ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
География. 6класс.
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»- М.;Дрофа,2008.
Количество часов: всего 34часа, в неделю- 1час; практических работ-5.
Литература:
1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии, 6класс- М.; Дрофа,2008.
2.Атлас. География. Начальный курс. 6класс.-М..Дрофа; Издательство ДИК,2009.
3.Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии, 6класс.- иМ.; Дрофа, 2009.
4.Уроки географии с применением информационных технологий, 6-9классы. Методическое пособие с электронным приложением/И.А.кугут, Л.И.Елисеева- М.; Глобус.2010.
5.Интернет- ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
по ___________географии________________________________
для _____________6__________________класса
2013 – 2014 учебный год
Учитель_____ Мартиросян Валентина Владимировна _______________
Количество часов на первое полугодие ___32____на второе_36__
всего __68___часов; в неделю __2___ часа.
Планирование составлено на основе программы
Основного общего образования по географии «География Земли» и авторской программы по географии под редакцией И.В.Душиной
Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Кроме того, в программу включены зачеты, по наиболее важным темам курса.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематический план
№ темы
| Название темы
| Количество часов
| 1
| Введение
| 3
| 2
| От плана местности к географической карте
| 14
| 3
| Строение Земли. Земные оболочки
| 40
| 4
| Население Земли
| 4
| 5
| Влияние природы на жизнь и здоровье людей
| 3
|
| Резерв времени
| 4
|
Контрольно-оценочная деятельность
Вид контроля
| Количество
| Практические работы
| 10
| Контрольные работы
| 6
| Зачеты по темам
| 6
|
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов программы и количество часов на разделы
| № урока
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Введение.
География как наука.
|
| 2
| Развитие географических знаний о Земле.
|
| 3
| Земля – планета Солнечной системы
|
| 4
| От плана местности к географической карте.
Понятие о плане местности
|
| 5
| Масштаб
|
| 6
| Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам
|
| 7
| Изображение на плане неровностей земной поверхности.
|
| 8
| Составление простейших планов местности
|
| 9
| Составление планов школьного двора. Пр.р. «Ориентирование на местности»
|
| 10
| Форма и размеры Земли
|
| 11
| Географическая карта. Наша область на карте Родины
|
| 12
| Географическая широта.
|
| 13
| Географические координаты.
|
| 14
| Географические координаты. Пр.р. «Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними»
|
| 15
| Изображение на физических картах высот и глубин
|
| 16
| Значение планов местности и географических карт
|
|
|
|
| 17
| Строение Земли
|
| 18
| Горные породы и минералы. Подземные богатства нашего края
|
| 19
| Движение земной коры
|
| 20
| Вулканы, гейзеры, источники
|
| 21
| Обобщение знаний по теме «Строение земной коры»
|
| 22
| Рельеф суши. Горы. Знакомство с горами нашей местности
|
| 23
| Равнины суши. Исследование по физическим картам равнин нашей местности.
|
| 24
| «Обозначение на контурной карте объектов рельефа»
|
| 25
| Рельеф дна Мирового океана
|
| 26
| Обобщение по теме «Формы рельефа земной коры»»
|
| 27
| Вода на Земле
|
| 28
| Части Мирового океана
|
| 29
| Свойства океанических вод
|
| 30
| Волны в океане.
|
| 31
| Океанические течения
|
| 32
| Обобщение по теме «Мировой океан»
|
| 33
| Приливы и отливы. Подземные воды.
|
| 34
| Реки
Питание и режим рек.
|
|
| Пороги и водопады.
Озера.
|
| 37
38
39
| Озера, ледники. Пр.р.« Реки, озера».
|
| 40
| Искусственные водоемы.
Загрязнение гидросферы. Водные богатства Калининградской области, их состояние.
|
| 39
| Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Воды суши»
|
| 40
| Атмосфера. Строение, значение, изучение. Состояние атмосферы.
|
| 41
| Температура воздуха.
Годовой ход температуры воздуха. Проблемы. Конт.работа.
Практическая работа.
|
| 42
| Атмосферное давление. Практическая работа.
|
| 43
| Ветер.
|
| 44
| Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман, облака. Виды атмосферных осадков нашей местности
|
| 45
| Атмосферные осадки. Построение диаграммы осадков.
|
| 46
| Погода. Пр.р «Анализ календаря наблюдений за погодой своей местности. Построение графиков температуры воздуха в суточном режиме, по месяцам, годовой ход температуры »
|
| 47
| Климат.
|
| 48
| Климатообразующие факторы.Практическая работа.
|
| 49
| Распределение света и тепла на Земле
|
| 50
| Причины, влияющие на климат. Особенности климата нашей местности.
|
| 51
| Обобщение по теме «Атмосфера»
|
| 52
| Разнообразие и распространение организмов на Земле. Ознакомление с компонентами природы.
|
| 53
| Природные зоны Земли. Природные зоны.
|
| 54
| Организмы в Мировом океане
|
| 55
| Воздействие организмов на земные оболочки. Зачет № 5 по теме «Биосфера»
|
| 56
| Обобщение по теме «Биосфера»
|
| 57
| Природные комплексы. Разнообразие природных комплексов нашей области
|
| 58
| Человечество – единый биологический вид
|
| 59
| Численность населения Земли. Пр.р.№ 10 «Определение положения государств на политической карте. Нанесение на к/к границ и столиц государств»
|
| 60
| Основные типы населенных пунктов. Населенные пункты.
|
| 61
| Человек – часть биосферы. Зачет № 6 по теме «Население Земли» (номенклатура по странам мира)
|
| 62
| Стихийные природные явления. Какие стихийные природные явления характерны для нашей области
|
| 63
| Обобщение по теме «Население»
|
| 64
| Обобщение по курсу
|
|
| Резерв времени – 4 часа
|
|
Списки учебно-методического обеспечения.
Физическая география. 6 класс. По учебнику Т.П. Герасимовой, Неклюковой Н.П..
Основная литература:
1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
2. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
4. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
18. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
Методическая литература:
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.
2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.– М.: Дрофа, 2007.
4. Дронов В.П., Савельева Л.А. – Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
5. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
6. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.- М.: Экзамен, 2006.
7. Клюшникова М.В. – Олимпиады, 6 класс. – Волгоград: Корифей, 2006.
8. Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 6 кл. – Саратов: Лицей, 2006.
9. Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. – Рабочая тетрадь к учебнику «Мир Земли» - М.: Баласс, 2008.
10. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.
11. Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.
12. Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
13. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
14. Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
15. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. – Волгоград: Учитель, 2004.
16. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.
17. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
18. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
19. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
20. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
21. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М: Глобус, 2008.
22. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
23. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2000.
|