Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/11
Дата публикации31.07.2015
Размер1.71 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра экономической географии

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050103.65-география, квалификация специалиста – учитель географии

КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен к.г.н., доцентом В.В.Корниловым, к.г.н., доцентом И.Х.Усмановой

Обсужден на заседании кафедры экономической географии

«_ _»_сентября_201 г.
Заведующий кафедрой А.И.Шадрин

д.э.н., профессор,
Одобрено научно-методическим советом специальности «География»
«___»____________201 г.

Председатель НМСС В.В.Виноградов
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» с другими дисциплинами специальности 050103, ГЕОГРАФИЯ

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Общая экономическая и социальная география

Экономической географии

Сосредоточить внимание на географии ведущих отраслей мирового хозяйства

« « 20 г

Пр. №

кафедры экономической географии

Физическая география материков и океанов

Физической географии и геоэкологии

Сосредоточить внимание на географии полезных ископаемых по частям света

« « 20 г.

Пр. №

кафедры экономической географии

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Изменилось название университета на титульном листе

2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе

3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Экономической географии "___"___ 20___г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка

  2. Рабочая программа дисциплины

    1. Выдержка из стандарта

    2. Введение

    3. Содержание теоретического курса дисциплины

    4. Тематический план

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-

    6. Карта литературного обеспечения

    7. Технологическая карта рейтинга

  3. Методические рекомендации для студентов и преподавателей

  4. Банк контрольных заданий и вопросов

  5. Вопросы к зачёту и экзамену

  6. Тематика рефератов

  7. Глоссарий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Экономической и социальной географии зарубежных стран» для студентов очной формы обучения по специальности 050103 «География» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Этногеографии и географии религий».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Этногеографии и географии религий», который представлен различными тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области этногеографии и географии религий.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы современной этногеографии и географии религий, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  5. Глоссарий, который содержит основные понятия темы.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине предусмотрены тематики контрольных и курсовых работ только для заочного отделения, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся у студентов очной и заочной формы обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

050103.65, география

дневная форма

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

ДПП.Ф.14

Экономическая и социальная география зарубежных стран

Зарубежная Европа. Формирование и распад социалистической системы. Евросоюз. Государственная раздробленность Восточной Европы. География главных стран.

Зарубежная Азия. Основной регион земного шара по численности населения. Развитие после второй мировой войны: деколонизация, новые индустриальные страны и пр. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. География главных стран.

Африка. Арабский (мусульманский) север, Тропическая и Южная Африка. География главных стран субрегионов.

Северная Америка. Географическая характеристика США и Канады. Экономическая и социальная интеграция в Северной Америке.

Латинская Америка, ее историко-географические, этнокультурные и религиозные особенности. География главных стран.

Австралия и Океания: экономико-, социально- и политико-географические черты.

370





Введение
Экономическая и социальная география зарубежных стран является одной из ведущих базовых дисциплин в системе высшего географического образовании, ее целью - является целостное представление о регионах и странах мира, мировом хозяйстве, завершает подготовку студентов по специальности 050103 «География» и опирается на знания, получаемые на предыдущих курсах – общая экономическая и социальная география, геология, картография с основами топографии, физическая география материков и океанов. С другой стороны, курс является опорным для физико-географических и региональных дисциплин (социально-экономическая география России, экономической географии Красноярского края, ландшафтоведение).

На современном этапе развития географической науки главной задачей дисциплины является изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете, дать экономико- и социально-географические и представления о происхождении, современных особенностях, закономерностях и тенденциях развития регионов мира и отдельных стран, рассматривая их в типологическом и индивидуальном срезах, привить умения и навыки изучения особенностей регионов, типологических групп и отдельных стран мира.

Курс состоит из двух крупных разделов — «Экономически высокоразвитые страны» и «Развивающиеся страны», что соответствует сочетанию компонентного и комплексного подходов. В первом разделе рассмат­риваются экономически развитые страны Зарубежной Европы, США, страны переселенческого капитализма и Япония; второй охватывает развивающиеся страны Латинской Америки, Зарубежной Азии и Африки.

Основными принципами отбора содержания и организации преподавания учебного материала являются научность, логичность, целостность. Особое значение имеет организация и проведение лабораторных занятий, в течение которых студенты учатся анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, овладевать современными методами географических исследований (при выполнении заданий по конкретным темам, при подготовке рефератов, докладов и др.)

Заключением большой многоплановой работы является проведение различных форм итоговой аттестации, где проверяется глубина усвоения теоретических положений, умения применять их в теории и на практике – во время работы в школе.

В соответствии с действующим учебным планом программа для дневного отделения рассчитана на 370 часов, из них 150 часов - аудиторные занятия (76 часов - теоретический курс и 74 - лабораторно-практические занятия, 220 часов самостоятельная работа). Занятия проводятся на IV и V кур­сах (7, 8, 9, 10 семестры), в 7,8 семестрах сдаются зачеты, в 9 и 10 семестрах проводятся итоговые экзамены.
Содержание теоретического курса дисциплины

Базовый модуль №1

Введение
Европа как один из центров мирового хозяйства. Позиции в мире: сильные, слабые. Проблемы формирования единого эконо­мического пространства; усиление геополитического Западно-Европейского центра в связи с распадом СССР, СФРЮ, ЧССР и другими политическими и экономическими изменениями, происходящими в странах Восточной Европы, формирование новых экономических связей между Западной и Восточной Европой, по­вышение экономического и социального уровней развития стран европейского союза (ЕС), создание единой инфраструктуры, ре­шение экологических проблем.
Тема 1. Зарубежная Европа

Оценка экономико- и политико-географического положения, природно-ресурсного потенциала.

Площадь территории (в сравнении с другими регионами и РКС). Оценка экономико-географического положения, «мозаичности» строения ее территории, в сравнении с Америкой и Азией. Широкий выход к морям, удаленность стран от моря.

Особенности линейных размеров, "глубинны" территории и их влияние на развитие интеграционных процессов в Европе.

Центральность транспортно-географического положения. Поли­тико-географическое положение и влияние на него эволюции НАТО (Северо-Атлантического союза). Особенности геополитического положения различных субрегионов и стран зарубежной Европы.

Виды ресурсов, основные черты их географии в двух основных частях и субрегионах Европы. Крупные угольные бассейны. Бед­ность региона нефтью и газом и географическая специфика. Бедность региона рудными запасами, за исключением бокситов. «Некомплек­тность» и бедность набора полезных ископаемых в Зарубежной Ев­ропе в целом, в ее субрегионах в отдельно взятых странах.

Дефицит лесных и водных ресурсов. Геоэкологические пробле­мы, пути их решения.
Тема 2. Население Зарубежной Европы

Динамика численности и проблемы воспроизводства населе­ния. Специфика демографической ситуации субрегионов. Слож­ность национального состава, обострение межнациональных от­ношений, их география.

Основные черты религиозного состава населения, традиции, культуры.

Зарубежная Европа - крупнейший центр трудовых миграций. Межконтинентальные эмиграции XIX - XX веков. Внутриконтинентальные и межконтинентальные миграции после второй миро­вой войны и по настоящее время. Главные страны эмиграции и иммиграции зарубежной Европы в 90-е гг. XX века.

Причины и следствия миграционных процессов Европы. Высо­кая степень заселенности и урбанизированности, уровень и темпы урбанизации, география городов. Крупнейшие городские агломе­рации ЗЕ, субурбанизация. Характеристика структурных зон сто­личных регионов на примере Лондонской и Парижской зоны (по Перцику Е.Н.). Западно-европейский тип города.
Тема 3. Общая характеристика хозяйства и места в мировой экономике. Интеграционные процессы.

Разнообразие стран на небольшом пространстве, разный уро­вень и масштабы их экономики, специфика государственного ус­тройства и политико-административного деления, сходство и раз­личие их политических курсов,

Западная Европа - зона активных интеграционных процессов (вширь и вглубь).

Этапы и перспективы развития ЕС, расширение сообщества и решение проблем промышленности, проведение единой сельско­хозяйственной политики, развитие отсталых районов.

Углубление интеграции: создание полностью свободного рын­ка товаров, капитала, услуг, рабочей силы, эффективной органи­зации производства и торговли,

Влияние на отраслевую и территориальную структуру, быст­рое развитие непроизводственной сферы и сокращение промыш­ленности и сельского хозяйства, лидерство Европы в развитии ряда отраслей промышленности.

Формирование региональных столиц, зоны активных интегра­ционных связей, усиление пограничного сотрудничества, форми­рование современной инфраструктуры.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - регио­нальная экономическая группировка: состав, цель

Интеграционные процессы на востоке Европы во второй поло­вине XX века, смена интеграционных моделей.
Тема 4. География промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы

Место в мире, различие между странами. Высокий уровень раз­вития капитализма. Отраслевая структура хозяйства. Роль «боль­шой четверки» ЗЕ в мировой капиталистической экономике. Кон­центрация промышленности в руках крупнейших промышленных и финансовых монополий, в т.ч. транснациональных. Крупная чис­ленность рабочего класса. Иностранные рабочие. Высокая терри­ториальная концентрация промышленности, сдвиги в ее структуре.

Нефтегазоносный район Северного моря, важнейшее место экспортной нефти в энергобалансе. Особенности развития и раз­мещения угольной промышленности, электроэнергетика, роль и значение атомной энергетики, ее география.

Ее новая сырьевая ориентация под влиянием НТР, районы и центры черной металлургии в ЗЕ, как преимущественно обслуживающая отрасль промышленно­сти. Главные особенности ее развития и размещения по странам и субрегионам.

Высокие темпы развития, ведущая роль многоотраслевого машиностроения, особенности развития в условиях НТР. Основ­ные районы развития автомобильной промышленности ЗЕ. Глав­ные факторы их влияния на размещение многочисленных отрас­лей и подотраслей, их география. Крупнейшие машиностроитель­ные районы, их характеристика.

Высокие темпы развития химической индустрии, ее значение. Переориентация отрасли на углеводородное сырье, сдвиги в раз­витии и размещении.

Ее значение, ориентация, география. Главные «лесные» цеха ЗЕ.

Легкая и пищевая промышленность. Ее роль и значение в раз­витии хозяйства стран ЗЕ на разных этапах ее развития. Географи­ческие сдвиги в развитии и размещении в XX веке.

Господство капиталистических отношений в сельском хозяй­стве. Три главных типа. Аграрные отношения, изменения в аграр­ном строе после второй мировой войны. Главные отрасли с/х ЗЕ и географическая специфика в субрегионах и странах разного типа. Сельскохозяйственная специализация' стран ЗЕ. Степень обеспеченности стран региона продукцией отрасли.

Роль и значение отдельных видов транспорта в грузообороте, в т. ч. в обслуживании внешних связей. Специфика региональной транспортной системы ЗЕ. Транспортные сети отдельных стран, главные магистрали и узлы.

Портово-промышленные комплексы. Экономико-географичес­кая характеристика Роттердамского порта.

Научно-исследовательские парки и банковские центры. Харак­теристика крупнейших: Кембриджского (Великобритания), Мюн­хенского (ФРГ), «Долины высокой технологии» (Франция) и др. Страны-банкиры, старые и новые, их ранжировка, характеристика.

Европа как главный регион международного туризма, факто­ры, географическая специфика. Туристско-рекреационные районы двух типов, характеристика наиболее популярных.

Причины экологических проблем и географическая специфика. Особенности государственной экологической политики, меры по охране окружающей среды. Природоохранительные законы, дей­ствия общественных организаций и партии «зеленых», их резуль­тативность. Специфика экологической ситуации в различных ча­стях ЗЕ. География охраняемых территорий, их характеристика. Движение здоровых городов в Европе.

Центральная ось развития - главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы ЗЕ. Характеристика Лондонского, Парижского, Южного районов ФРГ, «промышленно­го» треугольника Италии, «промышленно-городской» агломерации Рандстада (в Нидерландах), в пределах центральной оси развития.

Старопромышленные районы с преобладанием базовых отрас­лей. Характеристика промышленных районов - Рурского и Саарс­кого (ФРГ), Ланкаширского, Йоркширского, Западномидленского, Корнуэлльского (Великобритания), Эльзаского и Лотаринского (Франция), Верхнесилезского (Польша), Остравского (Чехия) и т.д.

Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, Цен­тральной и юго-западной Испании и др.

Районы нового освоения: Северное море (Великобритания, Норвегия), Слохтерен (Нидерланды) и др.

Влияние международной экономической интеграции на терри­ториальную структуру хозяйства. Формирование пограничных интеграционных районов.

Форма экономических связей, получивших большое развитие в странах ЗЕ, их географическая направленность. Структура экс­порта и импорта региона, субрегионов, отдельных государств. Изменения в географии отдельных видов внешнеэкономических связей, в географии экспорта капитала, торговли, развитии других форм в связи с изменением международной ситуации в мире.
Тема 5. Регионы Зарубежной Европы

Деление Зарубежной Европы на регионы, различные подходы к их классификации. Политические и социально-экономические изменения в Зарубежной Европе.
Тема 6. Экономико-географическая характеристика (ЭГХ) Центральной Европы

Состав субрегиона, его политическая карта. Центральная Европа как важнейший район экономики, политики и культуры в течение многих веков.

Разнообразие природных условий для развития хозяйства и рекреации. Высокая хозяйственная изученность и освоенность субрегиона. Бедность пахотных и лесных участков, острый дефи­цит водных ресурсов. Мощные гидроресурсы в Альпах. Ограни­ченность минеральных ресурсов, особенно нефти, газа и рудного сырья, крупные залежи каменного угля, бокситов и солей. Откры­тие месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря в Нидерландах. Проблема природопользования.

Неоднородность национального и религиозного состава ко­ренного населения. Усиление этой неоднородности, особенно в Германии, Франции, Великобритании, в результате иммиграции миллионов иностранных рабочих и других массовых миграций в 70-90-х гг. Этнические, религиозные и другие конфликты в странах субрегиона, пути их решения. Демографическая ситуация - наихудшая в мире. Размещение населения, большая плотность, высокий уровень урбанизации, ее особенности, мегалополисы Западной Европы.

Высокий уровень экономического и социального развития стран Западной Европы. Ведущая роль и значение крупнейших из них: Германии, Франции, Великобритании, ядра западноевропей­ской экономической интеграции и НАТО. Нидерланды, Бельгия, Австрия, Ирландия и другие малые государства. Их экономико- и социально-географическая специфика, многообразное активное участие в различных сферах европейского и мирового хозяйства. Главные особенности структуры и размещения промышленности, сельского хозяйства и транспорта субрегиона.

Концентрация населения, основной части индустрии и других отраслей в европейском мегаполисе - от центральной и юго-восточ­ной части Великобритании, Бенилюкса, северо-восточной Франции до запада Германии. Выдающаяся роль столиц и приморских портово-промышленных комплексов, особенно Северного моря.
Тема 7. ЭГХ Северной Европы (Скандинавских стран и Финляндии)

Влияние исторического фактора на состав субрегиона, его по­литическую и экономическую стабильность и уровень экономичес­кого и социального развития. Главные черты политико- и экономи­ко-географического положения. Широкие связи с внешним миром.

Положение региона в северных широтах, роль моря в жизни стран, влияние рельефа и климата на особенности населения, раз­витие и размещение хозяйства. Различная степень обеспеченнос­ти стран субрегиона минеральным сырьем (значение открытия нефти и газа Северного моря), гидроэнергетическими, геотермаль­ными и водными ресурсами, лесом, земельными, природно-рекреационными ресурсами. Проблемы природопользования.

Однородность его этнического и религиозного состава. Небла­гоприятная демографическая ситуация. Высокая продолжитель­ность жизни. Слабое и неравномерное размещение населения (кроме Дании). Особенности урбанизации.

Место и роль в мировой экономике, политике, культуре. Высо­кий уровень развития, степень и характер участия в МТРТ (МГРТ). Выравнивание межстранового развития после второй мировой войны. Структурные и отраслевые сдвиги в развитии и размещении промышленности под влиянием НТР.

География отраслей промышленности. Типично капиталисти­ческий характер развития сельского хозяйства. Резкое преоблада­ние в структуре животноводства (кроме Исландии). Ориентация продукции на экспорт, особенно в Дании.

Роль морского транспорта. Норвегия - ведущий "морской перевозчик" мира. Особенности транспортных путей стран субрегиона.

Значение внешних экономических связей в жизни стран. Особая роль морской торговли. Структура и география экспорта и импорта.

Влияние интеграции на формирование международных конур­баций. Особенности региональной политики.

Сравнительная экономико-географическая характеристика

Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании.
Тема 8. ЭГХ Южной Европы

Состав субрегиона. Историко-географические особенности и политическая карта. Влияние исторического прошлого на разви­тие многосторонних связей со странами мира. Современное поли­тико- и экономико-географическое положение.

Богатство и разнообразие природы и ее влияние на особенно­сти жизни стран субрегиона. Различная степень обеспеченности субрегиона минеральным сырьем. Ограниченность топливно-энергетических ресурсов. Бедность лесами, почвами. Трудности водоснабжения. Богатство природно-рекреационных ресурсов. Экологические проблемы.

Однородность этнического состава, многонациональность Испании. Изменение демографической ситуации в последние де­сять-пятнадцать лет. Специфика миграций. Особенности урбани­зации по сравнению с другими субрегионами Европы. Культур­ные особенности и своеобразия.

Место Южной Европы в мировой экономике, культуре. Раз­личный уровень развития капитализма по странам. Изменения в структуре хозяйства, рост непроизводственной сферы, причины и следствия этого. Особенности развития и размещения промыш­ленности, изменения в ее структуре после второй мировой войны. Специфика развития промышленности субрегиона по сравнению с другими субрегионами Зарубежной Европы. Особенности разме­щения в связи с НТР.

Особенности структуры развития и размещения сельскохозяй­ственного производства. География главных отраслей сельского хозяйства.

Роль и значение различных видов транспорта в жизни стран Южной Европы с глубокой древности до наших дней.

Территориальная расчлененность и единство Южной Европы. Расселение и особенности размещения крупнейших городов и про­мышленных районов Италии, Испании и Греции.

Южная Европа как один из крупнейших регионов иностранно­го туризма. Ее главные районы. Сущность экологических проблем Средиземноморья, их следствие, пути решения.
Тема 9. ЭГХ Центрально-Восточной Европы

Состав субрегиона, его площадь и население. Особенности формирования политической карты, изменения после первой и второй мировых войн и в 90-е годы. Особенности ЭГП субрегио­на и отдельно взятых государств.

Роль Восточной Европы в развитии мировой экономики, по­литики и культуры. Социально-экономические преобразования конца 80 - начала 90-х годов, новые черты геополитической ситу­ации. Важнейшие формы государственного устройства и полити­ко-административного деления.

Особенности и своеобразие природно-ресурсного потенциала и его роль в развитии различных отраслей хозяйства отдельных стран региона. Основные черты геополитического строения территории и размещения минерально-сырьевых ресурсов, их некомплектность и неравномерность размещения по странам. Особенности распреде­ления земельных, водных и агроклиматических ресурсов и их вли­яние на специализацию сельского хозяйства отдельных стран суб­региона. Специфика, особенности и размещение природно-рекреационных ресурсов. Проблемы природопользования.

Ухудшение демографической ситуации, основные направления демографической политики. Особенности социально-экономичес­кой структуры, национального и языкового состава, обострение межнациональных отношений в ряде стран, увеличение однонаци­ональных государств. Основные черты географии религий. Влия­ние миграции на численность и размещение населения. Урбаниза­ция. География крупнейших городов.

Особенности развития хозяйства после второй мировой войны. Ее положительные и отрицательные черты. Трудности современной экономики. Уровень и структура развития важнейших отраслей про­мышленности: топливно-энергетического комплекса, машинострое­ния и химии. Важнейшие промышленные районы и центры. Особен­ности развития и размещения текстильной промышленности.

Уровни и особенности развития и размещения сельскохозяй­ственного производства, его основных типов: среднеевропейско­го, балканского и средиземноморского, их география.

Характерные черты развития транспортной сети субрегиона, ее структурные и географические особенности.

Главные туристско-рекреационные районы и их типы. Отста­вание непроизводственной сферы. Основные черты географии науки и культуры.

Важнейшие черты структуры и географии внешних экономи­ческих связей.

Поли- и моноцентрическая территориальная и смешанная структуры населения и хозяйства. Старопромышленные узлы раз­ного типа, их география. Высокоразвитые и депрессивные райо­ны. Сдвиги в размещении производительных сил после второй мировой войны, их причины и последствия.

Роль ведущих сельскохозяйственных и туристско-рекреационных районов в формировании территориальной структуры хозяй­ства. Характер и конфигурация транспортной сети, Дунайский водный путь, их влияние на размещение производительных сил.

Главные направления региональной политики в странах раз­ного типа территориальной структуры.

Сравнительная экономико-географическая характеристика Польши и Чехии; Чехии и Словакии: Венгрии и Румынии; Болгарии и Югославии; Словении, Хорватии; Боснии и Герцеговины; Македонии и Албании.
Базовый модуль №2
Тема 1. Политико – и экономико-географическое положение США

США - экономически самая развитая страна мира. Состав и размеры территории, численность населения. Морские и сухопут­ные границы как благоприятный фактор развития.

Государственное устройство, административно-территориаль­ное деление. Природные условия и ресурсы. Разнообразие при­родных условий и ресурсов - хорошая база для развития многоот­раслевого хозяйства. Закономерности размещения полезных иско­паемых. Орографические, почвенно-климатические условия и вод­ные ресурсы как возможность возделывания культур умеренного и субтропического поясов. Обширный земельный фонд, его струк­тура по природным районам. Биологические ресурсы суши и моря. Богатые рекреационные ресурсы. Ухудшение экологической обстановки. Природоохранные мероприятия.
Тема 2. Формирование территориального состава США

Английская колонизация Атлантического побережья Север­ной Америки. Различный характер освоения земель и специализа­ции хозяйства северных и южных колоний. Формирование капи­талистического хозяйства в северных колониях, создание рабовла­дельческих плантаций и капиталистического хозяйства на юге. Противоречия между колониями и метрополией. Объединение колоний в борьбе за независимость, война 1776-1783 гг. Образование США. Нарастание экономических и политических противоречий между Севером и Югом. Война Севера с Югом (1861-1865), победа Севера. Закон о гомстедах, распространение капиталисти­ческой системы на всю территорию страны.

Расширение территории, формирование современных границ.

Быстрое экономическое развитие на рубеже ХIХ-ХХ вв. как ре­зультат свободного развития капитализма. Выход США на передовые позиции мировой экономики. Участие в территориальном переделе мира после первой мировой войны. Великая депрессия 30-х гг., замедленный рост хозяйства в предвоенные годы. Вторая мировая война как стимул развития США.
Тема 3. Оценка природно-ресурсного потенциала США

Виды ресурсов, основные черты их географии. Масштабность и разнообразие природных ресурсов и полезных ископаемых. Крупные угольные и металлургические бассейны. Запасы нефтью и газом и географическая специфика. Гидроэнерго ресурсы и их география. Лесные и агро ресурсы. Разнообразие при­родных условий и ресурсов - хорошая база для развития многоот­раслевого хозяйства. Закономерности размещения полезных иско­паемых. Орографические, почвенно-климатические условия и вод­ные ресурсы как возможность возделывания культур умеренного и субтропического поясов.

Геоэкологические пробле­мы, пути их решения.
Тема 4. Основы государственного и административно-территориального устройства США

Государственное устройство, административно-территориаль­ное деление. История формирования штатов США и их вхождение в Федерацию. Президент США. Конгресс США: палата представителей и сенат. Прохождение выборов. Судебная система США. Конституция США.
Тема 5. Население США: демографическая ситуация, половозрастной и национальный состав

Американская нация как результат обширной, многонацио­нальной европейской иммиграции. Изменение иммиграционной политики в XX в., современное иммиграционное законодатель­ство. Национальный состав (американская нация, аборигены и переходные иммигрантские группы). Этнические группы (белые, афроамериканцы, испаноговорящее население, азиатско-тихоокеан­ское население). Уменьшение доли белого населения и связанные с этим социальные, этнические и культурные проблемы.

Демографическая ситуация, географические и этнические осо­бенности. Половозрастной состав. Характеристика трудовых ре­сурсов. Динамика отраслевой структуры занятых в послевоенное время, значительное преобладание занятости в нематериальной сфере.
Тема 6. Урбанизация в США

США - страна городов и городского образа жизни. Преобла­дающие формы урбанизации: агломерации и мегаполисы; субур­банизация и ее последствия. Возрастание роли малых и средних городов. Типы сельского расселения в различных районах
Тема 7. Общая характеристика хозяйства

Ведущее положение США в мировом хозяйстве. Экономичес­кая роль государства и формы ее проявления, роль монополий в хозяйстве страны и мира.

Усиление интеграционных процессов, особенно с Канадой. НАФТА. Изменения отраслевой структуры хозяйства, решающее значение нематериальной сферы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск