Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 423.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/4
Дата публикации16.04.2015
Размер423.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.4 Рекреационная география



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Ильин Г.В.
1.2 Рецензенты:

  • д.г.н., профессор каф. географии и экологии Дженюк С.Л.;

  • ведущий научный сотрудник ММБИ КНЦ РАН, д.г.н. Павлова Л.Г.



1.3 Пояснительная записка.

Рекреационная география – один из важных разделов в комплексе географических наук, играющий значительную роль в развитии знаний о природе и в выработке основ взаимодействия природы и общества. Однако курс “Введение в рекреационную географию” редко используется среди других географических дисциплин в системе подготовки учителя географии.

Цель курса – расширить круг знаний студентов и подготовка к восприятию географического пространства как сложного природно-социального комплекса, развивающегося в тесном сплетении с социальной частью природы – человеческим обществом.
Раскрытие содержания курса и его основной цели достигается через решение следующих задач:

- изучение факторов формирующих рекреационный потенциал геогра фического

простиранства;

- развитие навыков научно-обоснованной оценки использования географического

пространства для рекреации;

- изучение типов и циклов рекреационной деятельности;

- изучение территориальных аспектов организации свободного времени, как

фактора

расширенного воспроизводства трудового потенциала;
Содержание курса позволяет показать общественные функции рекреации, вытекающие отсюда цель и основы формирования современных рекреационных систем. Предлагаемый курс излагает теоретические основы рекреационной географии. В нем излагаются современные взгляды на определения сущности и состава рекреационных ресурсов, принципы и логические схемы рекреационного районирования.

Рекреационная деятельность развивается в определенной географической среде и в соответствие своим общественным функциям предъявляет определенные требования к условиях вмещающего географического пространства. Из этого этого вытекает новое восприятие географического пространства как территориальной рекреационной системы (ТРС). Курс “Введение в рекреационную географию” дает возможность студентам усвоить данную географическую категорию и получить понятия о критериях социальной и экономической эффективности рекреационных систем. Курс помогает раскрыть для студентов рекреацию как сложное географическое и социальное явление.

Усвоенные знания позволяют школьному преподавателю ориентироваться в проблемах современных географических наук и проводить уроки на высоком учебном и научном уровне, организовать познавательные факультативные занятия со школьниками.

Преподаваемые в рамках данного курса знания могут использоваться специалистами-географами в их практической деятельности в отраслях хозяйства и органах управления различных уровней.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:
- основные понятия в рекреационной географии;

- сущность и необходимость рекреации и рекреационной деятельности;

- принципы организации и проблемы рекреации;

- существующие подходы и методы изучения рекреационных систем;

- основные факторы, формирующие рекреационные системы;

- принципы оценки рекреационных ресурсов;

- особенности сложившегося современного рекреационного районирования;

- современные тенденции в формирования рекреационных систем.

По результатам изучения курса студенты должны уметь:
- объяснить понятия “рекреационная деятельность” и “рекреационная необходимость”;

- объяснить цели и функции рекреационной деятельности;

- понимать связь функций рекреационной деятельности с географической средой;

- объяснить основные принципы развития территориальных рекреационных систем;

- анализировать рекреационный потенциал местности;

- объяснить типы и циклы рекреационной деятельности.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Не предусмотрено.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

2

4

80

40

20

20

-

40

зачет



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
для специальности 020401 «География»



Семестр

Наименование раздела, темы


Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.раб.






8

Раздел 1. Введение в дисциплину:


4

2

2

12




Рекреационная деятельность и рекреационная необходимость

1.0

1.0

---

2.0




Функции рекреационной деятельности

1.5

0.5

1.0

6.0




Системный подход к изучению рекреационной деятельности.

1.5

0.5

1.0

4.0





8

Раздел 2. Рекреационная система как объект географического изучения:

9

5

4

45




Понятие о рекреационной системе

1.0

0.5

0.5

5




Факторы, влияющие на территориальную организацию рекреационных систем

2.0

1.0

1.0

10




Подходы к изучению территориальных рекреационных систем.

2.0

1.0

1

10




Пространственно-временная организация функци-онирования территориальных рекреационных систем.

2.5

1.5

1.0

10




Развитие территориальных рекреационных систем.

1.5

1.0

0.5

10




8

Раздел 3. География территориальных рекреационных систем Мира:

5

3

2

25




Современная и перспективная география территориальных рекреационных систем Мира

2.0

1.0

1.0

8




Современная и перспективная география территориальных рекреационных систем России

1.5

1.0

0.5

8




Оценка рекреационного потенциала Севера России.

1.5

1.0

0.5

9




Зачет


















1.6.2 Содержание разделов дисциплины «Рекреационная география»

(для отделения заочного обучения)

Тематически курс дисциплины «Рекреационная география» разделен на 3 раздела, каждый из которых содержит несколько тем, объединяющих информацию в определенных областях дисциплины.

Выделены следующие основные разделы:

– Раздел 1 – Введение в дисциплину;

– Раздел 2. Рекреационная система как объект географического изучения;

– Раздел 3. География территориальных рекреационных систем Мира;

Раздел 1. Введение в дисциплину.
Тема 1. Рекреационная деятельность и рекреационная необходимость.
Понятие «Рекреационная деятельность». Предмет и задачи рекреационной географии. Методы исследований. Место рекреационной географии в системе географических наук. Понятие о рекреационной среде. Объект, субъект рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы и рекреационные потребности.

Подходы к созданию рекреационной среды. Основные факторы создающие рекреационную среду: рекреационные ресурсы и природная обстановка. Экстенсивный и функциональный подходы к формированию рекреационной среды.

Функциональная дифференциация ресурсов и возможностей их использования. Баланс «рекреационные потребности —рекреационные ресурсы».

Общественные рекреационные потребности. Групповые рекреационные потребности. Личные рекреационные потребности. Связи между группами рекреационных потребностей.

Тема 2. Функции рекреационной деятельности.

Общественные функции рекреационной деятельности. Медико-биологические функции. Социально-культурные функции. Экономические функции. Расширенное воспроизводство рабочей силы. Обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потребительскому спросу. Рекреационная деятельность—источник валютных поступлений. Повышение занятости населения.

Связь функций рекреационной деятельности со средой. Гипотеза о рекреационной деятельности как объекте исследований
Тема 3. Системный подход к изучению рекреационной деятельности

Рекреационная деятельность как объект междисциплинарных исследжований. Базисные или общенаучные и узко-функциональные модели. Природные и культурные территориальные комплексы. Технические системы. Обслуживающая группа. Орган управления. Иерархия природных комплексов
Раздел 2. Рекреационная система как объект географического изучения.
Тема 4. Понятие о рекреационной системе

Рекреационная система как объект географического изучения. Территориальная рекреационная система и задачи географических наук. Факторы формирования территориальных рекреационных систем и их подсистем. Свойства территориальных рекреационных систем: разнообразие, динамичность, комфортность, устойчивость, эффективность, иерархичность, надежность.
Тема 5. Факторы, влияющие на территориальную организацию рекреационных систем.

Факторы формирования ТРС: факторы влияющие и факторы формирующие. Систематизация факторов: селективные факторы, локализующие факторы, реализующие факторы, порождающие локализующие факторы.

Системы и циклы занятий. Территориальное разделение общественных функций рекреационной деятельности. Цикличность рекреационной деятельности. Избирательность рекреационных занятий. Свойства ТРС и таксономические уровни ТРС: предприятие, комбинат, соединение, объединение, отрасль.
Тема 6. Подходы к изучению территориальных рекреационных систем.
Разнообразие территориальных рекреационных систем и их типология. Специализация и универсальность ТРС. Специфические характеристики территориальных природных и культурных комплексов: емкость, устойчивость, способность к эволюции и надежность.

Рекреационный процесс как объект географического исследования. Сущность пространственно-временного подхода к изучению рекреационной деятельности. Принципы, методы и формы рекреационной оценки территорий. Основные принципы оценивания. Измерение качества природных систем. Формы выражения оценки.
Тема 7. Пространственно-временная организация функционирования территориальных рекреационных систем.
Типология рекреационных систем. Типология по функциям рекреационной деятельности. Рекреационно-лечебный тип ТРС. Рекреационно-оздоровительный тип ТРС. Рекреационно-спортивный тип ТРС. Рекреационно-познавательный тип ТPC. Урбанизированные ТРС. Неурбанизированные ТРС. ТРС мирового и национального значения
Тема 8. Развитие территориальных рекреационных систем

Проектирование ТРС, ее эксплуатация и охрана среды. Эволюция ТРС - циклические и хронические (необратимые) изменения.

Оценка природных условий: психологический аспект, технологический аспект, физиологический аспект. Оценка социально-экономических условий: оценки транспортной доступности, степени обеспеченности энергией, сырьем, трудовыми ресурсами, продукцией других отраслей.
Раздел 3. География территориальных рекреационных систем Мира.
Тема 9. Современная и перспективная география территориальных рекреационных систем Мира.

Общая характеристика главных рекреационных районов Мира. ТРС Европы и средиземноморских стран Африки и Азии: средиземноморский подрайон; центрально-европейский подрайон; северо-европейский подрайон.

ТРС Северной Америки: восточный подрайон составлен в основном ТРС познавательного типа; западный подрайон, охватывает горный пояс Кордильер, развиты ТРС оздоровительного, охотничье-спортивного и познавательного типов; центральный подрайон, распространены пригородные рекреационные зоны и ТРС оздоровительного типа на берегах крупных водохранилищ, в рекреационном отношении мало привлекателен; северный подрайон, освоен незначительно, рекреационным ресурсом являются экзотичные северные ландшафты; приморский подрайон, оздоровительные, увеселительные и спортивные ТРС, международные курорты рекреационный ресурс –океанические побережья Мексиканского залива, Тихого и Атлантического океанов.

ТРС Азии Африки.
Тема 10. Современная и перспективная география территориальных рекреационных систем России.

Территориальные рекреационные системы России. Условия рекреационной деятельности. Место России на мировом рынке рекреационных услуг. Тенденции развития ТРС РФ. Особенностью развития сети ТРС является неравномерностью расселения городского населения. Карта ареалов спроса. География рекреационных систем и их районирование:


Зона I, юг России: Северный Кавказ и нижний Дон– зона общероссийских ТРС оздоровительного и лечебного типов. Характерны ТРС высокого иерархического ранга (соединения, объединения).

Зона II, районы средней и южной полосы ЕТР. Преобладают ТРС оздоровительного и познавательного типов. Обслуживает потребности промышленных агломераций.

Зона III, юг азиатской части России, очаговое освоение рекреационных ресурсов, ТРС оздоровительного типа, отсутствие систем высшего ранга.

Зона IV, север России. единичные предприятия спортивно-здоровительного типа, лечебного типа, маршруты познавательного типа, самодеятельный спортивный туризм.
Тема 11. Оценка рекреационного потенциала Севера России.
Северные природные комплексы. Импактные зоны. Рекреационная деятельность как альтернативный вид природопользования на Севере. Особенности развития туризма на Севере России. Типы рекреационной деятельности на Севере: натуралистический, прогулочный, экотуризм; экскурсионный, познавательный, индустриальный туризм; спортивный туризм; промысловый туризм.Рекреационное районирование севера России. 4 типа рекреационных районов: 1. Пригодный для кратковременного отдыха; 2. Пригодный для продолжительного отдыха; 3. Малопригодный для рекреации, малодоступный (использование авиационных средств); 4. Непригодный (в 500 км удаленности).

Освоенные рекреационные районы 1-го и 2-го типов: кольская область тундры, лесотундры и редкостойной тайги; полярноуральская область; Западно-Сибирская тундровая область; таежная область Северо-Восточной Сибири; Анадырско-Пенжинская тундровая область.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

для специальности 020401 «География»

Тема 1. Рекреационная деятельность и рекреационная необходимость.
Понятие «Рекреационная деятельность». Предмет и задачи рекреационной географии. Методы исследований. Место рекреационной географии в системе географических наук. Понятие о рекреационной среде. Объект, субъект рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы и рекреационные потребности.

Рекреационная среда. Основные факторы создающие рекреационную среду. Экстенсивный и функциональный подходы к формированию рекреационной среды.

Функциональная дифференциация ресурсов. Баланс «рекреационные потребности — рекреационные ресурсы». Рекреационные потребности.
Тема 2. Функции рекреационной деятельности.

Место рекреационной деятельности в системе производственных и социальных отношений. Общественные функции рекреационной деятельности. Медико-биологические функции. Социально-культурные функции. Экономические функции. Расширенное воспроизводство рабочей силы. Обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потребительскому спросу. Рекреационная деятельность—источник валютных поступлений. Повышение занятости населения. Связь функций рекреационной деятельности со средой.

Тема 3. Системный подход к изучению рекреационной деятельности.

Рекреационная деятельность как объект междисциплинарных исследжований. Базисные или общенаучные и узко-функциональные модели. Природные и культурные территориальные комплексы. Технические системы. Обслуживающая группа. Орган управления. Иерархия природных комплексов.

Тема 4. Понятие о рекреационной системе

Рекреационная система как объект географического изучения. Территориальная рекреационная система и задачи географических наук. Факторы формирования территориальных рекреационных систем и их подсистем. Свойства территориальных рекреационных систем: разнообразие, динамичность, комфортность, устойчивость, эффективность, иерархичность, надежность.
Тема 5. Факторы, влияющие на территориальную организацию рекреационных систем.

Факторы формирования ТРС: факторы влияющие и факторы формирующие. Систематизация факторов: селективные факторы, локализующие факторы, реализующие факторы, порождающие локализующие факторы.

Системы и циклы занятий. Территориальное разделение общественных функций рекреационной деятельности. Цикличность рекреационной деятельности. Избирательность рекреационных занятий. Свойства ТРС и таксономические уровни ТРС.
Тема 6. Подходы к изучению территориальных рекреационных систем.

Разнообразие территориальных рекреационных систем и их типология. Специализация и универсальность ТРС. Специфические характеристики территориальных природных и культурных комплексов: емкость, устойчивость, способность к эволюции и надежность.

Рекреационный процесс как объект географического исследования. Сущность пространственно-временного подхода к изучению рекреационной деятельности. Принципы, методы и формы рекреационной оценки территорий. Основные принципы оценивания. Измерение качества природных систем. Формы выражения оценки.
Тема 7. Пространственно-временная организация функционирования территориальных рекреационных систем.

Типология рекреационных систем. Типология по функциям рекреационной деятельности. Рекреационно-лечебный тип ТРС. Рекреационно-оздоровительный тип ТРС. Рекреационно-спортивный тип ТРС. Рекреационно-познавательный тип ТPC. Урбанизированные ТРС. Неурбанизированные ТРС. ТРС мирового и национального значения
Тема 8. Развитие территориальных рекреационных систем

Проектирование ТРС, ее эксплуатация и охрана среды. Эволюция ТРС - циклические и хронические (необратимые) изменения.

Оценка природных условий: психологический аспект, технологический аспект, физиологический аспект. Оценка социально-экономических условий: оценки транспортной доступности, степени обеспеченности энергией, сырьем, трудовыми ресурсами, продукцией других отраслей.
Тема 9. Общая характеристика главных рекреационных районов Мира.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная...
Автор программы: к п н., ст преподаватель кафедры географии и геоэкологии В. М. Возница
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:...
Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск