Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции»





Скачать 237.45 Kb.
НазваниеПрограмма научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции»
Дата публикации07.11.2014
Размер237.45 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» для направления 031900.62 «Международные отношения»







Область применения и нормативные ссылки


Программа учебной дисциплины «Основные тенденции развития региональной интеграции» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, специализирующихся на изучении региональной интеграции.
Программа разработана в соответствии с:

Стандартом НИУ ВШЭ;

Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»;

Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения».

Цели освоения дисциплины


Развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов исследования в виде качественной письменной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • Основные методы научно-исследовательского поиска;

  • Основные этапы научного исследования;


Уметь:

  • Определять предмет, объект, субъект и среду исследования;

  • Формулировать научную гипотезу, цель и задачи исследования;

  • Анализировать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме;

  • Готовить тексты информационно-аналитического и научного содержания.


Иметь навыки (приобрести опыт):

  • критической оценки аналитических и научных материалов по выбранной теме научного исследования;

  • обсуждения основных научных проблем и дискуссионных вопросов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б3

Определяет предмет, объект, субъект и среду исследования.


Семинары. Самостоятельная работа.

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.

СК-Б7

Формулирует научную гипотезу.
Ставит цели и задачи исследования.
Применяет основные методы научно-исследовательского поиска.


Семинары. Самостоятельная работа. Зачет.

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК-Б6

Анализирует политико-экономические проблемы постсоветского региона.

Семинары. Самостоятельная работа.

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения

ИК-Б2.5.2_3.1_3.2

Имеет навыки проведения научных дискуссий.
Применяет методы общенаучного характера для обоснования своей точки зрения (устно).


Семинары. Обоснование темы курсовой работы. Драфт курсовой работы. Предзащита.

Способен описывать проблемы и ситуации международных отношений используя язык и аппарат экономических наук

ИК-Б5.4(МО)

Подготавливает тексты информационно-аналитического и научного содержания.


Драфт курсовой работы. Зачет.



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «Научно-исследовательская работа», обеспечивающему подготовку бакалавра по направлению «Международные отношения».

Научно-исследовательский семинар является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» для бакалавриата «Международные отношения».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

владеть навыками научного поиска, работы с источниками; комплектовать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме; готовить первичные тексты научного содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

подготовка и написание письменных научных работ, в том числе курсовых работ, ВКР, научных докладов и рефератов, научных статей.

Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

Практические занятия

  1. Теоретический раздел

1.1.

Региональные экономические объединения в системе регулирования мирохозяйственных связей

4




2




2

1.2.

Теории интеграции

4




2




2

1.3.

Европейский союз (ЕС)

6




4




4

1.4.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

4




2




2

1.5.

Общий рынок стран «Южной конуса» (МЕРКОСУР) и Карибское сообщество (КАРИКОМ)

4




2




2

1.6.

Региональные экономические организации Азиатско- Тихоокеанского региона


6




4




4

1.7.

Региональные объединения Африки


4




2




2

1.8.

Экономические организации на постсоветском пространстве


6




4




4

  1. Методологический раздел

2.1.

Введение. Научный метод

2




2




0

2.2.

Теория и гипотеза

2




2




0

2.3.

Научное исследование

2




2




0

2.4.

Теория и понятия

2




2




0

2.5.

Гипотеза

2




2




0

2.6.

Методы исследования

2




2




0

III. Практика

3.1.

Обоснование темы

4




2




2

3.2.

Драфт письменной работы

6




2




4

3.3.

Предзащита

6




2




4




Итого:

72




40




32



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Итоговый

Зачет












*

Учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.






Содержание дисциплины


  1. Теоретический раздел

1.1. Тема: Региональные экономические объединения в современной системе международных экономических отношений.
Введение в тему. Определения и понятийный аппарат. Роль региональных объединений в современной системе международных отношений. Региональные экономические объединения (РЭО) в условиях глобализации. Механизмы взаимодействия государств в рамках РЭО. Классификация РЭО. Механизмы воздействия РЭО на международную экономическую среду. Теоретические концепции глобального экономического регулирования. Проблема национального суверенитета и глобальное регулирование.
Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н, М., Изд-во «Магистр», 2009, сс.17-33
  2. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2009, - 397с.


  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  4. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  5. C Thomas. Global governance, development and human security: the challenge of poverty and inequality. Pluto, 2010.



1.2. Тема: Теории интеграции
Понятие экономической интеграции.

Политические теории интеграции. Федерализм и функционализм. Теория коммуникаций. Современные теории интеграции: теория многоуровневого управления, институционализм, теория политических сетей. Неофункционализм и «неофедерализм». Эффект «переплескивания». Межправительственный подход и либеральный межправительственный подход. Экономические теории интеграции. «Интеграция рынков» и «интеграция политики». Типы региональной интеграции. Стадии экономической интеграции. «Негативная» и «позитивная» интеграция. Понятие региональной интеграции: ее цели, возможности и ограничения.

Обязательная литература:

  1. Шемятенков В.Г. «Европейская интеграция». – Москва, МО, 2003, гл. 11

  2. Шишков Ю.В. «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ». – Москва, 2001
  3. Обуховский В.В. «Теории международной экономической интеграции: ретроспектива, состояние, эволюция». «Международная экономика», №6, 2010


  4. Зуев В.Н. «Наднациональный механизм в теориях интеграции». «Мировая экономика и международные отношения», № 4 2011.


Дополнительная литература:

  1. Пурсиайнен К. «От слов к делу. (Теории интеграции и отношения ЕС-РФ)// «Современная Европа», 2005, №2

  2. Шишков Ю.В. «Теории региональной капиталистической интеграции». М.: «Мысль», 1978

  3. European Integration Theory. Ed. Antje Wiener & Thomas Diez. Oxford, 2004


1.3. Тема: Европейский союз (ЕС)
История формирования ЕС. Предпосылки и движущие силы. Базовые договоры и их краткое содержание. Институты и механизм принятия решений. Общая характеристика основных направлений политики ЕС. Базовые положения: Единая аграрная политика, Торговая политика, Региональная политика. Экономический и валютный союз ЕС. Значимость введения единой валюты евро. Современные проблемы ЭВС. Основные характеристики правового порядка ЕС. Основные итоги и перспективы развития интеграции. Программа 2020. От экономического к политическому союзу. Расширение ЕС: проблемы и будущие ориентиры.
Обязательная литература:

  1. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. -720 с., ил.

  2. Европейский союз. Справочник. Под ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. М.: «Деловая литература», 2003, 288 с. (339.9Е244), глава 1, с. 4-35, глава 2, с. 60-73

  3. Кавешников Н.Ю. Трансформация институциональной структуры ЕС. М.: Навона, 2010.

  4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция / В.Г. Шемятенков. - М., 2003. –400 с.

  5. В.Н.Зуев. Феномен наднационального хозяйственного механизма европейского союза, Издательский дом ГУ-ВШЭ, М., 2007, 254 стр.

  6. Ю.В. Шишков. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М, НП, «III тысячелетие», 2001.

  7. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.


1.4. Тема: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).
Предпосылки развития интеграционных процессов в Северной Америке. Соглашение о канадо-американской зоне свободной торговли. Причины создания НАФТА. Почему третьим участником Соглашения стала Мексика? Основные цели Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли. Последствия членства в НАФТА для стран-членов. Специфика экономического сотрудничества США и Мексики: роль макиладорас. Достижения и проблемы НАФТА. Возможно ли расширение НАФТА в среднесрочной перспективе? Отличительные особенности НАФТА: почему зона свободной торговли не перерастет в таможенный союз?
Обязательная литература:

    1. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006.

    2. Кудров, В. М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития // М. Магистр, 2009 г. - 399 с

    3. Пефтиев, В. И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века // Изд-во ЯГПУ, 2008 г. - 167 с

    4. Ткаченко, А. А. Международная экономическая интеграция // РАГС, 2010 г. - 49с.

    5. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.



1.5. Общий рынок стран «Южной конуса» (МЕРКОСУР) и Карибское сообщество (КАРИКОМ).

Предпосылки развития интеграционных процессов в Латинской Америке. Основные этапы интеграционного строительства в рамках МЕРКОСУР. Перспективы формирования таможенного союза. Особенности МЕРКОСУР. Достижения и перспективы развития МЕРКОСУР. Влияние интеграции в МЕРКОСУР на страны-участницы. Реакция МЕРКОСУР на мировой экономический кризис. Современные проблемы МЕРКОСУР и пути решения. Возможные последствия вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР для стран-участниц блока. Международные связи МЕРКОСУР: перспективы формирование зоны свободной торговли с ЕС. МЕРКОСУР и Россия: проблемы и перспективы развития экономического сотрудничества.
Предпосылки создания КАРИКОМ. Цели и задачи. Достижения и проблемы КАРИКОМ: возможна ли координация экономической и политической деятельности стран-участниц в условиях низкого уровня социально-экономического развития региона?
Обязательная литература:

    1. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006.

    2. Кудров, В. М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития // М. Магистр, 2009 г. - 399 с

    3. Пефтиев, В. И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века // Изд-во ЯГПУ, 2008 г. - 167 с

    4. Ткаченко, А. А. Международная экономическая интеграция // РАГС, 2010 г. - 49с.

    5. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

    6. Economic Survey of Latin America and the Caribbean 2010-2011. Economic Development Division, ECLAC. 2011, p. 320.

    7. Estudio Económico de América Latina y el Caribe 2010-2011. División de Desarrollo Económico, CEPAL. 2011, р. 346.


1.6. Тема: Региональные экономические организации Азиатско- Тихоокеанского региона

Основные предпосылки интеграционной активности в регионе. Перспективы развития и углубления интеграции в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Основные препятствия на пути интеграции. Позиция США.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Причины создания и основные цели. Организационная структура. Политическое и экономическое измерения деятельности ШОС. Региональная антитеррористическая структура в рамках ШОС. Энергетический клуб ШОС.Особенности взаимоотношений России и Китая в рамках ШОС. Перспективы развития ШОС.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). История создания, состав и основные цели организации. Трансформации повестки дня за время существования АСЕАН. Принципы деятельности организации. Политическое и экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН. Соглашение о зоне свободной торговли (АФТА), Соглашение по инвестициям (АИА), Рамочное соглашение по услугам (АФАС). Влияние деятельности АСЕАН на экономическую ситуацию в странах- членах. Перспективы углубления экономической интеграции. Перспективы создания зоны свободной торговли на базе АМЕАН в Азии. АСЕАН +1, АСЕАН +3 и АСЕАН +6. Региональный форум АСЕАН. Отношение США и России к АСЕАНТ. Создание Северной альтернативы АСЕАН. Партнерский диалог Россия- АСЕАН. Нормативно- правовая база для взаимодействия. Основные механизмы сотрудничества.

Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). АТЭС в модели общеазиатской экономической интеграции. История создания АТЭС. Основные цели и задачи организации. Структура организациия. Богорская декларация и ее цели. Критика Богорских установок. Основные направления деятельности: либерализация торговли и инвестиций, налаживание диалога между представителями бизнеса стран-участниц, технологическое сотрудничество. Основные достижения АТЭС. Саммит АТЭС во Владивостоке: повестка дня. Поможет ли саммит интеграции России в экономику азиатско- тихоокеанского региона. Последствия саммита для российского Дальнего Востока. Основные результаты саммита АТЭС во Владивостоке.
Обязательная литература:

      1. Азиатский многоугольник. Конфликтность и потенциал интеграции. Под науч. Ред. С.А.Караганова, Т.В.Бордачева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

      2. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

      3. Ларин В.Л. Азиатско-Тихоокеанский регион в начале XXI века. Вызовы, угрозы, шансы Тихоокеанской России. - Владивосток: ДВО РАН, 2010 – 100 с.

      4. Шипилов С.Б. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Становление, развитие, перспективы (1989-2007 гг.). - М.: Восток-Запад, 2009. – 272 с.

      5. Пефтиев, В. И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века // Изд-во ЯГПУ, 2008 г. – 167

      6. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

1.7. Тема: Региональные объединения Африки

Особенности интеграционных процессов на африканском континенте. Африканский союз: цели и задачи, основные направления развития, отличия от Организации Африканского Единства. Новое партнерство для развития Африки – НЕПАД. Субрегиональная интеграция в Африке. Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Экономическое сообщество стран Южной Африки (ЭКОВАС). Таможенный союз стран Южной Африки. Восточноафриканское сообщество (ВАС).

Обязательная литература:

        1. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

        2. Ефременко И.Н. Особенности экономической и валютной интеграции стран Африки. Вестник ДГТУ, № 3, 2009

        3. Саватеев А.Д. Развитие Африки: возможности и препятствия. Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность, №1, 2009

        4. Официальный сайт Африканского банка www.afdb.org

1.8. Тема: Региональные экономические организации на постсоветском пространстве
Экономические и политические последствия распада СССР. Политические и экономические особенности развития основных регионов постсоветского пространства. Особенности интеграции на постсоветском пространстве. Экономические и политические проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Роль России на постсоветском пространстве. Эволюция политики России на постсоветском пространстве.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Причины и история создания СНГ. Договор об экономическом союзе стран СНГ (сентябрь 1993 г.). Организационная структура организации. Основные цели организации, сферы совместной деятельности. Интеграционные тенденции в рамках СНГ. Основные проблемы экономического сотрудничества стран-членов. Энергетическая геополитика стран СНГ. СНГ: смена административных функций на консультативные и координационные. Перспективы сохранения СНГ. Проблемы и противоречия в российско-белорусских отношениях. Роль РФ в инициировании, стимулировании и развитии интеграционных энергетических процессов в регионе СНГ.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Этапы создания и цели ЕврАзЭс). ЕврАзЭс как альтернатива европейского интеграционного проекта. Основные сферы сотрудничества. Специфика экономической политики ЕврАзЭс. Энергетическая стратегия ЕврАзЭс.

Новые приоритеты развития интеграции на пост советском пространстве. Поиск новых форм экономической интеграции в рамках Новый механизм интеграционного развития.Таможенный союз ЕврАзЭС: формирование договорно-правовой базы, органы управления.

Формирование единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана. Проблемы создания зоны свободной торговли (таможенной зоны). Перспективы формирования общего рынка, экономического и валютного союза. Специфика экономической политики ЕврАзЭс.

Обязательная литература:

  1. Суздальцев А.И. Таможенный союз как политический императив// Международная экономика, № 6, 2010

  2. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития// Российский внешнеэкономический вестник, №6, 2010

  3. Чернышов С.В. Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость// Российский внешнеэкономический вестник, №6, 2010

  4. Мантусов В.Б. Экономическое взаимодействие стран Содружества Независимых Государств (Современное состояние, проблемы и перспективы. Учебно-аналитическое пособие. М., изд-во «Восток-Запад», 2010.

  5. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

  6. Манжосов А.И. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы. М.: ЮНИТИ, 2003

  7. Истомин С. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарий и документы/ С. Истомин, С. Булавин, Я. Моравек. - М. : Экономика, 2003.

  8. Ю.В. Шишков. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М, НП, «III тысячелетие», 2001

Дополнительная литература:

          1. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., изд. АО «Консалтбанкир», 2001

          2. Баседо М. Западная и Центральная Африка. Свободная мысль, №7, 2010

          3. Можаров А.Н. Африка: укрепить региональную экономическую интеграцию. Азия и Африка сегодня. №11, 2009.



  1. Методологический раздел

2.1. Тема: Введение. Научный метод.

Научное исследование. Методология научных исследований. Особенности методологии политической и экономической науки. Особенности международных и региональных исследований. Проблема предмета международных и региональных исследований. Принципы, методы и организация научных исследований. Основные методологические подходы в исследованиях. Соотношение линейно-причинного и системного подходов.
Обязательная литература

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Ragine, Charles C., Berg-Schlosses, Dirk, and Gisele de Meur (1996). Political Methodology: Qualitative Methods. Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann (ed.), A New Handbook of Political Science. Oxford University Press.

Дополнительная литература

Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998). Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn.

Monroe, Kristen Renwick (2001). Paradigm Shift: From Rational Choice to Perspective, International Political Science Review, Vol. 22, No. 2.


    1. Тема: Теория и гипотеза


Необходимость создания теории. Теория как одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений и некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений). Теория как интеллектуальный инструмент упрощения действительности для понимания реального мира и руководство для проверки правильности этого понимания. Теория – ожидания и прогнозы – методы исследований. Построение теории. Гипотезы.
Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

.


    1. Тема: Научное исследование


Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Выбор адекватных методов исследования. Анализ данных. Интерпретация результатов. Фундаментальные и прикладные исследования. Выбор характера результатов. Формулирование цели исследования. Выбор и формулирование темы исследования. Задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования.
Обязательная литература

Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A., Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn, 1998.
Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Дополнительная литература

Ragine, Charles C., Berg-Schlosses, Dirk, Gisele de Meur (1996). Political Methodology: Qualitative Methods. Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann (ed.), A New Handbook of Political Science. Oxford University Press.
2.4.Тема: Теория и понятия




Логика построения теории. Индукция. Дедукция. Полезность теории. Логическая структура теории. Понятия; предположения; утверждения. Понятийное обеспечение научного исследования.
Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001.

Дополнительная литература

Теории международных отношений на рубеже столетий / Под ред. К.Буса и С.Смита. М., 2002.


    1. Тема: Гипотеза


Гипотеза в научном исследовании. Совершенствование теории. Формулирование гипотез. Рабочая гипотеза. Проверка гипотезы.
Обязательная литература

Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.


    1. Тема: Методы исследования


Методы общенаучного характера (анализ и синтез, метод научной абстракции и идеализации, индукция и дедукция, системный подход, единство исторического и логического, метод аналогий, метод обобщений, типологизации, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, математические методы и др.). Общие и частные методы анализа. Особенности системного подхода. Соотношение системного подхода и системного анализа. Методы сбора информации (наблюдение, опрос, интервьюирование, анализ документов, эксперимент, контент-анализ, метод сводных данных, шкалирование метод экспертной оценки, сравнительный анализ, ситуационный анализ и др.). Методы обработки и анализа данных (факторный анализ, латентно-структурный анализ, корреляционный анализ, регрессивный анализ, дисперсионный анализ, кодирование, ранжирование, индексирование, математическое моделирование и др.).
Обязательная литература

Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001.

Дополнительная литература

Mulford, M., Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics, Political Studies, vol. 50.
III раздел. Практика

3.1. Тема: Обоснование темы
Предмет, объект и субъект исследования. Среда исследования. Цель, задачи. Рабочий план письменной работы.
3.2. Тема: Драфт письменной работы
Библиография. Черновик первой главы. Вторая глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Третья глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Черновик заключения.
3.3. Тема: Предзащита




Образовательные технологии


Используются:

  1. Исследовательские технологии. Используется групповой формат – обучение в группе. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у студентов познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, умений обобщать и систематизировать информацию, умений работать с научным текстом, готовить научные тексты и представлять их в группе.

  2. Проектные технологии. Используется часть проектных технологий - программируется конечный результат, презентуется план исследования, что обеспечивает высокую мотивацию студента к самостоятельной работе.

Использование исследовательских и проектных технологий в работе НИСа обеспечивает формирование необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместное обсуждение, вести дискуссию;

  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников НИСа, конструктивно реагировать на критику со стороны своих коллег.

В НИСе меняются функции преподавателя и студента: преподаватель становится консультантом-координатором. Информационно-контрольная функция отходит на второй план. Студент выступает в роли основного участника дискуссии и модератора НИСа.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


В работе НИСа в качестве средства текущего контроля используется форма защиты темы письменной работы и драфта письменной работы. Оценка ставится после защиты и дискуссии участников НИСа.

Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по обоснованию темы курсовой работы.

Результирующая оценка за промежуточный контроль (Оп) учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.

Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:

Ои = От + Оп



Материально-техническое обеспечение дисциплины



Ноутбук и видеопроектор.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconОсновные итоги деятельности
Основные макроэкономические показатели развития городского округа «Город Лесной» отражают положительные тенденции развития города...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconПредпосылки и основные этапы развития европейской интеграции
Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconСтатья Основные понятия, используемые в Законе
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconНекоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconСтране нужна единая концепция развития отрасли
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconПрограмма дисциплины
Глобальные сети. Путеводители (навигаторы). Глобальные и локальные сетевые технологии. Элементы системной интеграции. Тенденции и...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» icon26oborotov
Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconРостки будущего
Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconКафедра всеобщей и отечественной истории
Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconНазвание разделов и тем
Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconФармакология
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Программа научного семинара «Основные тенденции развития региональной интеграции» iconПрофессиограмма «фармацевт»1
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск