Скачать 1.79 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Р.2 ОБЩЕЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ050103.65 География, Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.2 Рецензенты: - д.г.н., профессор каф. географии и экологии Денисов В.В.; - к.и.н. Гайнутдинова Т.Г. 1.3 Пояснительная записка: Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования. При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины. Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - зачет. 1.3.1 Роль и место курса «Общее страноведение» в подготовке специалистов. Связь с другими дисциплинами. Страноведение – традиционная географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран и их районов, систематизирующая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации. Оно составляет не только главный потенциал учебной географии, но, кроме того, через страноведение географическая наука вводится общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры. По уровню развития этой дисциплины можно судить, насколько проявляются в системе географических наук интегративные идеи, способные сохранить целостность этой системы. Периоды раздробленности географического знания всегда отрицательно сказывались на состоянии комплексного исследования, как собственной страны, так и зарубежных регионов и стран. Как показывает история, крупные страноведы всегда требовали от географии сохранения её методологического единства и глубокого философского осмысления полученных знаний. Развитие страноведения как самостоятельного научного направления обусловлено рядом причин теоретического и практического характера. Было бы ошибочным полагать, что географо-страноведческие знания необходимы только узкому кругу специалистов, профессионально занимающихся этими проблемами. История и география всегда определяют жизнь всего общества и касаются каждого отдельного гражданина, который живет и работает в определенном коллективе и по существующим законам. Страноведение – вовсе не вчерашний день географии, не только романтический период её истории, время открытия новых земель, их заселения и освоения. Страноведение органично вписывается в современный этап развития географии как фундаментальной науки, оставаясь одним из важнейших звеньев всей системы географических наук. Страноведение находится на магистральном пути развития географии, что подтверждается фразой Н.Н.Баранского: «основным объектом изучения в географии является страна и район во всём их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». Именно такой широкий и комплексный подход характеризует страноведческое изучение любой территории – от континента до небольшой по площади местности. Для развития страноведения в мире, и в России, в частности, имеются огромные потребности и перспективы. Необходимо по-новому, с учётом современных и возникающих задач и проблем улучшить степень комплексной страноведческой изученности территории, природных зон и всех регионов России. Современный уровень изученности не соответствует новым задачам хозяйственного, социального и экологического развития в условиях глубинных социально-экономических реформ. Комплексное страноведение может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения. Не утратила своего значения и задача изучения географии мирового развития, для чего необходимо предметное знание географического своеобразия всех регионов и стран. Комплексное страноведение не имеет права быть сухим и беспристрастным набором самых разнообразных сведений о той или иной территории. Используя методы и материалы различных наук, и, прежде всего географических, образность искусства и литературы, страноведение должно дать максимально полное и выразительное представление о тех или иных территориях. Комплексное страноведение должно отражать подлинную жизнь, тенденции и перспективы развития макрорегионов мира, стран и районов, городов и сельской местности. Судьбы и перспективы комплексного страноведения неотделимы от развития всех географических наук. Но теория страноведения явно отстаёт от прогресса методологического арсенала других «собратьев» в семье географических наук. В мировой и отечественной научной и учебной литературе всё ещё очень мало работ по теории, практике и методике страноведения, что значительно обедняет арсенал профессиональных географов и преподавателей географии. Дисциплина «Общее страноведение» является комплексной наукой, играет важную роль в подготовке современного квалифицированного географа и страноведа. Изучение данной дисциплины позволит будущим географам получить систематические знания по страноведению, а именно способствует получению информации о природно-климатических условиях, истории, государственном устройстве, экономике, культуре и традициях, об особенностях менталитета различных стран и регионов. 1.3.2 Цели и задачи учебного курса. Изучение курса «Общее страноведение» предусматривает достижение следующих целей:
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач: 1. научить студентов:
2. формировать:
3. дать представление:
1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины «Общее страноведение» студенты должны:
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 2 Общее страноведение... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «экономическая и социальная география зарубежных стран» с другими дисциплинами... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «политическая регионалистика» с другими дисциплинами... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) «основы геополитики» с другими дисциплинами специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (дисциплины специализации) "политическая карта мира" с другими дисциплинами специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины топонимика Красноярского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии... Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 Кольский Север на английском... На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д лингвострановедение и страноведение [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский пед гос ун-т... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая география России» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 8 Общее землеведение... Курс «Общее землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса | ||
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «Историческая география» Ф. С. Корандей. Историческая география. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... |