Скачать 2.05 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.2 ОБЩЕЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ020401.65 «География» со специализацией «Страноведение и международный туризм» ОЗФ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии факультета ЕФКиБЖД (протокол № 5 от 25.12.2009 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.2 Рецензенты: - д.г.н., профессор каф. географии и экологии Денисов В.В.; - к.и.н. Гайнутдинова Т.Г. 1.3 Пояснительная записка. Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования. При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины. Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - зачет. 1.3.1 Роль и место курса «Страноведение» в подготовке специалистов. Связь с другими дисциплинами. Страноведение – традиционная географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран и их районов, систематизирующая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации. Оно составляет не только главный потенциал учебной географии, но, кроме того, через страноведение географическая наука вводится общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры. По уровню развития этой дисциплины можно судить, насколько проявляются в системе географических наук интегративные идеи, способные сохранить целостность этой системы. Периоды раздробленности географического знания всегда отрицательно сказывались на состоянии комплексного исследования, как собственной страны, так и зарубежных регионов и стран. Как показывает история, крупные страноведы всегда требовали от географии сохранения её методологического единства и глубокого философского осмысления полученных знаний. Развитие страноведения как самостоятельного научного направления обусловлено рядом причин теоретического и практического характера. Было бы ошибочным полагать, что географо-страноведческие знания необходимы только узкому кругу специалистов, профессионально занимающихся этими проблемами. История и география всегда определяют жизнь всего общества и касаются каждого отдельного гражданина, который живет и работает в определенном коллективе и по существующим законам. Страноведение – вовсе не вчерашний день географии, не только романтический период её истории, время открытия новых земель, их заселения и освоения. Страноведение органично вписывается в современный этап развития географии как фундаментальной науки, оставаясь одним из важнейших звеньев всей системы географических наук. Страноведение находится на магистральном пути развития географии, что подтверждается фразой Н.Н.Баранского: «основным объектом изучения в географии является страна и район во всём их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». Именно такой широкий и комплексный подход характеризует страноведческое изучение любой территории – от континента до небольшой по площади местности. Для развития страноведения в мире, и в России, в частности, имеются огромные потребности и перспективы. Необходимо по-новому, с учётом современных и возникающих задач и проблем улучшить степень комплексной страноведческой изученности территории, природных зон и всех регионов России. Современный уровень изученности не соответствует новым задачам хозяйственного, социального и экологического развития в условиях глубинных социально-экономических реформ. Комплексное страноведение может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения. Не утратила своего значения и задача изучения географии мирового развития, для чего необходимо предметное знание географического своеобразия всех регионов и стран. Комплексное страноведение не имеет права быть сухим и беспристрастным набором самых разнообразных сведений о той или иной территории. Используя методы и материалы различных наук, и, прежде всего географических, образность искусства и литературы, страноведение должно дать максимально полное и выразительное представление о тех или иных территориях. Комплексное страноведение должно отражать подлинную жизнь, тенденции и перспективы развития макрорегионов мира, стран и районов, городов и сельской местности. Судьбы и перспективы комплексного страноведения неотделимы от развития всех географических наук. Но теория страноведения явно отстаёт от прогресса методологического арсенала других «собратьев» в семье географических наук. В мировой и отечественной научной и учебной литературе всё ещё очень мало работ по теории, практике и методике страноведения, что значительно обедняет арсенал профессиональных географов и преподавателей географии. Дисциплина «Страноведение» является комплексной наукой, играет важную роль в подготовке современного квалифицированного географа и страноведа. Изучение данной дисциплины позволит будущим географам получить систематические знания по страноведению, а именно способствует получению информации о природно-климатических условиях, истории, государственном устройстве, экономике, культуре и традициях, об особенностях менталитета различных стран и регионов. 1.3.2 Цели и задачи учебного курса. Изучение курса «Страноведение» предусматривает достижение следующих целей:
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач: 1. научить студентов:
2. формировать:
3. дать представление:
1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины «Страноведение» студенты должны:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Страноведение» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание мира, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение... Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Р. 1 Этнология 020401.... Голов А. Г., к и н., доцент, зав кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Балтийского института экологии,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 4 Культурология (Основы... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Ф. 11 Правоведение... ... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экологический туризм... «География» со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 2 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс страноведение рабочая учебная программа... Е. Н. Киприна. Страноведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный... | Учебно-методический комплекс страноведение рабочая учебная программа... Е. Н. Киприна. Страноведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400... Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Е. Ю. Созонова. Страноведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 «Сервис». Тюмень:... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д лингвострановедение и страноведение [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский пед гос ун-т... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... |