Основная общеобразовательная школа с. Новотроицкое
Урок русского языка
в 6 классе
по теме «Имя прилагательное». Составила Бахтина Л.Н.
2011 – 2012 учебный год. Тема: «Имя прилагательное».
Тип : урок-путешествие.
Цели:
*систематизировать и повторить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;
*развивать память, логическое мышление, творческие способности;
*воспитывать любовь к природе, родному краю на основе дидактических
материалов урока.
Оборудование: карта путешествия, дидактические карточки дифференцированного характера, лексическая карта.
№
| Этап урока,
его содержание.
| Деятельность
учащихся.
|
1
2
3
4
а)
б)
в)
5
а)
б)
6
7
8
9
|
Оргмомент. Сообщение темы, целей урока.
Буквально несколько дней назад мы вернулись
из путешествия по стране Существительных, а сегодня уже отправляемся в страну имён Прилагательных в поисках драгоценного Ларца Знаний и Открытий. Наш первый день мы проведём на знакомых тропинках. Вспомним грамматические особенности имени прилагательного, повторим некоторые орфограммы, выясним значение имён прилагательных в речи. Итак, вперёд! Не забудем наш девиз «Один за всех, и все за одного!»Но что мы видим? Это кодовый замок, его необходимо открыть, а поможет нам в этом проверка домашнего задания.
.
Проверка д/з. Упр.268.
-Какова основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают нам ярче, образнее представить предмет, образ?-
- Назовите их. Заполните таблицу:
По цели
высказывания
|
Простые
|
Сложные
| Повествовательные
| 4
| 2,3,5
| Вопросительные
|
| 1
| (На кружках с обратной стороны написано «открыто».
В этой комнате проходят конкурсы «Умников и умниц».
Хотите побывать на их месте? Тяните жребий, кому первому выбирать дорожку.
Теоретический тур.
(Отвечают на вопросы, приводят примеры)
Читальный зал (Но тише, тише! Рядом находится читальный зал. Заглянем туда.) Анализ текста. -Прочитайте выразительно.- Материал для чтения. Однажды в одном и том же лесу оказались двое: мальчик, сын охотника, и взрослый человек. Оба провели там ночь.
- Что же тебе запомнилось? - поинтересовался я у мальчика. - Ночь была тёмная, а на небе сверкали звёзды, - ответил мальчик.
А вот как об этой ночи рассказал другой человек:
Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды.
Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над
лесным краем, долгие сумерки густели в чащах… Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский.
Беседа по прочитанному.
-Какое описание вам больше понравилось? Почему?
- Благодаря каким словам второе описание, сделанное писателем, стало зримым и выразительным?
-Укажите прилагательные.
-Какую роль в тексте играют прилагательные?
-Найдите другие изобразительно-выразительные средства языка. -Сделайте вывод об именах прилагательных.
Время отдыха.
Поэтическая минутка.
Чтение отрывков стихов (цель: показать роль прилагательных в тексте. Картины по теме).
1.Лес,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
2.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)
3.Среди кустов зелёных,
У речки серебристой,
Гуляет оленёнок –
Телёночек пятнистый.
Он ходит по опушке
В лесной своей сторонке,
И у него веснушки –
Совсем как у девчонки.
(П. Комаров)
Художник работает кистью, а имена прилагательные заставляют работать наше воображение. Мы, подобно художникам,
способны увидеть всю красоту нашей природы.
-Все на спортплощадку!-
Физминутка.
-Отдохнули и в путь. Перед нами долина пятёрок, очень серьёзных жителей. Они предлагают нам несколько заданий.
Долина пятёрок.
-Вставь подходящее по смыслу имя прилагательное.-цель.
Хорош________________бор ____________ днём! Идёшь по ______________бору – точно _________________ свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои накрылась земля.Через _______________ дорогу протянулись ________________ корни.
_______________________ мхом поросли _____________ кочки. В траве виднеются ____________________________ листики, а среди них - ____________________ ягоды. Слова для справок: сосновый, огромные, осенним, старому, песчаную, тёмно-красные, длинные, серебряным, ярко-зелёные, невысокие.
|
Откройте тетради. Какое правило поможет нам выполнить работу на пять? Диктант «Получи 5» (в тетрадь вклеить)
Отцовский дом, кольцевая дорога, ключевая вода, глянцевая поверхность, свинцовые тучи, камышовые заросли, ежовые иголки, ландышевый запах.
-Соедините плюсы прямой. Что у вас получилось?
Путь к волшебному лесу открыт. И вот мы в Волшебном лесу, всего в нескольких шагах от места, где находится Ларец Знаний. Каждый должен пройти его самостоятельно.
Для этого вы вытянете карточку с заданием и быстро выполните его. 1.Морфологический разбор имени прилагательного.
Как прекрасна дальневосточная тайга!
.Дальневосточная (тайга) –прилаг.
Тайга (какая?) дальневосточная.
Н,ф. дальневосточный.
Пост.- относ.; непост.- в им.п., ед.ч., ж.р.
Тайга (какая?) дальневосточная.
2.Синтаксический разбор.
Лишь изредка о широкий ствол столетнего дерева застучит клювом пёстрый дятел.
3.Пунктуационный разбор.
Природа – наше богатство, заботиться о рациональном использовании ресурсов, которые таятся в недрах нашей земли, реках, озёрах, лесах, горах области – наша прямая обязанность.
Мы приближаемся к драгоценному ларцу Знаний и Открытий. Почему он так называется? Ведь на уроке открытия не завершаются, и каждый из вас, выполняя домашнее задание, откроет что-то новое, полезное.
Итог. Игра «Да – нет» (карточки)
-Имя прилагательное –это самостоятельная часть речи.
-Обозначает признак предмета.
-Отвечает на вопросы какой? Что?
-Изменяется по числам, родам, склонениям.
-В предложении чаще всего бывает дополнением и сказуемым.
-
Дом. зад. Правило стр.111, упр.274
|
Работа в тетрадях, запись темы урока.
Смерть льдинки.
Имя прилагательное. Богатый (ручей), тёплая (ночь), большая(вода), золотыми (каплями). Называют грамматические
основы сложных предложений.
Выбирают дорожку, у которой с другой стороны вопрос:
1.Красная- Что называется именем прилагательным?
2. жёлтая – Какими членами предложения чаще всего бывают имена прилагательные?
3. Как изменяются имена прилагательные?
Чтение текста учащимися.
Эпитеты, метафоры, сравнения. Имена прилагательные обозначают признаки, качества предметов; отвечают на вопрос какой? ;
относятся к существительным и согласуются с ними в роде, числе, падеже; в предложении чаще всего бывают определениями;
делают текст ярче и выразительнее.
Индивидуальная работа учащихся по карточке.
Рассказывают правило.
Сверка с доской
№
| е
| о
| 1
|
| +
| 2
| +
|
| 3
| +
|
| 4
| +
|
| 5
|
| +
| 6
|
| +
| 7
|
| +
| 8
| +
|
| Корректировка ответов.
Индивидуальная работа у доски.
|
|