Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра международных процессов евразийского региона
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________ В.А. Шамахов
« ___» _____________ 2013 г.
| Рабочая программа учебной дисциплины
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»
по направлению 031900.62 «Международные отношения»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
« 29 » августа 2013 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой В.А.Шамахов
Согласовано
Зам. директора Е.А. Китин
Программу составил(а,и) А.Л.Сагалова
Санкт-Петербург
2013 г. ____________________________________________________________________
Программа дисциплины «Региональные и универсальные международные организации» и ее учебно-методическое обеспечение (список рекомендованной литературы, планы семинарских занятий, контрольные вопросы, словарь терминов, тестовые задания и др.) составлены в соответствии с требованиями (вузовский компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра (специалиста) по циклу «профессиональный цикл» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 030701.65 «Международные отношения».
АННОТАЦИЯ
Программа дисциплины «Региональные и универсальные международные организации» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания, список рекомендованной литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный» (Б3) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Международные отношения».
Дисциплина «Региональные и универсальные международные организации» представляет собой аналитический обзор истории создания, основных форм, механизмов и направлений деятельности ведущих многосторонних институтов в современном мире. В рамках изучения данной дисциплины делается акцент на функционировании таких организаций, как ООН, МОТ, Конференция по разоружению, МАГАТЭ, ОБСЕ, Совет Европы, НАТО, АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканский союз и др. Концептуальную основу дисциплины составляет тезис о принципиальном различии функций универсальных и региональных организаций и как следствие различных моделях их трансформации и развития в современных международных отношениях. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели дисциплины «Региональные и универсальные международные организации» состоят в формировании у студентов представлений об истории формирования, целях, структуре и основных направлениях деятельности современных региональных и универсальных организаций. Деятельность международных организаций является важным компонентом региональных международных отношений, поэтому содержание данной дисциплины тесно связано с курсами «Региональные аспекты международных отношений», «Мировая политика», а также с другими дисциплинами, в которых затрагиваются проблемы регионалистики и глобалистики. В результате изучения данной дисциплины слушатель будет:
иметь представление о существующих типах и функциях международных организаций
иметь представление об истории создания, целях, структуре, основных направлениях деятельности ведущих международных организаций.
иметь представление о роли международных организаций в региональной политике
уметь самостоятельно производить анализ источников, связанных с деятельностью тех или иных международных организаций
уметь самостоятельно производить оценку эффективности той или иной организации
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ПДК-2: знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;
ПДК-3: умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России;
ПДК-4: понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России;
ПДК-5: ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики
ПДК-7: понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека;
ПДК-8: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;
ПДК-9: знание и понимание основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ;
ПДК-10: владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций;
ПДК-14: знание этапов становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств;
ПДК-15: владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов;
ПДК-16: умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии;
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
На занятиях по дисциплине в различных сочетаниях, а иногда параллельно применяются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Тем самым решаются задачи передачи знаний принципиально нового материала и приобретения умений и навыков их применения. Комплексные задания для самостоятельной работы предусматривают возможности как для продуктивной, так и продуктивно-творческой деятельности студентов.
Теоретические занятия (лекции). Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объём лекционного дисциплины – 36 часов.
Практические занятия. Семинарские занятия организуются по группам. Общий объём семинарских занятий – 36 часов. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, коллоквиумы, тестовые проверки знаний.
На занятиях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов, установленный учебным планом СЗИУ – 72 часа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Оперативный контроль – устный опрос, тестирование.
Рубежный контроль – тест по каждой теме программы дисциплины; контрольная работа, реферат. Выполнение указанных работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса.
Итоговый контроль – зачет.
Учебно-тематический план ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| ТЕМЫ
| Всего часов
| В том числе
| Формы контроля
| Аудиторная работа
| Самостоя тельная работа (час.)
| Лекции
(час.)
| Практич. занятия (час.)
|
|
| Роль международных организаций в современной мировой политике. Типы международных организаций
| 4
| 2
|
| 2
|
| 2.
| История создания ООН. Цели и структура ООН. Система учреждений ООН. Проблемы реформирования ООН
| 12
| 2
| 4
| 6
| ОК
| 3.
| Деятельность международных организаций в сфере поддержания мира и безопасности
| 16
| 4
| 4
| 8
| ОК
| 4.
| Международные организации и режимы нераспространения и запрещения оружия массового уничтожения
| 12
| 2
| 4
| 6
|
| 5.
| Деятельность международных организаций в области устойчивого развития
| 12
| 2
| 4
| 6
|
| 6.
| Основные направления и формы деятельности Международной организации труда
| 4
| 2
|
| 2
| ОК
| 7.
| Универсальные и региональные неправительственные организации: понятие, функции и правовой статус
| 12
| 2
| 4
| 6
| РК
| 8.
| Понятие региональной международной организации. Роль региональной международной организации в современном мире
| 4
| 2
|
| 2
|
| 9.
| Эволюция и деятельность Совета Европы
| 4
| 2
|
| 2
|
| 10.
| Международные организации и проблемы безопасности в Европе
| 16
| 4
| 4
| 8
| ОК
| 11.
| Субрегиональные организации в Европе
| 4
| 2
|
| 2
| ОК
| 12.
| Международные организации арабо-мусульманского мира
| 12
| 2
| 4
| 6
| ОК
| 13.
| Международные организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе
| 16
| 4
| 4
| 8
|
| 14.
| Региональные организации Западного полушария
| 12
| 2
| 4
| 6
| Рубежный контроль
| 15.
| Интеграционные объединения на Африканском континенте
| 4
| 2
|
| 2
|
| ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
|
|
|
|
| зачет
| итого
| 144 ч
| 36 ч
| 36 ч
| 72 ч
|
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Роль международных организаций в современной мировой политике. Типы международных организаций.
Понятие межправительственной организации. История создания первых международных организаций. Типологии межправительственных организаций. Структура межправительственных международных организаций: общее и особенности. Основные различия между универсальными и региональными международными организациями. Функции международных организаций: сдерживающие, запрещающие, контрольные или конструктивные, созидательные, предписывающие. Создание норм международного права, международных стандартов в различных областях, контроль над различными видами деятельности, решение глобальных проблем, техническое сотрудничество и оказание помощи, обеспечение безопасности, интеграция, реализация сотрудничества в различных направлениях как функции международных организаций. Трактовка феномена международной организации в различных теоретических школах (либеральный идеализм, функционализм, нефункционализм, неолиберализм, интергавернментализм)
Тема 2. История создания ООН. Цели и структура ООН. Система учреждений ООН. Проблемы реформирования ООН
Предпосылки создания ООН. Дипломатическая борьба, предшествовавшая созданию ООН. Конференции в Тегеране и Думбартон-Оксе. Конференция в Сан-Франциско и создание ООН. Деятельность СССР в ООН.
Устав ООН. Основные цели, задачи и принципы ООН. Совет Безопасности как главный политический орган ООН. Членство в Совете Безопасности. Принципы принятия решений в Совете Безопасности. Принципы работы Генеральной Ассамблеи ООН. Деятельность ЭКОСОС в структуре ООН. Международный суд, Секретариат и Совет по опеке. Складывание системы учреждений Лиги Наций. Специализированные учреждения ООН: общая характеристика правового статуса. Финансово-экономические спецучреждения ООН. Спецучреждения, созданные в период существования Лиги Наций (МОТ, ВОЗ). Комитет интеллектуального сотрудничества и ЮНЕСКО. Связанные с ООН организации (МАГАТЭ, ГАТТ, ОЗХО, ОДВЗЯИ) и специфика их статуса. Программы и фонды ООН – отличия от спецучреждений. Секретариат и департаменты. Роль генерального секретаря ООН. Процедура избрания генсека ООН.
Предпосылки для реформирования ООН. Инициативы по реформированию Совета безопасности. Существующие проекты реформы системы членства в СБ ООН. Проекты реформы системы голосования в Совете Безопасности.
|