Скачать 448.07 Kb.
|
Бычкунова Елена Борисовна, Саратовская область методист кафедры философии и методологии науки ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 43» г. Саратова. Аннотация Данные методические разработки уроков разработаны с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г). Уроки являются одной из форм формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Большое внимание на уроках уделяется воспитательному процессу. На уроках большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников, а так же через изучение краеведческого материала воспитания патриотической, толерантной и духовно-нравственной личности. Любовь и уважение к окружающей природе, формирование экологически грамотной личности происходит через практические работы и информационные модули ЭОР. Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013 I направление - конкурс методических разработок Номинация 2. «Лучший урок экологии» Методическая разработка проблемно-диалогического урока в 5 классе по географии Тема урока: Географическая карта. Раздел План и карта. № 12. Тип урока: формирование новых знаний Цели урока: - содержательная: - формирование целостного представления обучающихся о географических картах и их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека; -формирование экологической культуры современного школьника
Задачи урока: - развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников; - развивать практические навыки работы обучающихся с географическими картами; - формировать навыки использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения; - формировать навыки самостоятельной и групповой работы; - развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление. На данном уроке школьники должны (планируемые результаты): - научится находить необходимую информацию, содержащуюся в легенде карты; - познакомится со свойствами географических карт; - развивать умения находить необходимую информацию при использовании электронных образовательных ресурсов; - усвоить значение географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека; -развивать умения работать с векторными экологическими картами/ Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
На уроке так же использовалась технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологии полного усвоения знаний, разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, Особое внимание уделяется саморазвитию и самовоспитанию учащихся в изучении глобальных экологических проблем и экологических проблем связанных с изучением родного края. Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формировать у школьников учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для них не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету. В домашнем задании школьникам предлагалось использовать проектный метод в изучении экологической обстановки своей области. Данная технология состоит в организации исследовательской деятельности школьников при изучении своего края, носит патриотический характер, формирует экологически-грамотную личность. Содержание учебного материала: Глобус. Географические карты. Свойства карты. Атлас. Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы) География Земли. Раздел 1. Источники географической информации. Географическая карта - особый источник информации. Отличие карт от плана, легенды карт, градусная сеть. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Значение карт в жизни человека. Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия): - дидактическое сопровождение урока: учебник География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.А. Алексеева, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.); под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение».- М: Просвещение, 2012. – 192с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда); География. Мой тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 95 с., карт. (Академический школьный учебник)(Полярная звезда); компьютерная презентация по теме «Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?; настенные физические карты России, физическая карта полушарий, политическая карта мира; глобус; план местности; рабочая тетрадь. - необходимое техническое оборудование: мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска. При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они представлены в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Ход урока:
Урок, возможно, начать со следующей загадки: Государства и моря- Все на стенке у меня (на экране проектора - слайд с данной загадкой). Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о географической карте. Обучающимся предлагается ответить ещё на одну загадку. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны (на экране проектора - слайд с данной загадкой). Школьники легко отвечают, что в данной загадке говорится о глобусе. 2 этап урока. Постановка проблемы (основные вопросы занятия). Следующим этапом урока учитель создает проблемную ситуацию. Школьникам предлагается посмотреть на глобус и географические карты и попытаться ответить на вопросы: где более точно изображена земная поверхность на глобусе или географической карте? (обучающиеся легко ответят, что глобус более точная модель земли); почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом? 3 этап урока. Открытие нового знания ( по этапам содержания урока). Для того чтобы ответить на данный проблемный вопрос школьникам предлагается проанализировать текст параграфа № 12 (стр. 40) в разделе почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом? и электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm и находят ответ на поставленный вопрос. Обучающиеся записывают определение географическая карта в рабочую тетрадь (на экране проектора слайд с определением). Учащиеся делают первый вывод урока: глобус - самая точная модель земли, но на практике удобнее работать с географическими картами, так как их гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить (на экране проектора - слайд с первым выводом). Следующим этапом урока, учитель задаёт проблемные вопросы учащимся: Чем географическая карта отличается от плана? Для того чтобы школьники грамотно ответили на поставленный вопрос, им предлагается проанализировать текст учебника стр. 40-41, а так же гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm в разделе Основные особенности карт. Следующим этапом обучающиеся при помощи учителя заполняют таблицу в рабочей тетради (при помощи настенных географических карт, плана местности и географических карт, размещенных в приложении учебника): Различия между планом и картой
Заполненная таблица выводится на экране проектора. Для закрепления данного раздела, обучающимся предлагается выполнить задание №17 на странице 19 в учебном пособии для учащихся В.В. Николиной. Мой тренажёр. 5-6 классы. Задание №17. Путешествовать по карте – увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми её обозначениями. Карта рассказывает вам об облике Земли, её объектах своими условными знаками. О чём рассказывает легенда физической карты полушарий, помещенной в учебнике (с. 176-177)? Учащиеся изучают легенду физической карты полушарий. На экран проектора выводится определение легенды карты. Легенда ( слово с латинского «то, что читают») карты - это условные знаки с их расшифровкой. На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: географическая карта точно передаёт географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы, главные её отличительные особенности обобщение информации и математическая основа (на экране проектора - слайд со вторым выводом). Следующим этапом урока, школьникам предлагается ответить на вопрос: какие бывают географические карты? Чтобы ответить на поставленный вопрос учащиеся анализируют текс учебника на странице 41-42, какие бывают географические карты?, электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm в разделе Типы карт; рассматривают приложение на стр. 176-189. В данном приложении размещены следующие географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта Российской Федерации, маршруты важнейших путешествий, плотность населения мира, политическая карта полушарий, карта океанов, природные зоны мира. Учащиеся знакомятся с понятием атлас (стр. учебника 43). На экран проектора выводится слайд с определением Атлас. Атлас – это собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района. Учащиеся записывают данное определение в рабочую тетрадь. Изучив имеющуюся информацию, школьники делают третий вывод урока: географические карты различаются по масштабу, пространственному охвату территории и содержанию (на экране проектора- слайд с третьим выводом). 4 этап урока. Применение новых знаний. Для закрепления изученного материала школьникам предлагается выполнить задание №1 в параграфе №12, стр. 43. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. Класс делится на группы (в количестве примерно по пять человек). Каждой группе даётся описать одну из карт расположенных в атласе учебника. При наличии мобильного класса, школьники заполняют представленную в учебнике таблицу в электронном варианте, в отсутствии мобильного класса ребята заполняют таблицу в рабочей тетради.
Выполнив данное задание учащиеся каждой группы, описывают устно ту географическую карту, которую они изучили. Учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: Как с помощью карты можно узнать о глобальных (экологических) проблемах человечества. Для ответа на данный вопрос школьники используют электронный образовательный ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Школьники анализируют цифровой образовательный ресурс http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28 представленный в виде векторной карты на которой отображены районы различных типов антропогенного загрязнения и деградации природных зон, наиболее загрязненные реки, техногенные катастрофы, захоронения радиоактивных отходов. Группы учащихся называют районы экологических бедствий. Рассмотрев данные географические карты, учащиеся делают четвёртый вывод: все карты собранные в атласе имеют свою легенду и посвящены определенным темам (на экране проектора - слайд с четвёртым выводом). 5 этап урока. Подведение итогов и формулирование выводов: На данном этапе урока школьникам предлагается ответить на вопрос: какое значение имеют географические карты в жизни и хозяйственной деятельности человека. Школьники вспоминают, где они или их родители используют географические карты, какие профессии не могут обойтись без тематических карт. В помощь школьникам можно привести загадку ( слайд с загадкой выводится на экран проектора). Ее с собой берет геолог, Турист. Водитель, археолог. Учащиеся без ошибок ответят карта. Из изученного на уроке школьники делают основной вывод урока: географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека (на экране проектора - слайд с выводом урока). 6 этап урока. Рефлексия. Учащиеся выполняют задание №18 на странице 20 в учебном пособии для учащихся В.В. Николиной. Мой тренажёр. 5-6 классы. Следующим этапом урока школьники индивидуально анализируют векторную карту: Экологическое состояние и охрана природы, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28. Карта включает в себя следующие содержательные слои: особо охраняемые объекты и территории, различные атропогенные воздействия на окружающую среду, опасные и катастрофические природные явления и их распространение. Учащиеся выписывают в рабочую тетрадь особо охраняемые объекты и территории, опасные и катастрофические природные явления и зоны их распространения, а так же зоны антропогенного воздействия на окружающую среду. Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку. Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы: Что Вы открыли нового на уроке? Чему Вы научились сегодня? Чем Вам это может помочь? В какой части урока Вы работали лучше всего? Что помогло Вам включиться в работу? Что Вам на уроке показалось трудным? 7 этап урока. Подведение итогов урока (домашнее задание, оценка).
Этапы проекта:
Для выполнения данного проекта школьникам предлагается использовать методическое пособие для учащихся. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Макарцева Л.В. Год издания : 2007 Стр. : 64 и учебник Демин А.М., Макарцева Л.В , Уставщикова С.В. География Саратовской области –Саратов: Лицей, 2005. Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока, занятия ( в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы): - для учащихся: 1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.А. Алексеева, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.); под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение».- М: Просвещение, 2012. – 192с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). 2. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 95 с., карт. (Академический школьный учебник)(Полярная звезда 3. Демин А.М., Макарцева Л.В , Уставщикова С.В. География Саратовской области –Саратов: Лицей, 2005. 4. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Макарцева Л.В. Год издания : 2007 Стр. : 64. 5. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/1000348A.htm; http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4d834c-91dc-499a-8955-5688318f9429/?interface=pupil&subject=28. - для учителя: 1.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. - М., 1996. 2.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. - Рига, 1999. 3.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М: КАРО, 2008. 4.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000. 5.Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 2: методические разработки уроков. -М., 2001. 6.Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. - М., 1979. 7.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. 8.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000. 9.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. -- 1991. -- № 4. 10.Лернер И.Я. Проблемное обучение // Знание. Педагогика и психология. - 1974. - № 7. 11.Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. - М., 2001. 12.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М., 1972. 13.Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975. 14.Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., 1991. 15.Савина Н.Г. Применение дидактических технологий в преподавании школьного курса географии. - Брянск, 2000. 16.Современные технологии в обучении географии // Под. ред. В.П. Соломина. – ю Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007.- С.4. Урок №2. |
Календарно тематическое планирование № п/п Раздел, тема Количество часов Дата Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые... | Контрольная работа по теме «географическая карта» Географическая широта заданной точки определяется величиной (в градусах): а) дуги параллели от экватора до параллели, проходящей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политическая карта мира (пкм) – «не застывающая картинка», которая меняется в результате развития международных отношений; географическая... | А карта города б политическая карта в политико-административная карта Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контурная карта – положение региона. Учебник – раздел гп. Отчёт – контурная карта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: учебники, карточки по уровням, план эвакуации школы, карта успеха, карта достижений учащихся | ||
Разработка урока географии с использованием икт "Российские озера" Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для... | ||
Конспект урока по математике Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями самостоятельной работы, указка, цветной мел, линейка, географическая карта... | План и карта ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: карта путешествия, дидактические карточки дифференцированного характера, лексическая карта | План карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного... План – карта работы коллектива школы по проблеме «Оптимизация современного урока» | ||
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира | Урок по географии в 6 классе Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, опорные листы, сосуд с водой, соль, мультимедиа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настенная карта «Физическая карта России», учебные атласы для 8 класса, картины гор и равнин | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настенная карта «Физическая карта России», учебные атласы для 8 класса, картины гор и равнин |