Скачать 1.17 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.15 Экономическая и социальная география мира ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии факультета ЕФКиБЖД (протокол №1 от 09 сентября 2011 г.) И.о. зав. кафедрой ______________ /Е.Ю. Александрова/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: ст.преподаватель кафедры географии и экологии Чумакова С.В. 1.2 Рецензенты: - кандидат географических наук, доцент каф. географии и экологии Полхов А.П.; - зав. лабораторией океанографии и радиоэкологии ММБИ Ильин Г.В. 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Курс «Экономическая и социальная география мира» - один из трех основных курсов экономической и социальной географии, который входит в учебные планы большинства географических и естественно — географических факультетов педагогических институтов и университетов России. Цель дисциплины: изучение типологических особенностей отдельных стран и ряда политико-географических регионов мира. Задачи дисциплины: сформировать высокий уровень профессиональной компетенции: - об основных технологических процессах, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве; - об основных ресурсосберегающих и малоотходных технологиях; - о географических особенностях динамики, структуры и расселения населения, населенных пунктов и их систем; - о закономерностях и факторах формирования современной территориально-отраслевой структуры и расселении России и стран зарубежного мира; - об общечеловеческих проблемах социального характера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности; - подготовка студентов к восприятию географического пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса, сформировать целостное представление о современном мире, в окружении которого находится Россия, научить оценивать и прогнозировать происходящие в мире процессы, а также процессы, происходящие в его субрегионах, странах и районах; - сформировать умения и навыки использования знаний социально-экономической географии в образовательной деятельности; - развить способности к творчеству, в том числе к научно-исследовательской работе и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний по экономической географии. Содержание курса позволяет показать историю формирования современной политической карты мира, населения, включая его рост, движение, структуру, материальную и духовную культуру, особенности формирования международного географического разделения труда, отраслевую структуру хозяйства, законы его развития в эпоху НТР, выявить роль отдельных регионов, стран, субрегионов, а также способствует глубокому пониманию неразрывного единства природы, общества, хозяйства и роли географической науки в оптимизации отношений человека и природной среды. В данном учебно-методическом комплексе представлен обзор крупных регионов, субрегионов зарубежного мира строится с учетом традиционных подходов: историко-географи-еского, природно-географического, регионально-страноведческого, и типологического. Также огромное внимание уделяется таким важнейшим категориям науки, как экономико-географическое положение, географическое разделение труда, экономическое районирование, к ряду фундаментальных научных понятий, нужных для формирования географической картины зарубежного мира. Программа включает обзор шести крупных регионов зарубежного мира: Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии, Океании. В большинстве из них выделены субрегионы и отдельные наиболее типичные страны. При этом крупные страны рассматриваются в программе более обстоятельно, менее крупные — менее подробно. Наряду с теоретическими знаниями студент должен овладеть практическими навыками работы с картами, статистическим материалом, должен научиться обрабатывать первичные материалы, строить диаграммы, графии, картосхемы, картодиаграммы, выступать с сообщениями, четко и кратко излагать мысли, делать выводы. Для достижения этих целей в программу курса включены практические и семинарские занятия. В соответствии с назначением и задачами дисциплины студенты должны знать содержание основных понятий и терминов. Уметь объяснять: - причины изменений политической карты мира, влияния политических процессов на жизнь, деятельность людей, развития хозяйства; - закономерности размещения основных видов ресурсов, проблемы их истощения; - особенности размещения населения, демографической ситуации и демографической политики, миграций и урбанизации, трудовых ресурсов, зарубежных стран и регионов; - влияние НТР на мировое хозяйство, размещение основных отраслей хозяйства; - изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферой; - различие в специализации хозяйства отдельных стран и регионов мира; - причины возникновения глобальных проблем человечества. Прогнозировать: а) тенденции изменения мирового хозяйства, географии и отраслей; б) изменения в территориальной структуре регионов и стран; в) последствия дальнейшего изменения природной среды. Описывать географические объекты, явления, процессы. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО.
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
020401.65 География (Страноведение и международный туризм)
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ |
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Лисицына Т. Н., к п н., доцент кафедры английского языка и английской филологии (мггу) | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк... | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Антошина С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии мггу | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью Французский, немецкий языки | Учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины основы педагогической диагностики дн(М). В. 1 Рецензент: к п н., доц. Авдеева Н. А. (Сзф мгэи), к п н., проф. Манухин В. П.(Мггу) | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Программа предназначена для выполнения учебного плана бакалавров филологического образования | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «Современный русский язык: фонетика» тесно связана с другими филологическими | ||
Мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества | Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялиМП |