Географическая карта. Раздел План и карта. №12





Скачать 448.07 Kb.
НазваниеГеографическая карта. Раздел План и карта. №12
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер448.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3
Бычкунова Елена Борисовна,

Саратовская область

методист кафедры философии

и методологии науки

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

учитель географии

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 43» г. Саратова.

Аннотация

Данные методические разработки уроков разработаны с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г). Уроки являются одной из форм формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Большое внимание на уроках уделяется воспитательному процессу. На уроках большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников, а так же через изучение краеведческого материала воспитания патриотической, толерантной и духовно-нравственной личности. Любовь и уважение к окружающей природе, формирование экологически грамотной личности происходит через практические работы и информационные модули ЭОР.



Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013

I направление - конкурс методических разработок

Номинация 2. «Лучший урок экологии»

Методическая разработка проблемно-диалогического урока в 5 классе по географии

Тема урока: Географическая карта. Раздел План и карта. № 12.
Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

- содержательная:

- формирование целостного представления обучающихся о географических картах и их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека;

-формирование экологической культуры современного школьника

  • деятельностная (формирование умений новых способов действий):

  • формировать у обучающихся умения интенсивно использовать и демонстрировать качественную информацию,

  • формировать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

  • формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

  • формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

  • формировать у обучающихся умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности по ее решению,

  • формировать у обучающихся способность владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,

  • формировать у обучающихся способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Задачи урока:

- развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

- развивать практические навыки работы обучающихся с географическими картами;

- формировать навыки использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

На данном уроке школьники должны (планируемые результаты):

- научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты;

- познакомится со свойствами географических карт;

- развивать умения находить необходимую информацию при использовании электронных образовательных ресурсов;

- усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека;

-развивать умения работать с векторными экологическими картами/

Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.

  • В данном уроке использовались технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (организационных, интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений. Школьники работали с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами. Анализировали, выделяли и описывали необходимую географическую информацию. Так же на уроке использовалась технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечали на проблемные вопросы, учились вести дискуссию. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения учитель создает на уроках различные проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает их решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся в выполнении практических заданий.

На уроке так же использовалась технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологии полного усвоения знаний, разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, Особое внимание уделяется саморазвитию и самовоспитанию учащихся в изучении глобальных экологических проблем и экологических проблем связанных с изучением родного края. Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формировать у школьников учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для них не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету.

В домашнем задании школьникам предлагалось использовать проектный метод в изучении экологической обстановки своей области. Данная технология состоит в организации исследовательской деятельности школьников при изучении своего края, носит патриотический характер, формирует экологически-грамотную личность.

Содержание учебного материала: Глобус. Географические карты. Свойства карты. Атлас.

Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)

География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

Географическая карта - особый источник информации. Отличие карт от плана, легенды карт, градусная сеть. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Значение карт в жизни человека.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока:

учебник География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.А. Алексеева, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.); под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение».- М: Просвещение, 2012. – 192с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда); География. Мой тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 95 с., карт. (Академический школьный учебник)(Полярная звезда); компьютерная презентация по теме «Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?; настенные физические карты России, физическая карта полушарий, политическая карта мира; глобус; план местности; рабочая тетрадь.

- необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они представлены в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru.

Ход урока:

  1. этап. Мотивационный.

Урок, возможно, начать со следующей загадки:

Государства и моря-

Все на стенке у меня (на экране проектора - слайд с данной загадкой).

Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о географической карте.

Обучающимся предлагается ответить ещё на одну загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (на экране проектора - слайд с данной загадкой).

Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о глобусе.

2 этап урока. Постановка проблемы (основные вопросы занятия).

Следующим этапом урока учитель создает проблемную ситуацию.

Школьникам предлагается посмотреть на глобус и географические карты и попытаться ответить на вопросы:

где более точно изображена земная поверхность на глобусе или географической карте? (обучающиеся легко ответят, что глобус более точная модель земли);

почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?

3 этап урока. Открытие нового знания ( по этапам содержания урока).

Для того чтобы ответить на данный проблемный вопрос школьникам предлагается проанализировать текст параграфа № 12 (стр. 40) в разделе почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом? и электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm

и находят ответ на поставленный вопрос.

Обучающиеся записывают определение географическая карта в рабочую тетрадь (на экране проектора слайд с определением).

Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить (на экране проектора - слайд с первым выводом).

Следующим этапом урока, учитель задаёт проблемные вопросы учащимся: Чем географическая карта отличается от плана?

Для того чтобы школьники грамотно ответили на поставленный вопрос, им предлагается проанализировать текст учебника стр. 40-41, а так же гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm в разделе Основные особенности карт.

Следующим этапом обучающиеся при помощи учителя заполняют таблицу в рабочей тетради (при помощи настенных географических карт, плана местности и географических карт, размещенных в приложении учебника):

Различия между планом и картой

Различия

План

Карта

Масштаб

Масштаб очень крупный (от 1:10000 и крупнее)

Масштаб более мелкий, чем на планах

Размер изображаемой территории

Изображается небольшая территория

Изображаются как небольшие участки земной поверхности, так и земной шар в целом

Изображение отдельных объектов и деталей местности

Подробно наносят все географические объекты и детали местности

Отбираются наиболее существенные для данной карты объекты

Наличие градусной сетки

Градусная сетка отсутствует

Есть меридианы и параллели

Определение сторон горизонта

Направление на север обозначают стрелкой. Если она отсутствует, то направления определяют по краям плана

Стороны горизонта определяют по параллелям и меридианам

Заполненная таблица выводится на экране проектора.

Для закрепления данного раздела, обучающимся предлагается выполнить задание №17 на странице 19 в учебном пособии для учащихся В.В. Николиной. Мой тренажёр. 5-6 классы.

Задание №17. Путешествовать по карте – увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми её обозначениями. Карта рассказывает вам об облике Земли, её объектах своими условными знаками. О чём рассказывает легенда физической карты полушарий, помещенной в учебнике (с. 176-177)?

Учащиеся изучают легенду физической карты полушарий.

На экран проектора выводится определение легенды карты.

Легенда ( слово с латинского «то, что читают») карты - это условные знаки с их расшифровкой.

На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы, главные её отличительные особенности обобщение информации и математическая основа (на экране проектора - слайд со вторым выводом).

Следующим этапом урока, школьникам предлагается ответить на вопрос: какие бывают географические карты?

Чтобы ответить на поставленный вопрос учащиеся анализируют текс учебника на странице 41-42, какие бывают географические карты?, электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm

в разделе Типы карт; рассматривают приложение на стр. 176-189. В данном приложении размещены следующие географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов, природные зоны мира.

Учащиеся знакомятся с понятием атлас (стр. учебника 43). На экран проектора выводится слайд с определением Атлас.

Атлас – это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.

Учащиеся записывают данное определение в рабочую тетрадь.

Изучив имеющуюся информацию, школьники делают третий вывод урока: географические карты различаются по масштабу, пространственному охвату территории и содержанию (на экране проектора- слайд с третьим выводом).

4 этап урока. Применение новых знаний.

Для закрепления изученного материала школьникам предлагается выполнить задание №1 в параграфе №12, стр. 43. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

Класс делится на группы (в количестве примерно по пять человек). Каждой группе даётся описать одну из карт расположенных в атласе учебника. При наличии мобильного класса, школьники заполняют представленную в учебнике таблицу в электронном варианте, в отсутствии мобильного класса ребята заполняют таблицу в рабочей тетради.

Виды географических карт

Что изображено

Масштаб

  1. Физическая карта полушарий







  1. Физическая карта России







  1. Политическая карта мира
















Выполнив данное задание учащиеся каждой группы, описывают устно ту географическую карту, которую они изучили.

Учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: Как с помощью карты можно узнать о глобальных (экологических) проблемах человечества.

Для ответа на данный вопрос школьники используют электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют цифровой образовательный ресурс http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28 представленный в виде векторной карты на которой отображены районы различных типов антропогенного загрязнения и деградации природных зон, наиболее загрязненные реки, техногенные катастрофы, захоронения радиоактивных отходов.

Группы учащихся называют районы экологических бедствий.

Рассмотрев данные географические карты, учащиеся делают четвёртый вывод: все карты собранные в атласе имеют свою легенду и посвящены определенным темам (на экране проектора - слайд с четвёртым выводом).

5 этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов:

На данном этапе урока школьникам предлагается ответить на вопрос: какое значение имеют географические карты в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Школьники вспоминают, где они или их родители используют географические карты, какие профессии не могут обойтись без тематических карт.

В помощь школьникам можно привести загадку ( слайд с загадкой выводится на экран проектора).
Ее с собой берет геолог,

Турист. Водитель, археолог.
Учащиеся без ошибок ответят карта.

Из изученного на уроке школьники делают основной вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека (на экране проектора - слайд с выводом урока).

6 этап урока. Рефлексия.

Учащиеся выполняют задание №18 на странице 20 в учебном пособии для учащихся В.В. Николиной. Мой тренажёр. 5-6 классы.

Следующим этапом урока школьники индивидуально анализируют векторную карту: Экологическое состояние и охрана природы, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28. Карта включает в себя следующие содержательные слои: особо охраняемые объекты и территории, различные атропогенные воздействия на окружающую среду, опасные и катастрофические природные явления и их распространение.

Учащиеся выписывают в рабочую тетрадь особо охраняемые объекты и территории, опасные и катастрофические природные явления и зоны их распространения, а так же зоны антропогенного воздействия на окружающую среду.
Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что Вы открыли нового на уроке?

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь?

В какой части урока Вы работали лучше всего?

Что помогло Вам включиться в работу?

Что Вам на уроке показалось трудным?
7 этап урока. Подведение итогов урока (домашнее задание, оценка).


  1. Ответить на вопросы 1,2,3,4,5 №12, стр. 43.

  2. Выполнить индивидуальный творческий проект на тему: Экологическое состояние Саратовской области».

Этапы проекта:

  1. этап. Заполнить таблицу в рабочей тетради

Виды географических карт

Что изображено

Масштаб

  1. Физическая карта Саратовской области







  1. Политико-административная карта Саратовской области










  1. этап. Выписать особо охраняемые территории Саратовской области и наиболее опасные в экологическом плане объекты, размещенные на территории Саратовской области.

  2. этап. На контурную карту Саратовской области нанести особо охраняемые территории Саратовской области и наиболее опасные в экологическом плане объекты Саратовской области.

  3. этап. Создать презентацию «Экологическое состояние Саратовской области».

  4. этап. Учащиеся делают письменный вывод о экологическом состоянии Саратовской области.

Для выполнения данного проекта школьникам предлагается использовать методическое пособие для учащихся. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Макарцева Л.В. Год издания : 2007 Стр. : 64 и учебник Демин А.М., Макарцева Л.В , Уставщикова С.В. География Саратовской области –Саратов: Лицей, 2005.

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока, занятия ( в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы):

- для учащихся:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.А. Алексеева, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.); под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение».- М: Просвещение, 2012. – 192с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

2. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 95 с., карт. (Академический школьный учебник)(Полярная звезда

3. Демин А.М., Макарцева Л.В , Уставщикова С.В. География Саратовской области –Саратов: Лицей, 2005.

4. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Макарцева Л.В. Год издания : 2007 Стр. : 64.

5. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm;

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28.

- для учителя:

1.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. - М., 1996.

2.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. - Рига, 1999.

3.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М: КАРО, 2008.

4.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.

5.Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 2: методические разработки уроков. -М., 2001.

6.Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. - М., 1979.

7.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

8.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.

9.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. -- 1991. -- № 4.

10.Лернер И.Я. Проблемное обучение // Знание. Педагогика и психология. - 1974. - № 7.

11.Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. - М., 2001.

12.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М., 1972.

13.Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

14.Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., 1991.

15.Савина Н.Г. Применение дидактических технологий в преподавании школьного курса географии. - Брянск, 2000.

16.Современные технологии в обучении географии // Под. ред. В.П. Соломина. – ю Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007.- С.4.

Урок №2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconКалендарно тематическое планирование № п/п Раздел, тема Количество часов Дата
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconКонтрольная работа по теме «географическая карта»
Географическая широта заданной точки определяется величиной (в градусах): а) дуги параллели от экватора до параллели, проходящей...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политическая карта мира (пкм) – «не застывающая картинка», которая меняется в результате развития международных отношений; географическая...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconА карта города б политическая карта в политико-административная карта
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контурная карта – положение региона. Учебник – раздел гп. Отчёт – контурная карта
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебники, карточки по уровням, план эвакуации школы, карта успеха, карта достижений учащихся
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconРазработка урока географии с использованием икт "Российские озера"
Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconКонспект урока по математике
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями самостоятельной работы, указка, цветной мел, линейка, географическая карта...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПлан и карта
...
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: карта путешествия, дидактические карточки дифференцированного характера, лексическая карта
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПлан карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного...
План – карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного урока»
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconУрока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи
Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconУрок по географии в 6 классе
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, опорные листы, сосуд с водой, соль, мультимедиа
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настенная карта «Физическая карта России», учебные атласы для 8 класса, картины гор и равнин
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настенная карта «Физическая карта России», учебные атласы для 8 класса, картины гор и равнин


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск