Скачать 0.78 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.Ф.7 ГЕОГРАФИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020801 «ЭКОЛОГИЯ» СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»_________ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой _________/ А.В. Николаев/ 1.1. Автор программы: к.п.н., ст. преподаватель кафедры географии и геоэкологии В.М. Возница 1.2. Рецензенты: - ст. преподаватель кафедры географии Т.А. Кожевникова; - директор Мурманского филиала Балтийского института экологии, политики иправа Н.И. Константинова 1.3. Пояснительная записка Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных аспектах. Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза на территориях Земного шара. В настоящей программе делается акцент на основных, направляющих идеях, методах, теориях и гипотезах географической науки, которые цементируют географию в единое целое. Цель предлагаемой учебной дисциплины: ввести в мир географии, познакомить с объектами и предметами изучения географических наук, основными этапами их развития, методами исследования, методологией, показать роль географии в изучении экологии. Программа ставит следующие задачи: 1. Сформировать системное представление о географии как учебной дисциплине, показать специфику научного географического знания, место географии в системе наук. 2. Развивать представление о географической оболочке как сложном, динамически развивающемся географическом объекте. 3. Показать тесную связь между географией и экологией, развитие экологического подхода вгеографии. 4. Способствовать развитию творческой личности, самостоятельно оценивающей происходящие в природе и общественной жизни края события и явления с позиций общечеловеческих ценностей и географических закономерностей. 5. Вооружить студентов знаниями и умениями, необходимыми им для изучения последующих специализированных курсов географических наук В результате освоения содержания программы студенты должны Знать: - объект, предмет и содержание географической науки; - основные этапы развития географической науки; - структуру, строение географической оболочки, ее ранги, основные закономерности и их влияние; - понятие «ландшафт», антропогенный и культурный ландшафты; - глобальные проблемы человечества, уметь их объяснять, предлагать пути возможного решения; - источники загрязнения природы, меры по ее охране; - особо охраняемые природные территории Мурманской области; -источники загрязнения природы, меры по ее охране -особо охраняемые природные объекты и территории Мурманской области - численность населения области и своего населенного пункта, соотношение городского и сельского населения; - основные отрасли хозяйства, крупные промышленные центры и предприятия; - памятники природы на территории области и в своем населенном пункте; уметь: - описывать природно-хозяйственные объекты (промышленные, сельско хозяйственные, транспортные, рекреационные) по типовому плану; -объяснять влияние изменения компонентов природы на весь природный комплекс - прогнозировать тенденции изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности. Место курса в профессиональной подготовке выпускника География изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками. Требования к уровню освоения содержания курса Специалист направления и специальности «Экология» должен иметь представление об объекте и предмете географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманизацию и социологизацию, знать географические законы и закономерности, иметь представление о современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов. Система географических наук, географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура), и динамика, закономерности эволюции, компоненты географической оболочки, и их взаимосвязь, территориальные социально- экономические системы, территориальная организация общества, типы заселения и хозяйственного освоения территории. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Определение географии. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества. Система географических наук. Понятия географической оболочки, природного территориального комплекса, ландшафта, природных ресурсов, территориального социально-экономического комплекса, территориальной организации общества. География и экология. О единстве географической науки.
Географические открытия. Об истории развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в 17-19 веках. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии. Основные направления развития географии в советский период (1917 – 1991). Зарубежная география.
Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизированных процессов. Урбанизационный взрыв. Потолок урбанизации. Ложная и пятящаяся урбанизация. Мегаполисы. Детурбанизация. Рурбанизация. Рурализация. Городской образ жизни. Экология города. Глобальная продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности интенсификации и сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии. Понятие о природных ресурсах и ресурсах территории. Географический нигилизм и географический фатализм. Классификация природных ресурсов. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Источники загрязнения среды. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Традиционные и нетрадиционные источники энергии; проблемы и перспективы их использования. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления. Вопросы экономической географии Мирового океана. Понятие об аква- и марикультуре. Понятие о хозяйственной структуре мирового хозяйства. Технология и рынок в реальном мире. Выход за пределы развития и коллапс. Расширение пределов роста с помощью технологий. Переход к устойчивому развитию как условие сохранения мировой цивилизации. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Практические занятияЗанятие 1 .Общая характеристика Земли как планеты. Цели занятия:
План.
Литература:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:... Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география... Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Ильин Г. В | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |