Скачать 0.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.6 ЭТНОГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
- к.б.н., доцент ЕГФ МГПУ Митина Е.Г.; - к.б.н., доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.
Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования. При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины. Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - зачёт. 1.3.1 Роль и место дисциплины в курсе подготовки специалистов. В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Важными направлениями этой реформы являются гуманизация и гуманитаризация образования, изменение целевых установок в построении образовательного процесса, его ориентация на удовлетворение личностных запросов и потребностей конкретных людей. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, породили сложные проблемы во всех сферах жизни, серьёзно повлияли на характер межнациональных отношений, обнажив при этом огромный межэтнический конфликтный потенциал. В этой социокультурной ситуации очень важно понять, в каком обществе сегодня живут люди и каковы их возможности в изменении существующего положения, что позволяет лучше сделать знание этнологии и географии религий. Познание географии религий расширяет духовный и интеллектуальный потенциал человека, оказывает огромное влияние на его мировоззрение, формирует в нем гражданина. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная основ исторических и географо-страноведческих знаний. Этногеография и география религий призвана дать студентам системные знания о процессах этногенеза, историческом многообразии культур и религий, распространении в мире разных конфессий, роли этнического фактора в мировой истории и эволюции мировой культуры, особенностях этнического самосознания и сущности этнической идентичности, формах и способах межэтнической коммуникации, причинах этнических конфликтов и принципах их регулирования и разрешения. Изучение этих проблем обусловлено практическими требованиями к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Важность данного курса обусловливается тем, что человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей. Среди них особое место занимают образования, которые принято именовать этническими: племена, народности, нации и др. Неоднородность протекания социально-экономических, этнических и демографических процессов привела к огромным различиям между этими общностями в уровнях развития, условиях жизни и их численности. В связи с этим возникают и межэтнические столкновения, войны, напряжённость и т.д. Многие проблемы в мире являются следствием массового социального и культурного невежества. Сегодня невозможно успешно адаптироваться в сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания конфликтогенных факторов и особенностей межэтнических и межконфессионных отношений. Таким образом, научно-практические знания по этногеографии в современных условиях стали социально необходимыми. Для того, чтобы такого рода высококачественная информация получила широкое распространение в обществе, требуются условия для их трансляции через систему образования и учебно-методические пособия, которые могли бы дать студентам необходимые знания в этой области. 1.3.2 Цели и задачи учебного курса. Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем географической науки. Ее содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, повышению их общей культуры, кругозора, умению учитывать культурный плюрализм мирового сообщества при решении разнообразных проблем. Главная цель курса – показать, как сложилась в результате длительного развития, начиная с древности и до наших дней, современная этноконфессиональная картина мира. Главная задача дисциплины - дать студентам системные знания о процессах этногенеза, о роли географического фактора в формировании этнического и конфессионального разнообразия современного мира, об историческом многообразии культур и религий, об особенностях этноконфессионального самосознания, о причинах этнических конфликтов и принципах их урегулирования. Основными целями и задачами курса являются следующие: 1. научить студентов:
2. формировать: - представления о важнейших принципах, законах, категориях дисциплины «Этногеография и география религий»;
3. дать представление: - о характере современных межэтнических и этнокультурных процессов, причинах их обострения и возможных путях решения;
- с особенностями географии рас, основных этносов, языков и религий современного мира;
- роль географии в решении этноконфессиональных проблем; - возможности использования полученных знаний в школьных курсах географии, в воспитательной работе со школьниками. 1.3.3 Требования к уровню владения программным материалом В результате изучения учебной дисциплины "Этногеография и география религий" (ЭГ) студенты должны:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 география религий... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 7 География основная... Автор программы: к п н., ст преподаватель кафедры географии и геоэкологии В. М. Возница | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 10 Науки о земле:... Цель дисциплины: формирование в процессе обучения современной естественнонаучной картины мира | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Рекреационная география... Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Ильин Г. В | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |