Учебно-тематический план по программе





НазваниеУчебно-тематический план по программе
страница1/10
Дата публикации17.07.2013
Размер0.98 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Управление образования

администрации муниципального Топкинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Топкинская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено

на заседании кафедры начального общего образования КРИПКиПРО

Протокол № 5 от 21 января 2013 г.

Зав. кафедрой __________ В. Г. Черемисина

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Топкинская ООШ

______________ А.И. Зайцева

«01» сентября 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Фенологические наблюдения

за объектами живой и неживой природы

родного края»
Автор-составитель: учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Зуева Наталья Владимировна
Консультант:

Черемисина В. Г., зав.кафедрой НОО

КРИПКиПРО

Топкинский район, 2012 г.
Содержание


  1. Пояснительная записка…. ……………………………………………………

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности…………………………………………………….

  1. Содержание программы ………………………………………………………

  2. Учебно-тематический план по программе

  1. первого года обучения……..........................................................................

  2. второго года обучения……………………………………………………..

  3. третьего года обучения ……………………………………………………

  4. четвертого года обучения..…………………………………………………


Список литературы для учителя ……………………………………………..
Список литературы для обучающихся ………………………………………
Приложения

  1. Основные понятия и термины фенологии…………………………….

  2. Фенологические наблюдения за древесно-кустарниковой

растительностью (таблица)………………………………………………….

  1. Фенологические наблюдения за перелётными птицами (таблица)……

  2. Суточные колебания утренних температур (таблица)………………

  3. Фенологические наблюдения за гидрометеорологическим явлением:

снежным покровом (таблица)……………………………………………

  1. Программа сезонных фенологических наблюдений……………………

  2. Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе………………………


  1. Пояснительная записка

«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и научусь»

Китайская мудрость
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Фенологические   наблюдения  за объектами живой и неживой природы родного края» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И.М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов это свойство назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышает их круг представлений.  Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения.

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений. Развитие фенологии как отрасли знаний было вызвано запросами практики, а истоки фенологических знаний лежат на заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал собирателем фенологических наблюдений. Увязывая их с производственным опытом, человек получал представление о лучших сроках проведения полевых работ и учился определять их. Однако прийти к этому он мог лишь путем сопоставления наблюдений за широким кругом сезонных явлений природы.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка?

Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё не познанное и незнакомое.

Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для современного общества усвоение школьниками суммы разнообразных знаний по различным предметам представляется недостаточным. Те ребята, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе XXI века. Пришла пора смены приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения любых проблем. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная работа: занятия на пришкольном участке, постановка опытов и экспериментов, фенологические наблюдения, и экскурсии. Таким образом, будущие педагоги должны сами обладать познавательной самостоятельностью и должны знать, как сформировать данное качество у учащихся.

Программа « Фенологические   наблюдения  за объектами живой и неживой природы родного края» дает возможность с помощью наблюдений и опоры на личный опыт детей расширить представления учащихся о природе родного края, ее особенностях и взаимосвязи всего живого. Знакомство с целостной картиной сезонных изменений в природе, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Каждое занятие носит познавательный, развивающий и исследовательский характер и сопровождается практической работой. Занятия строятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы по внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и системно – деятельностный подход.

Рабочая программа предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, инаправлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы: Развитие у младших школьников познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала обучающихся через развитие и совершенствование у них исследовательских способностей и навыков.

Задачи:

  1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Приобретать знания об окружающем мире; овладевать умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  3. Осваивать коммуникативную, рефлексивную, ценностно – ориентационную, смыслопоисковую компетенции и компетенции личностного саморазвития.

  4. Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.

  5. Прививать интерес к исследовательской деятельности, познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  6. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.

Система занятий ориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём исследовательская деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Исследовательская деятельность младших школьников при осовении программы имеет отличительные особенности:

  • Фенологические наблюдения имеют долгосрочный характер и могут быть рассчитаны на все 4 года обучения;

  • Фенологические наблюдения  осуществляются как в школе, так и дома;

  • Исследовательская деятельность  носит как индивидуальный, так и групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения  и  др.;

  • Любая исследовательская деятельность, в том числе и фенологические наблюдения  предполагают работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • В содержание исследовательской  деятельности  заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • Реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам  деятельности.


Основные принципы  программы 

Принцип системности

Реализация задач через связь  внеурочной  деятельности  с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов  и  потребностей учащихся; опора на них.

Принципсовместной деятельности детей  и  взрослых

Привлечение родителей  и  детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось  и  что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение  и  перспективу.

Принцип успешности

 И  взрослому,  и  ребенку необходимо быть значимым  и  успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен  и  успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней  и  неформальной, она должна отмечать реальный успех  и  реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения  и  вознаграждения.

В основе практической работы лежат фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы, фиксирование данных, составление графиков, таблиц, диаграмм, выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских работ.

Содержание  программы  «Фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир, информатика.

На курс «Фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы» отводится по 1 часу в неделю. 1 класс – 33 часа в год, 2 -4 классы –по 34 часа в год.


Класс

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1 класс

33 часа

14 часов

19 часов

2 класс

34часа

15 часов

19 часов

3 класс

34часа

15часов

19 часов

4 класс

34часа

16 часов

18 часов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематический план по программе iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план по программе iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Учебно-тематический план по программе iconМикробиология, вирусология микробиология полости рта
Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»
Учебно-тематический план по программе iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе...
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Учебно-тематический план по программе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7
Учебно-тематический план по программе iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Учебно-тематический план по программе iconУчебно-тематический план по программе
Алгоритмы. Исполнитель черепашка. Программа kturtle. Создание программ на языке Лого
Учебно-тематический план по программе iconТематическое планирование по мхк 10 11 классы
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Учебно-тематический план по программе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
Учебно-тематический план по программе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт
Учебно-тематический план по программе iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план по программе iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план по программе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух...
Учебно-тематический план по программе icon«Внешнеэкономическая деятельность»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по программе среднего профессионального образования, содержит...
Учебно-тематический план по программе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Учебно-тематический план по программе iconРабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 2-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2005. Программа представляет собой целостный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск