ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ ДС.1 Кольский Север на английском языке
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050103
| География со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм»
| Утверждено на заседании кафедры
иностранных языков и методики их преподавания
факультета филологии и журналистики
(протокол № 6 от 28.01.2008 г.) Зав. кафедрой Лукина М.М.
_
______________________________ Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры ИЯ и МП МГПУ Карасев А.А. 1.2 Рецензенты: Квасюк Е.Н к.п.н., доцент кафедра ИЯ и МП (МГПУ);
Зыкова В.Н. к.п.н., доцент кафедры иностранных языков (МГТУ). 1.3 Пояснительная записка:
Будущий педагог
должен уметь не только продуктивно и познавательно вести занятия по предмету, являющемуся его специализацией, но и организовывать и проводить разнообразные факультативные уроки с учащимися. Данный курс рассчитан на студентов географического факультета со второй специальностью «Английский язык» и нацелен на развитие регионального образовательного компонента в структуре знаний студентов старших курсов педагогического вуза. На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой и экологией Кольского Севера.
В процессе изучения курса студенты с дополнительной специальностью «Иностранный язык» получают необходимые лексико-грамматические навыки для проведения обзорных экскурсий по городу-герою Мурманску с зарубежными гостями столицы Заполярья, говорящими на английском языке.
Материал предлагаемого курса выстроен таким образом, что бы у студента появилось целостное представление о Кольском Севере, регионе, обладающем не только целым рядом специфических черт экономического развития, но, так же и исключительным природным своеобразием.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности местного населения, экологической безопасности и защиты природы нашли своё отражение в ряде разделов учебной дисциплины.
Текстовые материалы, разнообразные упражнения пособия «Кольский север» могут быть так же применимы в процессе изучения иностранного языка студентов, обучающиеся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Региональный компонент содержания, с нашей точки зрения, призван облегчить усвоение иноязычного языкового материала, за счёт включения принципа межпредметных связей.
Авторы составители программы рекомендуют преподавателям, приступившим к работе над курсом, использование дополнительных текстов, статей из иностранной и отечественной прессы, научных работ на английском языке, материалов из сети интернет и других электронных ресурсов, видео- аудио материалов.
Цель курса: ознакомление студентов с климатом, флорой и фауной Кольского Севера, населением, городами и поселками, экологическими особенностями, а так же средствами английского языка, необходимыми для осуществления межкультурной коммуникации по данному профилю.
Студенты должны знать:
- историю Кольского Севера,
- лексику по темам спецкурса,
- научную информацию о погодно климатической, социально-экономической ситуации на Кольском полуострове,
- характеристику населенных пунктов Мурманской области.
- необходимый грамматический минимум используемый в типичных ситуациях общения с англоговорящими представителями зарубежных стран.
Таким образом, задачами данного курса можно считать:
- углубление знаний по данной теме,
- расширение и систематизации словарного запаса на английском языке.
- развитие коммуникативных навыков, а также навыков устной речи по краеведческим
темам,
-умений устного и письменного перевода в контексте регионального компонента.
Студенты должны уметь:
- рассказать о населенных пунктах Кольского Севера (с использованием географической карты),
- провести экскурсию по краеведческому музею,
- сообщить о погодно-климатической и социально-экономической ситуации на Кольском полуострове.
Место данного курса, в цикле изучения иностранного языка в вузе, определяется его практической коммуникативной направленностью на усвоение будущим учителем необходимого лексико-грамматического уровня иностранного языка, региональным компонентом содержания учебного материала, обеспечивающим осуществление, такого важного методического принципа, как реализация межпредметных связей в обучении.
При составлении программы автором принимались во внимание материалы пособия «Кольский Север», разработанного, творческим учебно-методическим объединением преподавателей Мурманского государственного педагогического университета, среди авторов которого были в частности, М.М.Лукина, Т.В.Куликова, И.М.Степанова, К.В.Орлова, Я.А.Горбунова. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка):
требования к обязательному минимуму дисциплин специализации не отражаются в ГОС ВПО) 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы.
№
| Шифры наименования специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудо-емкость
| Всего аудит
| ЛК
| ПР/ СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| 1.
| 050103 География со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм»
| 2-3
| 4-6
| 100
| 50
| 10
| 40
| -
| 50
| экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени:
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего аудит
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| 1
| Introduction
| 1
| 1
|
|
|
| 2
| The weather
| 2
| 1
| 1
|
| 6
| 3
| Flora, fauna and nature
| 3
| 1
| 2
|
| 10
| 4
| Population
| 2
| 1
| 1
|
| 6
| 5
| The Murmansk Region
| 2
| 1
| 1
|
| 10
| 6
| Murmansk, Kola
| 3
| 1
| 2
|
| 10
| 7
| Kirovsk, Apatity
| 2
| 1
| 1
|
| 4
| 8
| Monchegorsk
| 1
| 1
| 1
|
| 8
| 9
| Olenegorsk, Polyarny
| 1
| 1
| 1
|
| 10
| 10
| Kovdor, Lovozero
| 1
| 1
|
|
| 10
| 11
| Ecological Problems of the Kola Peninsular
| 2
|
| 2
|
| 6
| 12
| Revision
| 1
|
| 2
|
| 4
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема
| Содержание разделов дисциплины
| Тексты для чтения и обсуждения
| Introduction
| 1.Введение. Geographical position of the Kola North.
2.General facts about position of the Kola Peninsular.
3.The Influence of the gеographical position on the local population activity
| «По Кольской Земле.On Kola Land», стр. 31
| The weather
| 1.Winter and the Polar Night
2.Spring
3.Summer and the Polar Day
4.Autumn
| «По Кольской Земле.On Kola Land», стр. 57
| Flora, fauna and nature
| Territory characteristics
Fauna
Flora
| Laplandsky zapovednik, Заповедники и национальные парки России, М, 1998
| Population
| 1.General facts
2.Kola Laplanders
3.The Saami People
| The Polar Region, Man, Environment and lifestyle, стр. 29
| The Murmansk Region
| 1.Population
2.Twin-towns
3.Local Festivals
4.Communication links with outside world
| К. Полтев. Мурманск, М., Прогресс, 1989
| Murmansk, Kola
| 1.The capital of the Russian North
2.Geographical Position
3.History of Murmansk
4.Sights
5.City-port
6.History of kola and it’s reality
| Bryleva Z. I. The history of the Kola Peninsular, 1996 стр.157-169
| Kirovsk, Apatity
| Kirovsk, Apatity, the industrial history
| Murman Oblast // Barentskalenderen, 2001, стр. 15-17
The Polar Region, Man, Environment and lifestyle, 67-74
| Monchegorsk
| 1.The location of Monchegorsk
2.The origination of the city name
3.Industrial history of the town
| The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen, The Solo Publishing House, 1996
| Olenegorsk, Polyarny
| 1.Olenegorsk
2.Polyarny, the glorious history of the Northern NAVY
| Murman Oblast // Barentskalenderen, 2001, стр. 28-32
| Kovdor, Lovozero
| 1.Kovdor
2.Lovozero
| Laplandsky zapovednik, Заповедники и национальные парки России, М, 1998, стр. 64
The incredible Kola Peninsular, Oslo, 1994
| Ecological Problems of the Kola Peninsular
| 1 What is environment?
2. The Results of people’s activity
3. Ecological problems
4. Methods of nature protection
| The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen, The Solo Publishing House, 1996, стр. 132
| Revision
| - Повторение изученного материала по широкому спектру вопросов.
- Написание проверочной работы
|
|
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля
| 1
| The weather
| Сделать высказывание по плану:
1) The weather of Murmansk
2) the Polar Day and the Polar Night
3)the Winter in Murmansk
4)Summer beyond the Arctic circle Найти эквивалент следующим словам:…
English equivalents
Russian equivalents
| 4
| 1)заслушивание сообщений на занятии
2) выполнение лексических заданий
3) перевод текстов, выполнение упражнений
4) вопросы по плану занятия
5) написание рефератов
| 2
| Flora, fauna and nature
| Составить тематический словарь по теме:
- фауна Кольского полуострова
- животные северных лесов
- флора тундры и тайги
Посещение студентами местного краеведческого музея. Написание отчета о посещении.
| 6
| Составление словаря, проверка, ведение рабочей тетради.
Проверка письменных отчетов об экскурсии.
Составление диалогов по теме.
| 3
| Population
| Сообщение по вопросам:
the multinational population of the Murmansk region
the indigenous peoples of the North
посетите Краеведческий музей, раздел «Коренные народы Севера»
Соберите информацию о традиционном быте саами.
| 6
| Прослушивание сообщений, составление диалогов по теме, чтение, перевод текстов, коллективное обсуждение вопросов плана
| 4
| The Murmansk Region
| Найдите информацию о городах
Назовите фирмы или организации, имеющие связь с зарубежными партнерами в области сырья, туризма, образования
Напишите сообщение в виде заметки иностранного корреспондента о местных фестивалях, праздниках
| 4
| Сообщения по теме, составление диалогов, ролевая игра с участием представителей Мурманской области и иностранных гостей по аспекту «Праздники, фестивали на Севере России»
| 5
| Murmansk, Kola
| 1)Составление диалогов по аспектам:
-Иностранный турист спрашивает Вас о культурной, социальной жизни Мурманска
2)Посещение Краеведческого музея
| 10
| Проверка диалогов, чтение, перевод текстов, написание сочинений о родном городе
| 6
| Kirovsk, Apatity
| Сообщение по вопросам
- расположение Кировска, Апатит
- история города Кировска
- История города Апатиты
| 6
| Чтение и перевод текстов, заслушивание сообщений
| 7
| Monchegorsk
| Сделать сообщение по вопросам:
-происхождение названия Мончегорск
-промышленные предприятия
- история создания города
| 6
| Чтение и перевод текстов, заслушивание сообщений
| 8
| Olenegorsk, Polyarny
| 1)Разработать план экскурсии по Оленегорску
2)Собрать информацию об Оленегорске и оформить ее в виде сообщения
3)Сделать сообщение об истории Полярного
| 4
| Показ населенных пунктов на карте.
Оформление мини-выставок (фото) о городах области.
| 9
| Kovdor, Lovozero
| 1)Сообщение о Ковдорском ГОК
2) Сообщение о Ловозере, как туристической достопримечательности
3) составление диалогов по теме
| 4
| Проверка диалогов, чтение, перевод текстов
| 10
| Ecological Problems of the Kola Peninsular
| Подготовить сообщение об:
-экологических организациях Кольского полуострова
- экологии Мурманска
-Лапландском заповеднике
- Видах животных, занесенных в Красную книгу
-Международных экологических проектах
| 6
| Чтение сообщений, составление диалогов, работа по карте
| 11
| Revision
| 1)Написание рефератов
2)Повторение материала к итоговому обсуждению
3) подготовка сообщений по материалу из электронных источников (деревни Кольского полуострова)
| 4
| Проверка рефератов, коллективное обсуждение вопросов на повторение.
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы со студентами по изученному материалу.
Тема
| План, вопросы для коллективного обсуждения, задания для самостоятельной работы
| Литература
(основная и дополнительная)
| Introduction
| 1) Geographical position of the Kola North.
2) General facts about geographical position of the Kola Peninsular
3) The influence of the geographical position on the local population activity.
Characterise geographical position of the Kola Peninsular using the map.
Show and name the seas, which wash the Kola Peninsular
Show and name the main lakes and rivers of the Kola North
Where is Murmansk situated?
Make the map of the Kola Peninsular and mark the seas, lakes, rivers.
Make a bibliography of the literature about Kola North
| «По Кольской земле», Мурманск, 1969 “The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996
Timofeev A. “Murman MIA “Contact”, 1992
| The weather
| 1.Winter and the Polar Night
2.Spring
3.Summer and the Polar Day
4.Autumn
5. Season Holidays
Characterise summer and winter on the Kola Peninsular.
Find some adjectives to describe the weather of Murmansk.
Does the Kola Bay freeze? Why?
Describe winter, autumn season changes in the nature Сделайте высказывание по плану:
The Polar Day and Polar Night
-The winter in Murmansk region
-the summer beyond the Arctic Circle
Найдите эквиваленты к словам: … English, Russian
| По Кольской земле», Мурманск, 1969 “The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996 Timofeev A. “Murman MIA “Contact”, 1992
| Flora, fauna and nature
| 1. Territory characteristics
2. Fauna
Flora
How did the glacier influence the nature of the Kola Peninsular?
What is the area of the Kola Peninsular characterized by?
What activities connected with nature can be found beyond the Arctic Circle?
What species of fish and animals can be found here?
Составление тематического словаря, посещение краеведческого музея (раздел «Фауна, флора»), написание отчета о посещении музея.
|
“The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996 Laplandsky zapovednik. Заповедники и национальные парки России. Pokhievsky V. The North-West (Karelia and the Kola Peninsular).M, 1985, p.152
| Population
| 1.General facts
2.Kola Laplanders
3.The Saami People
What is the population of the Kola Peninsular?
Where does the majority of people live?
Into what classes can you devide the population?
Can the population of the Murmansk Region be called multinational?
Who are the Lapps?
Составь сообщение по следующим вопросам:
-the multinational population of the Murmansk region
-the indigenous people of the North.
Посетите Краеведческий музей, «Саами»
Соберите информацию о традиционном быте саами.
Составьте диалоги по теме.
| «По Кольской земле», Мурманск, 1969 The Polar Region, man environment and lifestyle, 1993
Rasmussen H.E.The Saami on the Kola Peninsular//the BR, 1995
The saami –one people in four nations//Zundahoem K. O., 1996
| The
Murmansk Regiоn
| 1. Population
2. Twin-towns
3. Local Festivals
4. Communication links with outside world
What adjectives can characterize the population of the Murmansk region?
Who are the indigenous people of the North?
What are the twin towns of Murmansk? Where are they situated?
What local festivals do you know?
Найдите информацию о городах побратимах.
Какие фирмы, организации нашего края связаны деловыми отношениями с зарубежными партнерами в сырьевой, туристической, образовательной сферах?
Напишите заметку от лица иностранного журналиста о местном фестивале или празднике
| Полтев К.. Мурманск - Прогресс, М., 1989 Economy of Murmansk Province – M,1993 Arctic Jazz Festival//the Barents Tribune - 2000, № 3 The Polar Region, man environment and lifestyle, 1993
| Murmansk, Kola
| 1. The capital of the Russian North
2. Geographical Position
3. History of Murmansk
4. Sights
5. City-port
6 . History of kola and it’s reality Where is Murmansk situated?
Why is Murmansk the most important port in the Russian North?
Do you think Murmansk is the right name for the city?
How does geographical position influence climate in Murmansk?
Составьте диалог между иностранным туристом, интересующимся культурной, социальной жизнью Мурманска и горожанином.
Вы планируете посетить Колу. Что бы вы там посмотрели. Составьте план посещения Колы.
Посещение Краеведческого музея г. Мурманска
| По Кольской земле», Мурманск, 1969 “The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996
| Kirovsk, Apatity
| Kirovsk, Apatity, the industrial history
Where is Kirovsk situated?
When did Kirovsk arrear on the map?
What sport competitions take part in Kirovsk?
What is polar-alpine botanical garden famous for?
What opportunities for tourists are there in Kirovsk?
Сделать сообщения по вопросам:
-расположение Кировска, Апатит
-история города Кировска
-история Апатит
| Bryleva Z. I. The history of the Kola Peninsular // Helsinki, 1996
Ruegg B., Hague A., Convoy to Russia, 1993
| Monchegorsk
| 1. The location of Monchegorsk
2. The origination of the city name
Industrial history of the town
What is the centre piece of Monchegorsk?
What does it symbolize?
What is a counter balance to the smoke and dust of the factories? Is it enough for the balance in nature?
What is the origin of the name - Monchegorsk?
Сообщение:
-Промышленная история города,
-происхождение названия
-история создания города
- Сталинские лагеря на территории Кольского полуострова
| По Кольской земле», Мурманск, 1969 “The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996 Timofeev A. “Murman MIA “Contact”, 1992
| Olenegorsk, Polyarny
| 1. Olenegorsk,
2. Polyarny
Where is Olenegorsk situated?
When was Olenegorsk founded?
What is the origin of its name?
What are the places of interest in Olenegorsk?
What was the first name of Polyarny during WWII?
Разработать план экскурсиипо Оленегорску
Собрать информацию об Оленегорске
Сделать сообщение об истории Полярного
Составить диалоги по теме
| The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996 Ruegg B., Hague A., Convoy to Russia, 1993
| Kovdor, Lovozero
| 1. Kovdor,
Lovozero
Who are the Lapps?
What are the main problems of the Lapps and how are they solved in the modern society?
What is the population of Saami in the world? in Russia?
What area does Saami region cover?
Do all Saami people roam? Why?
Сделать сообщение о Ковдорском ГОКе
Сообщение о Ловозере, как туристической достопримечательности
Составить диалог по теме
| Economy of Murmansk Province – M,1993 The Polar Region, man environment and lifestyle, 1993
| Ecological Problems of the Kola Peninsular
| 1 What is environment?
2. The Results of people’s activity
3. Ecological problems
4. Methods of nature protection
What is the origin of the term “ecology”?
What are the results of people action on the Kola Peninsular?
What are the biggest polluters of environment on the Kola Peninsular?
Name the ecological problems. Подготовка сообщение о:
- экологических организациях Кольского полуострова
-экологии Мурманска
- Лапландском заповеднике
- Видах животных, занесенных Красную Книгу
| “The Murmansk Region. The Essential Guide for tourists and businessmen”, 1986
2-nd edition, 1996 Laplandsky zapovednik. Заповедники и национальные парки России.
Murman Oblast// Barents Kalen-deren, 2001, p.28-32
| Revision
| Коллективное обсуждение вопросов на повторение
Зачет рефератов по темам курса.
|
| |