Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология»





Скачать 428.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология»
страница1/3
Дата публикации24.06.2014
Размер428.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОПД.Ф.2.7
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050103 География, с дополнительной специальностью «Биология»



Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор-составитель программы: к.п.н., доцент Т.В. Панченко

1.2. Рецензенты: Арефьев И.П., д.п.н., профессор ШГПУ.,

Манухин В.П., к.п.н., профессор МОИПКРО.

1.3 Пояснительная записка.

Цель дисциплины - вооружить студентов знаниями о сущности и специфике технологического подхода к воспитательно-образовательному процессу, педагогических технологиях как интегративной области знания, методах педагогических исследований. Подготовить студентов к прохождению педагогической практики в 8 семестре.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике педагогических технологий;

  • сформировать у студентов общие представления о сущности технологического подхода к воспитательно-образовательному процессу в школе;

  • сформировать у студентов представления о принципах педагогического воздействия и взаимодействия, условиях организации оптимального педагогического общения;

  • обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осущест­вления профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

  • о понятиях и соотношении педагогических целей и задач; о сущности понятий «педагогическое целеполагание», «педагогическое воздействие», «педагогическое
    взаимодействие»;

  • о видах оценочного воздействия и роли педагогической оценки в
    педагогическом процессе;

  • о технологических правилах предъявления педагогического требования;

  • о стилях педагогического общения и факторах, их определяющих;

  • овладеть методикой создания и реализации коллективной творческой деятельность /формы коллективной творческой деятельности; особенности педагогического воздействия, постановки целей и задач; планирование, подготовка, проведение, подведение итогов КТД и др./;

  • научиться составлять план подготовки и проведения классного часа, определять тематику, форму проведения, способы деятельности педагогов и учащихся;

  • приемах реализации технологии разрешения педагогических конфликтов.

Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:

  • осуществления технологического подхода к воспитательно-образовательному процессу в школе;

  • осуществления психолого-педагогической диагностики; прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;

  • постановки и решения педагогических задач; моделирования и конструирования педагогической деятельности;

  • овладение опытом выражения своей педагогической позиции в форме выполненных разработок по изучаемым разделам учебной дисциплины.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050103 География, с дополнительной специальностью «Биология»


3

6

28

14

8

6

-

14

экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование

раздела, темы

Количество часов

Вариант 1


Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам

раб.

1

Современные подходы к понятию педагогических технологий.

1

1










2

Технологии в образовании. Технология

уровневой дифференциации.

1

1










3

Технология критериально-ориентированного обучения.

2

2










4

Технология концентрированного обучения.

2

2










5

Технологический подход к процессу воспитания

2

2










6

Технологии изучения личности учащегося и ученических коллективов.

2




2




4

7

Технология организации коллективных творческих дел (КТД). Технологии проведения классного часа.

2




2




4

8

Технология разрешения педагогических конфликтов.

2




2




6




Всего

14

8

6




14

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Понятие педагогических технологий. "Педагогическая технология" как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Прогнозирование, проектирование и процесс решения педагогических задач.

Технологии управления образовательным процессом. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса.

Психолого-педагогическая диагностика. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики. Анкетирование и тестирование. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социализированности учащихся. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса.

Технология постановки и решения педагогических задач. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя.

Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. Понятие "педагогическая ситуация". Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Создание ситуаций сотрудничества педагога и учащихся. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

Моделирование и конструирование педагогической деятельности. Формы и методы педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Отработка навыков целеполагания и планирования. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Понятие моделирования. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности. Освоение способов, приемов контроля в педагогической деятельности.

Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя. Развитие творческих способностей. Необходимость и важность постоянного приобретения новых знаний. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.

Развитие коммуникационного потенциала личности педагога. Коммуникативные умения и навыки. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.

Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога. Методики управления педагогом своим эмоциональным состоянием.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов/ вариантов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Технология изучения

личности учащихся

и ученических

коллективов.

Выполнение задания для самостоятельной работы: на основе изучения рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-11 классы/.

Ссылки на литературные источники: 5,8,9,10.

4

Проведение на практическом занятии подготовленного задания.

2.

Технология проведения

КТД. Технология

проведения

классного часа.

Самостоятельная работа с литературой:

подготовить методическую разработку коллективного творческого дела с учетом возраста школьников /5-8 класс/, выбора формы работы, тематической направленности КТД. Подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/.

Ссылки на литературные источники: 5,8,9,10.

4

Обсуждение методических разработок.

3

Технология профилактики

и разрешения педагогических

конфликтов.

Работа с литературой, выполнение задания:

Определить собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» /методику см. в Приложении/; ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции.

Ссылки на литературные источники: 5,8,9,10.

6

«Круглый стол» на тему: «Учитесь властвовать собой».




Всего часов




14





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы по изученному материалу.

Практическое занятие 1.

Тема: Технология диагностики личности учащихся и ученических коллективов.

План

  1. Изучение ученических коллективов.

  2. Уровни сформированности коллектива.

  3. Место педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и признаки коллектива. Особенности межличностных отношений в коллективе школьников.

2.Понятие о педагогической диагностике. Практические цели и задачи использования методов изучения личности и коллектива.

3.Требования к методам изучения личности и коллектива школьников. Проблема этики педагогических исследований.

Задание для самостоятельной работы:

на основе рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-8 классы/.

Литература:

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.

  2. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И. Кочетова. – М.: Просвещение, 1987. – 298 с.

  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000. – 204 с.

  4. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.: Педагогика, 1988. – 256 с.

  5. Дополнительная литература:

  6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 302 с.


Практическое занятие 2.

Тема: Технология организации коллективных творческих дел (КТД). Технологии проведения классного часа.

План.

1. Планирование воспитательной работы.

  1. Понятие о коллективных творческих делах (КТД), виды КТД.

  2. Специфика классного часа как формы педагогического воздействия. Виды классных часов.

  3. Личностно ориентированный классный час.

  4. Технология проведения ситуационного классного часа в адаптивной школе.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Каковы критерии успешности классных часов?

2. Назовите методические требования к организации и проведению КТД.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить методическую разработку коллективного творческого дела с учетом возраста школьников /5-8 класс/, выбора формы работы, тематической направленности КТД.

  2. Подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/.

Тема для выступления:

«Планирование работы классного руководителя» (Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – С. 427-435).

Литература:

  1. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – С. 427-435

  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 207 с.

  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. - 216 с.

  4. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999. С. 49-53.

  5. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе /Сост. В.В. Дранишников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – С.337-344.

  7. Разумова В.П., Марфина С.В. Классный час //Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С. 113-117.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000.



Дополнительная литература

  1. Степанов Е.Н., Мизюлина Т.П. Строим воспитательную систему школы самовыражения // Классный руководитель. – 2001. - № 5. – С. 5.

  2. Штурбина Е.Б. Проблемы воспитания на рубеже веков. Классный час «Смена эпох» //Классный руководитель. – 2001. - № 4. – С. 79-81.


Практическое занятие 3.

Тема: Технология разрешения педагогических конфликтов.

План.

1. Педагогический конфликт и конфликтная ситуация.

2. Управление конфликтами и их профилактика.

3. Понятие о саморегуляции.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о педагогическом конфликте. Структура конфликтной ситуации.

  2. Педагогические стратегии управления конфликтами. Особенности преодоления деловых и личностных конфликтов учителя со школьниками.

Примерные темы реферативных сообщений:

«Основные стили /типы/ поведения личности в конфликтных ситуациях»;

«Основные виды несовместимости людей как источник конфликтных отношений;

«Типология конфликтных личностей»;

«Место саморегуляции в деятельности педагога»;

«Значение рефлексии в деятельности педагога»;

«Механизмы и приемы психологической саморугяции».

Задание для самостоятельной работы:

Определить собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» /методику см. в Приложении/; ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции.

Основная литература:

  1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 334 с.

  2. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Просвещение,1994. – 298 с.

  3. Митина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология //Народное образование. – 1998. - № 9-10.

  4. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999. – 290 с.

Дополнительная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Пер. с англ. – СПб., 1992. – 342 с.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:
Основная литература

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: [пер. с нем.] / Ингенкамп Кархайнц. - М.: Педагогика, 1991. – 238 с.

  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 216 с.

  3. Коджаспиров Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

  4. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова - М.: Академия, 2000. - 512 с.

  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 391 с.

  6. Питюков В.М. Основы педагогической технологии : учеб.-метод.пособие / Питюков В. М. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Гном и Д, 2001. - 192 с.

  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  9. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КноРус, 2010. - 432 с.

  10. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов». – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 142 с.

  11. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова. - Изд. 2-е., доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.

Дополнительная литература

  1. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 239 с.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах.- М.: Айрис –Пресс, 2006. – 214 с.

  3. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В.Лаврентьев, Н.Б.Лаврентьева. Ч.1.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 156с.

  4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 232с.

  5. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. – 251с.

  6. Лаврентьева Н.Б. Педагогические технологии: Технология учебного проектирования в системе профессионального образования: учебное пособие / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: АлтГТУ, 2003. – 119с.

  7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989.

  8. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. – Л., 1991.

  9. Лаврентьева Н.Б. Практикум по педагогике. Шесть операционных модулей : учеб. пособие. – Барнаул: Изд-во ААЭиП, 1996. –254с.

  10. Лаврентьева Н.Б. Словарь терминов и понятий курса «Педагогика». – Барнаул: АлтГТУ, 1995. – 75с.

  11. Лаврентьева Н.Б. Модульный пакет «Мотивация учебной деятельности учащихся ПТУ и лицеев». – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1995. – 55с.

  12. Лаврентьева Н.Б. Технология учебного проектирования: информационная карта : метод. пособие / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: АлтГУ, 2001. – 22 с.

  13. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова. - Изд. 2-е., доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. Видеофильмы «Н.Е. Щуркова. Педагогические технологии» (из видеотеки МГПУ).

Электронный учебник Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Электронный учебник. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Тестовое задание 1.

1.Одним из продуктивных способов решения конфликтных ситуаций является:

1.попытка учителя сломить сопротивление ученика

2.Наказание как естественное последствие

3.Компромисс

2.Педагогическое воздействие это:

1.Система управляющих действий учителя на уроке и вне его

2.Воздействие учителя на ученика в процессе взаимодействия с ним

3.Особый вид деятельности педагога, направленной на раскрытие потенциальных возможностей ребенка быть субъектом

3.Педагогическая оценка это:

1.Форма воздействия на ученика с целью демонстрации успешности или не успешности его поведения

2.Оценка качеств личности ученика, ориентированная на нормы современной культуры, с целью развития социально-ценностного отношения к миру

3.Оценка знаний конкретного ученика в области определенной науки

4.Виды педагогических задач классифицируются согласно логике:

1. Тактические - оперативные - стратегические

2.Оперативные – тактические - стратегические

3.Стратегические – тактические - оперативные

5.Валидность, точность, надежность, технологичность – это свойства:

1.Педагогического общения

2.Педагогического взаимодействия

3.педагогического исследования

6.Формы воспитательного воздействия это-

1. Установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленные на решение определенных педагогических задач

2. Виды воспитательного воздействия, организуемые с определенной целью, при использовании определенных средств и методов

3.Организация конкретных воздействий на воспитанников в условиях урока и вне его с целью решения воспитательных задач

7.Развитие школьного коллектива происходит через последовательность стадий (по А.С. Макаренко):

1.Исполнение требований педагога – исполнение требований актива – исполнение требований коллектива

2.Сплочение –целеполагание - организация - анализ

3.Планирование – распределение полномочий – организация – проведение - анализ

Тестовое задание 2.

1.Профессионально-педагогическое общение это:

1.Профессиональное общение учителя с учениками на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и управление социальными процессами в коллективе

2. Процесс обогащения деятельностных способностей и иных качеств личности учителя в процессе взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса

3.Постоянно проявляющиеся черты личности педагога во взаимодействии с учениками

2.Функциями педагогического воздействия являются:

1.Инициация активности ребенка, оснащение его способами деятельности, содействие осмыслению связи ребенка с миром

2.Соучастие, открытие, возвышение

3.Создание благоприятного психологического климата для развития личности ребенка

3.Щуркова Н.Е выделяет следующие функции педагогической оценки:

1. Корректирующая, возвышающая личность ребенка, раскрывающая

2.Поощрение, наказание, организация деятельности

3.Информационная, ориентирующая, стимулирующая

4.На этапе целеполагания, когда формулируются задачи деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (возможностей данного коллектива, учебного заведения, времени и др.) ставятся:

1. Тактические цели

2.Стратегические цели

3. Оперативные цели

5.С помощью социометрического исследования можно получить данные о:

1.Социальной позиции школьников

2.Структуре деловых отношений в коллективе школьников

3. Симпатиях во взаимоотношениях школьников

6. Признаки детского (ученического) коллектива:

1. Наличие актива, единства места и времени, внутреннее единство участников

2.Наличие заданных целей и условий деятельности, единство места и времени

3. Общественно-значимые цели и перспективы, реально действующий актив, сплоченность, совместная деятельность, внутренняя структура

7. Впервые методика коллективных творческих дел разработана:

1.Ивановым И.Т.

2.Щурковой Н.Е.

3. Кондрашевой Л.В.

Тестовое задание 3.

1. Педагогическое общение это:

1. Профессиональное общение учителя с учениками на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и управление социальными процессами в коллективе

2.Взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, навыками.

3.Процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на создание благоприятного психологического климата и управление социальной структурой коллектива

2.Суть педагогического взаимодействия можно выразить формулой:

1. Субъект-субъект;

2. Субъект – объект;

3. Объект – объект.

3. Педагогическое требование как форма воздействия должно отвечать следующим условиям:

1. Быть информативным, доведенным до логического конца, доступным, полезным, детальным

2.Быть доведенным до логического конца, инструктивным, доступным, позитивным по форме, переакцентированным на детали

3.Быть конкретным, однозначным, выражающим интересы учеников

4.Требования к процессу целеполагания:

1. Диагностичность, реальность, направленность на результат, преемственность

2.Объективность, надежность, точность, значительность

3.Валидность, логичность, диагностичность, надежность

5.Личностные опросники, тесты способностей, пректные методы, тесты достижения - это:

1.Методы исследования коллективов

2.Методы исследования личности

3.Методы исследования деятельности

6.Группа для которой характерно наличие общей цели, реально действующий актив, сплоченность, совместная деятельность, внутренняя структура - это:

  1. Коллектив

  2. Антиколлектив

  3. Группа- кооперация

Тестовое задание 4.

1.Коллективные творческие дела - это:

1. Одна из форм воспитательного воздействия, характеризующаяся участием школьников в достижении общественно-значимой цели посредством творческого самовыражения

2. Одна из форм воспитательного воздействия, отличающаяся массовостью и актуальностью.

3. Мероприятия, организуемые для школьников с целью решения актуальных воспитательных задач

2. Успешность классного часа определяется по следующим признакам:

1.Интерес учащихся к теме, активность, улучшение взаимоотношений детей, повышение ответственности

2.Участие в обсуждении тем, улучшение отношений с классным руководителем, отсутствие конфликтов с родителями, посещаемость классных часов

3.Появление самоуправления, общественная активность школьников, изменение статуса отдельных школьников.

3.Педагогическое мастерство – это:

1.Владение технологией организации обучения учащихся с помощью современных средств и методик

2. высокое искусство в какой- либо области

3.Знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение, создавать новые алгоритмы деятельности
1. 11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Проблема технологичности учебно-воспитательного процесса.

  2. Комплексный подход в воспитательных технологиях.

  3. Педагогическое воздействие как центральное понятие педагогической технологии.

  4. Понятие «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Функции педагогического воздействия.

  5. Целеполагание в деятельности педагога. Педагогическое прогнозирование и коррекция.

  6. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.

  7. Приемы реализации функций педагогического общения.

  8. Педагогическое требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия.

  9. Педагогическое требование: технология реализации.

  10. Понятие «оценочная деятельность». Ее место в деятельности педагога.

  11. Виды оценочного воздействия. Условия эффективности реализации педагогической оценки.

  12. Понятие о педагогическом конфликте. Педагогические стратегии управления конфликтами. Приемы разрешения педагогических конфликтов.

  13. Цели и задачи педагогической диагностики. Классификация методов изучения личности учащихся и ученических коллективов. Требования к методам диагностики и процедуре исследования.

  14. Групповая деятельность: понятие и ее место в учебно-воспитательном процессе.

  15. Характеристика межличностных отношений в школьном классе.

  16. Школьный коллектив: признаки, особенности, динамика развития.

  17. Ученическое самоуправление: функции, виды, проблемы.

  18. Понятие о формах организации групповой деятельности.

  19. Классный час как часть воспитательной системы школы: цели, особенности организации.

  20. Технология КТД.

  21. Технология саморегуляции. Механизмы и приемы психологической саморегуляции

  22. Педагогическое мастерство как уровень профессиональной квалификации.

  23. Технологии в образовании.

  24. Индивидуальный стиль деятельности педагога: понятие и проблемы формирования.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (Утверждено на заседании кафедры.

Протокол № 1от 11 сентября 2007 г).

Экзаменационный билет №1

Вопрос 1. Предмет и задачи курса. Сущность основных понятий курса.

Вопрос 2. Концепция профилактики школьной дезадаптации.

Экзаменационный билет № 2

Вопрос 1. Специфика внеклассной и внешкольной работы в современных условиях. Основные требования к организации внеклассной работы в школе.

Вопрос 2. Понятие о дезадаптированном поведении детей и подростков.

Экзаменационный билет № 3

Вопрос 1. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя.

Вопрос 2. Воспитательные возможности классного часа и технологии его организации.

Экзаменационный билет № 4

Вопрос 1. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности.

Вопрос 2. Способы коммуникативного воздействия на учащихся.

Экзаменационный билет № 5

Вопрос 1. Индивидуальная работа классного воспитателя.

Вопрос 2.Требования, предъявляемые к методам изучения личности учащегося и ученических коллективов.

Экзаменационный билет № 6

Вопрос 1. Деятельность классного воспитателя в сфере досуга учащегося.

Вопрос 2.Педагогические технологии организации ученического коллектива.

Экзаменационный билет № 7

Вопрос 1. Специфика педагогического творчества.

Вопрос 2. Индивидуальные формы работы классного руководителя с родителями.

Экзаменационный билет № 8

Вопрос 1.Понятие педагогического общения как творческого процесса. Функции педагогического общения.

Вопрос 2. Технология системного анализа внеурочных мероприятий.
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Понятие "педагогическая технология" как категория педагогической науки.

  2. Виды педагогических технологий.

  3. Педагогические технологии и педагогические задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

  4. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

  5. Технологии контроля образовательного процесса.

6. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществлении образовательного процесса.

7.Формы и методы психолого-педагогической диагностики.

8.Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.

9.Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Технология постановки и решения педагогических задач.

10.Моделирование и конструирование педагогической деятельности.

11.Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.

12.Коммуникативные умения и навыки педагога. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.

1.14 Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрена.

1.15. Примерная тематика дипломных работ.

Не предусмотрена.

1.16. Методика исследования.

Нет.

1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

-

Раздел. 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Нет занятий на заочной форме обучения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия...
«Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология»
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование...
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География...
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание...
«Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык”
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 Кольский Север на английском...
На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой...
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии опд. Ф 7 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск