Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации02.11.2014
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.25, СД.Ф.24, СД.Р.2 ОСНОВЫ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География


Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой Харламова М.Н.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины "Основы заповедного дела".

1.1 Автор программы: Макарова Ольга Акиндиновна, главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", кандидат биологических наук, Заслуженный эколог России
1.2 Рецензенты:

Митина Е.Г., к.б.н., декан ЕГФ Мурманского государственного педагогического университета;

Хлебосолов Е.И., д.б.н. профессор кафедры зоологии Рязанского государственного педагогического университета.
1.3 Пояснительная записка:

*Цель – Курс "Основы заповедного дела" рассчитан на старшекурсников и его главная цель усилить знания будущих специалистов о приоритетном направлении в природоохранной политике. Этот курс связывает воедино многие профильные предметы- (ботаника, зоология, биогеография, флора и фауна региона и др.), а также дает представление о самостоятельной деятельности по охране природы, и в деле воспитании молодежи;

*Задачи - Дать основные понятия по терминологии, категориям, правовым вопросам охраны природы, общем значении особо охраняемых природных территорий (ООПТ), их размещении на территории страны и региона, значении для научных и просветительских целей, а также в целом для сохранения биоразнообразия, экологического баланса и здоровья среды и населения. Большое значение придается самостоятельной работе студента, подготовке и защите реферата по одному из выбранных ООПТ, заполнение специальных анкет и конкретных предложений по созданию новых ООПТ.

*Место курса в общей системе подготовки специалиста-

Знание об ООПТ в России и конкретно в Мурманской области необходимо будущему специалисту, в какой бы отрасли он не работал. При проектировании строительных объектов, транспортных схем, разработке полезных ископаемых, проведении экспертиз, проведении экскурсий в природе и т.д. необходимо знать какие категории ООПТ встречаются в данном регионе, место их расположения и их основные задачи. Каждый человек с высшим образованием, окончивший естественно-географический факультет, обязан иметь представление о системе ООПТ.

*Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

Студенты старших курсов должны хорошо знать некоторые уже укоренившиеся в практике термины, категории ООПТ, сеть ООПТ региона, основные характеристики их деятельности.

Студенты должны уметь полученные знания передать школьникам, суметь проконсультировать учителей и других лиц по этому вопросу, а также при участии в экспертизе различных проектов по использованию природных ресурсов отстаивать интересы ООПТ для сохранения природной среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Студенты должны знать, как и куда обратиться в случае необходимости сохранения какого-либо природного уголка, опасности для какого-либо редкого вида животных и растений, загрязнения среды.

*Ссылки-

Для разработки программы использовались ведомственные материалы, собственные разработки и литературные источники (см. список литературы)
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка) – нет.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102

«Биология»

5

10

70

40 (36)

20

20 (16)

-

30

зачет

2

050102.00

«Биология с доп. спец. География»

5

10

70

34

20

14

-

36

зачет

3

050102

«Биология» ЗФО

5

-

70

14

10

4

-

56

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Разделы дисциплины

Количество часов

050102 «Биология»

050102.00 «Биология с доп. спец. География»

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.



Охрана природы в России в конце Х1Х-ХХ вв. История вопроса. ООПТ -особо охраняемые природные территории. Значение ООПТ для сохранения биоразнообразия, гене-тического фонда, оптимизации среды обитания. Международный аспект.

6

2

2

-

2

6

2

-

-

4

2.

Правовые вопросы. Закон об ООПТ. Территориальные формы охраны природы. Категории ООПТ. Проект закона об ООПТ Мурманской области. Другие законодательные акты по охране природы.

6

2

2

-

2

6

2

2

-

2

3.

Заповедник - высшая форма охраны природы. История возникновения заповедников; основные параметры системы заповедников в России. Задачи заповедника.

8

2

2

-

4

8

2

-

-

6

4.

Охрана ООПТ (заповедника). Значение охраны, функции гос. инспектора охраны, законодательство.

6

2

2

-

2

6

2

2

-

2

5.

Научная деятельность заповедников. Летопись природы- тема № 1. Методики. Научные исследования по специальным проектам. Труды заповедников. Научные материалы и их значение для мониторинга

6

2

2

-

2

6

2

-

-

4

6.

Экологическое просвещение - вид деятельности заповедников на современном этапе. Формы экологического просвещения. Международная деятельность.

8

2

2

-

4

8

2

2

-

4

7.

Национальные парки. Определение. Установочные сведения. Основные задачи, различие с задачами заповедников и другими категориями ООПТ. Результаты деятельности.

8

2

2

-

4

8

2

2

-

4

8.

Памятники природы. Определение. Значение. Характеристика этой категории. Региональный компонент.

8

2

2

-

4

8

2

2

-

4

9.

Другие категории ООПТ (Природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Определение. Положение в регионе.

8

2

2

-

4

8

2

2

-

4

10.

Красные книги- история, значение. Красная книга Мурманской области. Основные категории редких видов. Примеры. Знание природы – залог сохранения всех основных параметров экосистемы. Значение заповедников и других ООПТ для сохранения и изучения редких видов.

6

2

2

-

2

6

2

2

-

2





Всего


70


20


20


-


30


70


20


14


-


36






Разделы дисциплины

Количество часов

050102 «Биология» ЗФО




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.



Охрана природы в России в конце Х1Х-ХХ вв. История вопроса. ООПТ -особо охраняемые природные территории. Значение ООПТ для сохранения биоразнообразия, гене-тического фонда, оптимизации среды обитания. Международный аспект.

1

1

-

-

4
















2.

Правовые вопросы. Закон об ООПТ. Территориальные формы охраны природы. Категории ООПТ. Проект закона об ООПТ Мурманской области. Другие законодательные акты по охране природы.

1

1

-

-

6
















3.

Заповедник - высшая форма охраны природы. История возникновения заповедников; основные параметры системы заповедников в России. Задачи заповедника.

2

1

1

-

6
















4.

Охрана ООПТ (заповедника). Значение охраны, функции гос. инспектора охраны, законодательство.

1

1

-

-

4
















5.

Научная деятельность заповедников. Летопись природы- тема № 1. Методики. Научные исследования по специальным проектам. Труды заповедников. Научные материалы и их значение для мониторинга

1

1

-

-

4
















6.

Экологическое просвещение - вид деятельности заповедников на современном этапе. Формы экологического просвещения. Международная деятельность.

1

1

-

-

6
















7.

Национальные парки. Определение. Установочные сведения. Основные задачи, различие с задачами заповедников и другими категориями ООПТ. Результаты деятельности.

2

1

1

-

8
















8.

Памятники природы. Определение. Значение. Характеристика этой категории. Региональный компонент.

1

1

-

-

8
















9.

Другие категории ООПТ (Природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Определение. Положение в регионе.

2

1

1

-

6
















10.

Красные книги- история, значение. Красная книга Мурманской области. Основные категории редких видов. Примеры. Знание природы – залог сохранения всех основных параметров экосистемы. Значение заповедников и других ООПТ для сохранения и изучения редких видов.

2

1

1

-

4




















Всего

14

10

4

-

56

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

-Охрана природы в России в конце Х1Х-ХХ вв. История вопроса. ООПТ –особо

охраняемые природные территории. Значение ООПТ для сохранения

биоразнообразия, генетического фонда, оптимизации среды обитания.

Международный аспект.

  • Правовые вопросы. Закон об ООПТ. Территориальные формы охраны природы. Категории ООПТ. Проект закона об ООПТ Мурманской области. Другие законодательные акты по охране природы.

  • Заповедник - высшая форма охраны природы. История возникновения заповедников; основные параметры системы заповедников в России. Задачи заповедника.

  • Охрана ООПТ (заповедника). Значение охраны, функции госинспектора охраны, законодательство.

  • Научная деятельность заповедников. Летопись природы- тема № 1. Методики. Научные исследования по специальным проектам. Труды заповедников. Научные материалы и их значение для мониторинга

  • Экологическое просвещение - вид деятельности заповедников на современном этапе. Формы экологического просвещения. Международная деятельность.

  • Национальные парки. Определение. Установочные сведения. Основные задачи, различие с задачами заповедников и другими категориями ООПТ. Результаты деятельности.

  • Памятники природы. Определение. Значение. Характеристика этой категории. Региональный компонент.

  • Другие категории ООПТ (Природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Определение. Назначение.

Положение в регионе.

  • Красные книги – история вопроса, значение. Красная книга Мурманской области. Основные категории редких видов. Примеры. Знание природы – залог сохранения всех основных параметров экосистемы. Значение заповедников и других ООПТ для сохранения и изучения редких видов.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№/пп

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы.

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.



Значение ООПТ для сохранения биоразнообразия.


Анкета «Факторы, угрожающие ООПТ, биоразнообразию в целом, определенным видам»

2

Проверка анкет

2.

Территориальные формы охраны природы. Категории ООПТ.

Подготовка к семинару

2

Проведение семи-нара. Тест «Струк-тура ООПТ Мур-манской области»

3.

Заповедник - высшая форма охраны природы. Задачи заповедника.

Подготовка к семинару

4

Защита рефератов или показ презентации, проведение 2–х семинаров.

4.

Охрана ООПТ. Значение охраны, форма, функции госинспектора охраны, законодательство. Различие в форме охраны разных ООПТ.

Подготовка к семинару. Заполнение анкеты «Список ООПТ Мурманской области»

2

Проведение семинара, проверка анкет

5.

Научная деятельность заповедников. Летопись природы- тема № 1. Методики. Труды заповедников. Значение научных данных ООПТ для целей мониторинга изменений в природе.

Подготовка к семинару.



2

Проведение семи-нара, обсуждение вопросов создания схемы мониторинга в регионе.

6.

Экологическое просвещение - важный вид деятельности заповедников. Разнообразие форм работы. Международное значение.

Подготовка к семинару, написание реферата по одной из форм просветительс-кой работы.

4

Защита рефератов, подготовка и показ презентации, проведение семи-нара

7.

Национальные парки. Определение. Задачи. Значение. Результаты деятельности


Подготовка к семинару (реферат или презентация)


4

Защита рефератов, показ презентации, проведение семи-нара

8.

Памятники природы. Опреде-ление. Федеральные памятники природы (в Мурманской области). Региональный ком-понент.

Подготовка к семи-нару, написание ре-ферата или подго-товка презентации.

4

Защита рефератов, показ презентации, проведение семинара.

9.

Другие категории. ООПТ (Природные парки, дендро-логические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Определение. Положение в регионе.

Подготовка к семинару. Написание реферата. Предложе-ния о создании новых ООПТ (место, площадь, категория, финансирование, управление).

4

Защита рефератов, проведение семинара.

10.

Красные книги- история, значение. Красная книга Мурманской области. Основные категории редких видов. Примеры. Значение заповедников и других ООПТ для сохранения и изучения редких видов.


Подготовка семинара. Заполнить анкету «Распределение ви-дов, встречающихся на территории Мур-манской области, по группам и категориям редкости»

2

Проведение семинара. Проверка анкет.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме(тема, план, вопросы для коллективного обсуждения, задания для самостоятельной работы, литература (основная, дополнительная):

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск