Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/7
Дата публикации27.02.2015
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.Ф.7 ГЕОГРАФИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020801 «ЭКОЛОГИЯ» СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»_________

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой _________/ А.В. Николаев/

1.1. Автор программы: к.п.н., ст. преподаватель кафедры географии и геоэкологии В.М. Возница

1.2. Рецензенты:

- ст. преподаватель кафедры географии Т.А. Кожевникова;

- директор Мурманского филиала Балтийского института экологии, политики и


права Н.И. Константинова
1.3. Пояснительная записка
Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных аспектах. Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза на территориях Земного шара. В настоящей программе делается акцент на основных, направляющих идеях, методах, теориях и гипотезах географической науки, которые цементируют географию в единое целое.

Цель предлагаемой учебной дисциплины: ввести в мир географии, познакомить с объектами и предметами изучения географических наук, основными этапами их развития, методами исследования, методологией, показать роль географии в изучении экологии.

Программа ставит следующие задачи:

1. Сформировать системное представление о географии как учебной дисциплине, показать специфику научного географического знания, место географии в системе наук.

2. Развивать представление о географической оболочке как сложном, динами­чески развивающемся географическом объекте.

3. Показать тесную связь между географией и экологией, развитие экологического подхода вгеографии.

4. Способствовать развитию творческой личности, самостоя­тельно оценивающей происходящие в природе и общественной жизни края события и явления с позиций общечеловеческих ценно­стей и географических закономерностей.

5. Вооружить студентов знаниями и умениями, необходимыми им для изучения последующих специализированных курсов географических наук

В результате освоения содержания программы студенты должны

Знать:

- объект, предмет и содержание географической науки;

- основные этапы развития географической науки;

- структуру, строение географической оболочки, ее ранги, основные закономерности и их влияние;

- понятие «ландшафт», антропогенный и культурный ландшафты;

- глобальные проблемы человечества, уметь их объяснять, предлагать пути возможного решения;

- источники загрязнения природы, меры по ее охране;

- особо охраняемые природные территории Мурманской об­ласти;

-источники загрязнения природы, меры по ее охране

-особо охраняемые природные объекты и территории Мурманской области

- численность населения области и своего населенного пунк­та, соотношение городского и сельского населения;

- основные отрасли хозяйства, крупные промышленные цен­тры и предприятия;

- памятники природы на территории области и в своем насе­ленном пункте;

уметь:

- описывать природно-хозяйственные объекты (промышленные, сельско­

хозяйственные, транспортные, рекреационные) по типовому плану;

-объяснять влияние изменения компонентов природы на весь природный

комплекс

- прогнозировать тенденции изменения природных объектов под

воздействием человеческой деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
География изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Требования к уровню освоения содержания курса
Специалист направления и специальности «Экология» должен иметь представление об объекте и предмете географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманизацию и социологизацию, знать географические законы и закономерности, иметь представление о современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

Система географических наук, географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура), и динамика, закономерности эволюции, компоненты географической оболочки, и их взаимосвязь, территориальные социально- экономические системы, территориальная организация общества, типы заселения и хозяйственного освоения территории.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности


К

У

Р

С

С

Е

М

Е

С

Т

Р



Виды учебной работы в часах




Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

Раб.

1.

013100

Экология

1


1

2

150

90

50

40

-

60

Зачет

Экзамен

2.

013100

Экология ОЗО

1

1

2

150

18

10

8

-

132

Зачет

Экзамен

3

020801 Экология со специализацией экологическая экспертиза

1

1,2

150

90

50

40

-

60

Зачет (1), экзамен (2)

3

020801 Экология со специализацией экологическая экспертиза

1

1,2

150

100

50

40

-

50

Зачет (1), экзамен (2)



1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени.



Наименование раздела, темы.

часы

Из них


ЛК

ПР

СМ




1.

Объект, предмет, основные понятия географической науки. Система геогра-фических наук. Роль географии в жизни современного общества

10

5

-

12/10

2.

Географическая оболочка, ее пространственные подразделения и динамика

25

15

10

12/10

3.

Компоненты географической оболочки, их взаимосвязь

20

10

10

12/10

4.

Методы и методологические основы экономической и социальной географии. Территориальные социально-экономи-ческие системы

10/20

5

10

12/10

5.

Территориальная организация общества. Геопространственные системы производства и расселения, их взаимосвязь. Типы заселения и хозяйственного освоения.

25

15

10

12/10

Итого:

90/100

50

40

60/50


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

  1. Объект, предмет и основные понятия географической науки.

Определение географии. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества. Система географических наук. Понятия географической оболочки, природного территориального комплекса, ландшафта, природных ресурсов, территориального социально-экономического комплекса, территориальной организации общества. География и экология. О единстве географической науки.

  1. Основные этапы развития географии.

Географические открытия. Об истории развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в 17-19 веках. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Основные направления развития географии в советский период (1917 – 1991). Зарубежная география.

  1. Структура географической оболочки и этапы ее развития. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки. Основные характеристики Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности в ритмике природных процессов и явлений. Закон квантитативной компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского. Оболочечное строение Земли. Основные характеристики литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Ландшафтная сфера земли. Вертикальные границы географической оболочки и ландшафтной сферы. Большой геологический круговорот вещества. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный. Факторы пространственной физико-географической дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения. Роль макро- и мезоформ рельефа. Центры видообразования и происхождения флоры. Факторы и энергетические источники развития. Горизонтальная (пространственная) структура географической и ландшафтной оболочки. Основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Географические пояса, зоны, сектора. Высотная поясность и ее причины. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса. Периодический закон географической зональности и его геофизическая сущность. Вертикальные инверсии ландшафтов. Понятия азональности и интразональности. Парагенетические и парадинамические комплексы. Экотоны, катены. Иерархия геокомплексов.

  2. Мировой океан как часть географической оболочки. Океаносфера. Подразделения и границы океана. Понятие водных масс. Вертикальная дифференциация водных масс. Соленость. Основные черты рельефа океана. Температурный режим. Постоянные и сезонные центры действия атмосферы. Роль океана и течений в формировании климата Земли и отдельных ее крупных регионов. Течения приливные, ветро-волновые, апвелинг. Зоны жизни океана и его биологическая продуктивность. Океан и его ресурсы.

  3. Единство географической оболочки. Малый географический круговорот веществ на потоке солнечной энергии. Циркуляция атмосферы. Влагообороты в природе. Генетическое и функциональное единство географических комплексов. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

  4. Методология и методы географии. Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в географии. Специфика научного объяснения в географии. Сквозные методы и направления в географии (по К.К. Маркову): сравнительно-описательное; типы и примеры географических описаний; эволюция географического описания. Геофизическое; метод балансов. Геохимическое; палеогеографическое. Картографическое. Типы карт и атласов. Задачи, решаемые картографическим методом. Аэрокосмические методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии.

  5. Человек и окружающая его природная среда. Историзм природно-антропогенной структуры современных ландшафтов. Понятие В.И. Вернадского о ноосфере. Антропогенный и культурный ландшафты. Глобальные и региональные географические проблемы: изменения климата в связи с антропогенными воздействиями, проблемы загрязнения атмосферы и речных вод. Проблемы комплексных мелиораций, повышения уровня Мирового океана. Мероприятия по оптимизации природной среды и роль географов в их обосновании и осуществлении. Эколого-географическая экспертиза и эколого-географический мониторинг.




  1. Методологические и методические основы экономической и социальной географии. Общественно-исторический процесс и основные типы социально-экономико-географических процессов. Диалектическое единство системы «природа-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Развитие социальных компонентов, динамика населения, социально-демографический процесс. Развитие хозяйства и историко-экономический процесс. Взаимодействие населения и природной среды. Геодемографический процесс. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, природы и хозяйства. Процесс природопользования. Методы экономико-географических исследований: сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический, математического моделирования, конструктивный (сравнение вариантов), дистанционный (аэрокосмический). Вопросы сбора, обработки и хранения экономико-географической информации. Геоинформационные системы. Географический и исторический методы в их взаимосвязи. Категория «территория» и «территориальная общность». Естественные и общественные свойства и отношения территории. Топологические свойства и отношения территории. ЭГП территории. Функции места. Емкость территории. «Город+ дорожная сеть» (Н.Н. Баранский) – каркас, остов, формирующий территорию. Понятие территориальной общности. Виды территориальных общностей, их элементы и взаимосвязи. Тип связей. Основы теории ЭГП. Важнейшие компоненты ЭГП, основные подходы к оценке роли ЭГП в развитии городов. Территориальное (географическое ) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. соотношение общественного и территориального разделения труда (ТРТ) на разных уровнях организации хозяйства. Формы территориальной организации общества и роль ТРТ в их образовании и развитии. Виды ТРТ. Развитие ТРТ в условиях НТР. Категории территориальной организации общества (ТОО). ТОО как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве. Геопространственные системы производства и расселения, их взаимосвязь. Функция управления в ТОО. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий. Региональный анализ и региональная политика.

  2. Глобальные проблемы человечества и задачи социально-экономической географии. Понятие глобальной проблемы. Типы и виды глобальных проблем. Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Миграционная подвижность населения. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и его стадиях. Демографический взрыв. Пороговые ситуации. Мальтузианство и неомальтузианство. «Римский клуб» пределы роста. Сценарии роста численности населения мира. Экистика.

Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизированных процессов. Урбанизационный взрыв. Потолок урбанизации. Ложная и пятящаяся урбанизация. Мегаполисы. Детурбанизация. Рурбанизация. Рурализация. Городской образ жизни. Экология города.

Глобальная продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности интенсификации и сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.

Понятие о природных ресурсах и ресурсах территории. Географический нигилизм и географический фатализм. Классификация природных ресурсов. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Источники загрязнения среды. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Традиционные и нетрадиционные источники энергии; проблемы и перспективы их использования. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления. Вопросы экономической географии Мирового океана. Понятие об аква- и марикультуре.

Понятие о хозяйственной структуре мирового хозяйства. Технология и рынок в реальном мире. Выход за пределы развития и коллапс. Расширение пределов роста с помощью технологий. Переход к устойчивому развитию как условие сохранения мировой цивилизации.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Основные этапы развития географии. Географические открытия. Об истории развития географических идей. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Зарубежная география.

вопросы для самостоятельного изучения,


12

выполнение тестов


2

Структура географической оболочки и этапы ее развития. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки. Основные характеристики Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности в ритмике природных процессов и явлений.

вопросы для самостоятельного изучения,


12

Контрольная работа

3

Аэрокосмические методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии

вопросы для самостоятельного изучения

12

выполнение тестов


4

Геопространственные системы производства и расселения, их взаимосвязь. Функция управления в ТОО. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий. Региональный анализ и региональная политика.

вопросы для самостоятельного изучения

12

Контрольная работа

5

Глобальные проблемы человечества и задачи социально-экономической географии. Понятие глобальной проблемы. Типы и виды глобальных проблем

вопросы для самостоятельного изучения

12

Контрольная

работа

1.7. Практические занятия


Занятие 1 .Общая характеристика Земли как планеты.

Цели занятия:

  1. Познакомиться с формой и размерами Земли с помощью карт атласа и глобуса

  2. Изучить суточное вращение Земли и его географические следствия

  3. Разобрать особенности годового движения Земли и его географические следствия


План.

  1. Земля и Вселенная

  2. Форма и размеры Земли

  3. Суточное вращение Земли

  4. Годовое вращение Земли

Литература:

  • Боков В.А., Селиверстов Ю.П. , Черванев И.Г. Общее землеведение. – Изд-во СПб университета, 1998. – 226 с.

  • Введение в физическую географию /Под ред. К.К. Маркова, 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1979. – 191 с.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:...
Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география...
Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Ильин Г. В
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск