажненную ткань.

  3. Чашки Петри накрыть стеклом.


Задание.

а) Подсчитайте проросшие семена, в сроки, установленные для каждой из культур. К числу всхожих относят семена, у которых корешки достигли половины длины семени.

б) Определите всхожесть семян. Для этого подсчитайте средний арифметический показатель всхожести, полученный во всех четырех пробах.

в) Сделайте вывод о посевных качествах семян и дайте рекомендации по их использованию.

Тема 1.6. Практическая работа. Определение фазы спелости семян. Сбор семян овощных культур.

Инструкция.

  1. Осмотрите семенники капусты, свеклы, моркови. рассмотрите стебли с плодами.

  2. Раскройте стручок капусты и определите степень готовности семян к уборке.

  3. С помощью лупы рассмотрите клубочек (соплодия) свеклы и семена моркови. Разломите клубочек свеклы и найдите семена.

  4. Срежьте верхние части стеблей свеклы с соплодиями и уложите их в коробки. Вложите этикетки. Морковь на семена можно убирать в два срока: сначала созревший центральный зонтик, а затем зонтики следующих порядков.

  5. Срезанные зонтики моркови также уложите в коробки.

Задание.

а) Вычислите среднее количество семян с одного растения и в пересчете на 0,1 га.

б) Положите семена в пакетики, вложите в них этикетки с указанием сорта
2. Основы цветоводства
Тема 2.1. Условия выращивания цветочных растений.

Теория.

Цветоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях для срезки букетов, создания оранжерей и зеленых насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений. Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности.

Необходимые условия выращивания цветочных растений это соблюдение теплового и светового баланса для разных видов цветов. Умение правильно подобрать почву и знать сроки высадки.

Тема 2.2. Отбор и посев семян однолетников на рассаду.

Теория.

Цветы выращивают из семян, размножают стеблевыми черенками, подземными частями (клубнями, луковицами и др.). Осенью собирают семена однолетних цветов, высушивают, просевают и хранят до весны. Весной высевают на рассаду, т.к. в нашей области есть угроза заморозков. Если же цветочные культуры холодостойкие, их высевают сразу в грунт с учетом глубины заделки. Начинающим цветоводам желательно подбирать цветы по каталогу с учетом характеристика выбранных растений по отношению к свету, температуре и другим параметрам.

Тема 2.3. Болезни и вредители цветов. Технология защиты

Теория.

Мучнистая роса – грибная болезнь. Это заболевание приводит к отмиранию листьев и общему угнетению растения. Меры борьбы: опрыскивание медно-мыльной жидкостью (20 – 25 г медного купороса, 200 г зеленого мыла на 10 л воды). Или кальцинированная сода с мылом (40 г соды и 40 г мыла на 10 л воды).

У хризантем часто появляются желтоватые пятна на верхней поверхности листьев, это ржавчина. Рекомендуется опрыскивать растения цинебом 0,2 – 0,5 %.

Аскохитоз. Эта болезнь поражает листья, стебли, цветки и даже корни. Меры борьбы. Чтобы не допустить распространения болезни необходимо внимательно осматривать растения и сжигать больные. Мелкокапельное опрыскивание цинебом с начала развития бутонов.

Вирусные болезни передаются при вегетативном размножении, распространяются сосущими насекомыми и нематодами. К наиболее частым вирусным заболеваниям относятся желтуха, кольцевая пятнистость, табачная мозаика.

Желтуха астровая вызывает карликовость растений, позеленение цветка. Переносчиками вируса желтухи являются цикады и тли, которые заносят болезнь с сорных растений.

Бактериальные болезни или бактериозы возникают у цветочных растений при проникновении в их ткани патогенных бактерий из почвы или воздуха. Признаки: угнетенный рост или ненормальное развитие листьев. Бактерии разносятся насекомыми и ветром. Опрыскивание растений различными препаратами дает малый эффект, т.к. бактерии развиваются внутри ткани. Для борьбы с болезнью обрабатывают почву.

Вредители. Нападению вредителей чаще всего подвергаются ослабленные растения. Необходимо опрыскивать химикатами. Находят применение и биологические методы защиты растений. Использую полезных насекомых (трихограммы, златоглазки) уничтожающих вредителей. Цветочным культурам приносят вред слизни, клещи, различные насекомые (бабочки, жуки, мухи, клопы и др.) Необходимо против вредителей применять агротехнические, химические, механические и биологические методы. Все они направлены на создание лучших условий роста и развития цветковых растений.

Тема 2.4. Стили оформления цветника. Цветочные клумбы, рабатки и др.

Теория.

Создание цветника начинается с определения стиля. Сегодня в ландшафтном дизайне очень много стилей, но стоит придерживаться двух основных: регулярный и пейзажный (ландшафтный)

Регулярному стилю присуще соблюдение строгих пропорций, симметрия планировки. В этом стиле разбивают клумбы, рабатки, арабески, бордюры.

Рабатки придают участку неповторимость и особенную гамму красок. Сменяя друг друга в зависимости от сезона, многолетние цветы радуют глаз богатством форм и оттенков.

Клумба – это разновидность цветника. Арабеска – большая клумба круглой или овальной формы, на которой обязательно присутствует оригинальный цветочный орнамент. Обычно засаживают однолетними цветами.

Пейзажный стиль стремится повторить «дикую» природу. Отличается живописностью и «вольной» планировкой. В пейзажном стиле устраивают миксбордеры, каменистые горки, сажают солитеры.

Солитеры – растения, которые растут на газоне в полном одиночестве. Это могут быть декоративные деревья, кустарники или цветочные растения, четко выделяющиеся на общем фоне.

Альпинарий или альпийская горка. Это каменистый сад фантазийного стиля. Растения для альпийской горки – в первую очередь многолетники, но они, как правило, цветут в начале или середине лета. Чтобы цвела весь сезон, необходимо посадить летники, красок добавляют низкорослые астры, мак, бархатцы.

Тема 2.5. Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях

Практика.

  • Разработать варианты озеленения в определенном стиле с учетом закона трех «Э»:

  1. экология

  2. экономика

  3. эстетика.

  • Разработать эскиз плана озеленения школьного участка с указанием видов растений и схемы их посадки.

  • Подобрать сорта декоративных растений для клумб полузатененного и солнечного мест (по каталогам)

  • В табличной форме представить характеристики выбранных видов по отношению к свету, температуре и другим параметрам.


3. Основы аграрной технологии

Тема 3.1. Вводное занятие

Теория.

Аграрная технология – это комплекс приемом в растениеводстве и животноводстве, направленный на получение высококачественного урожая растений и продукции животноводства.

Растениеводство обеспечивает население продуктами питания, животных – различными кормами. а многие отрасли – сырьем. Растениеводство включает в себя ряд отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.

Аграрная технология – это комплекс приемов в растениеводстве и животноводстве, направленный на получение высококачественного урожая растений и продукции животноводства.

Тема 3.2. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни

Теория.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называют культурными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения – результат целенаправленного отбора человеком наиболее ценных из дикорастущих видов. В результате длительного выращивания человеком они приобрели особенности, не свойственные их дикорастущим родственникам. Для культурных растений характерны увеличение размеров и большая изменчивость тех частей растений которые имеют хозяйственную ценность.

Сельскохозяйственные растения выращивают для потребления в пищу в свежем и переработанном виде, используют на корм домашним животным (кукуруза, подсолнечник, свекла кормовая, картофель и др).

Сельскохозяйственные растения разделяют по продолжительности жизни. Однолетние растения растут, плодоносят и образуют зрелые семена в год их посева. К ним относятся все зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овес), зернобобовые (горох, фасоль, бобы), крупяные (рис, просо, сорго) и некоторые овощные культуры (томат, огурец, тыква, кабачок, укроп, картофель). Двулетние растения в первый год жизни образуют органы потребления: капуста – кочан, морковь, свекла, репа, редька, корневая петрушка – корнеплоды. На второй год – семена. Для этого отобранные на семенники корнеплоды и кочаны капусты вместе с корнем зимой хранят в хранилище, весной их высаживают на участок, чтобы к осени собрать семена.

Многолетние растения растут и плодоносят от 3 до 20 и более лет. К многолетним относятся плодовые, ягодные и многие овощные растения (лук-батун, хрен, щавель, эстрагон).

Тема 3.3. Экскурсия по теме «Полеводство – основная отрасль растениеводства»

Цель экскурсии:

  1. Образовательные: ознакомить учащихся с разнообразием видов полевых культур и их значением в жизни человека, с некоторыми особенностями их выращивания.

  2. Воспитательные: воспитывать уважение к труду полеводов.

  3. Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, дисциплинированность.

Тип экскурсии – тематическая.

Содержание и методика проведения экскурсии:

  1. Значение полеводства и перспективы его развития (беседа с агрономом-полеводом).

  2. Ознакомление с культурами полевого севооборота на полях.

  3. Ознакомление с машинами для обработки почвы, посева, посадки и уборки полевых.

  4. Самостоятельная работа учащихся: «Определение фазы развития гречихи» (инструктаж).

  5. Подведение итогов экскурсии.

Список использованной литературы.

  1. Баславская С.С., Кудряшов Л.В., «Сельское хозяйство», М., Сельхозиздат, 1963.

  2. Генкель П.А. «Физиология растений», М., Просвещение, 1985.

  3. Генкель П.А., Кудряшов Л.В. «Ботаника» пособие для учителя, М., Просвещение, 1984.

  4. Горышина Т.К., «Экология растений», М., Высшая школа, 1979.

  5. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М., Педагогика, 1982.

  6. Шишкин Б.К. «Ботанический атлас», М., Издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1963

  7. Матвеев В.П., Рубцов М.И. Овощеводство, М., Агропромиздат, 1985.

  8. Сенова Г.Ю. Технология выращивания культурных растений, М.,

  9. Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие, М., Академа, 2004

Приложение.

Агроном

Агроном - одна из главных фигур на селе. Его основная задача - совершенствовать сельскохозяйственное производство, управлять трудом механизаторов, полеводов и других рабочих. Вооруженный специальными знаниями, агроном лучше других видит, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве. Он - основной проводник науки в сельском хозяйстве, он определяет технологию труда, его организацию. Значительное место в деятельности агронома занимает планирование производственного процесса. Он определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание, содержание полевых опытов, распределяет средства производства и т.д. По существу, он ведет не только производственную, но и научно-производственную работу - внимательно изучает эффективность сортовых посевов, той или иной обработки почвы, внесения различных видов удобрений. Агроном имеет дело не только с землей, семенами, удобрениями, но и с людьми, которые растят хлеб, овощи. В его задачи входит планирование и организация их труда, оказание необходимой помощи, например, в устранении брака в работе, обучение эффективным навыкам и приемам труда. Поэтому агроном должен обладать организационно-педагогическими навыками, способностями. От того, насколько четко планирует работу агроном, во многом зависит производительность труда.

Агроном должен обладать следующими качествами:

  • наблюдательность

  • инициативность

  • чувство ответственности за принятые решения

  • способность к принятию экстренных и нестандартных решений.

  • творческое отношение к труду

  • оперативность

  • эмоциональная устойчивость
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconПримерный перечень тем рефератов по психологии человека
Общая характеристика процесса ощущения. Виды ощущений и их значение в жизни человека
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconУрок объяснения с закреплением. Всего: 34 Тематическое планирование -9кл «Искусство»
Овощеводство защищенного грунта как одно из направлений деятельности крестьянского хозяйства. Теплолюбивые овощи
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconТема урока Кол
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в...
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconУрок Тема: «Собака друг человека»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconУрок технологии в 5 классе по кулинарии. Тема: Блюда из сырых овощей. Приготовление салатов
Цель: познакомить с питательной ценностью овощей, технологией приготовления салатов
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconКонспект лекций по дисциплине «Технология и организация строительного производства»
Земляные работы делятся на вскрышные, транспортирование грунта, планировка, рыхление грунта, засыпка пазух и устройство насыпей....
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconТема: «Значение растений в жизни человека. Охрана растений»
Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник кощея
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconРеферат. Тема реферата: «Значение сибирского кедра в жизни человека»
Руководитель Шкут Елена Васильевна; предметное профессиональное направление деятельности педагога-руководителя экологическое
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconРабочая программа учебной дисциплины «Эксплуатация сооружений защищенного грунта»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока дв 1 магистрантам очной формы обучения
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconУрок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение»
Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconТема Кол-во часов
Ознакомление с местом и ролью человека в природе. Выяснить значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Воспитывать потребность...
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Прокариоическая клетка – бактерии, их строение, разнообразие и значение в жизни человека, и в природе»
1 Значение овощей в жизни человека 7 Тема Весенние работы в овощеводстве. Понятие о сорте 8 Тема Рассада. Виды защищенного грунта. 9 iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск