Скачать 237.45 Kb.
|
Область применения и нормативные ссылкиПрограмма учебной дисциплины «Основные тенденции развития региональной интеграции» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, специализирующихся на изучении региональной интеграции. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ ВШЭ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»; Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения». Цели освоения дисциплиныРазвитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов исследования в виде качественной письменной работы. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки (приобрести опыт):
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу «Научно-исследовательская работа», обеспечивающему подготовку бакалавра по направлению «Международные отношения». Научно-исследовательский семинар является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» для бакалавриата «Международные отношения». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владеть навыками научного поиска, работы с источниками; комплектовать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме; готовить первичные тексты научного содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: подготовка и написание письменных научных работ, в том числе курсовых работ, ВКР, научных докладов и рефератов, научных статей. Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
Содержание дисциплины
1.1. Тема: Региональные экономические объединения в современной системе международных экономических отношений. Введение в тему. Определения и понятийный аппарат. Роль региональных объединений в современной системе международных отношений. Региональные экономические объединения (РЭО) в условиях глобализации. Механизмы взаимодействия государств в рамках РЭО. Классификация РЭО. Механизмы воздействия РЭО на международную экономическую среду. Теоретические концепции глобального экономического регулирования. Проблема национального суверенитета и глобальное регулирование. Обязательная литература:
1.2. Тема: Теории интеграции Понятие экономической интеграции. Политические теории интеграции. Федерализм и функционализм. Теория коммуникаций. Современные теории интеграции: теория многоуровневого управления, институционализм, теория политических сетей. Неофункционализм и «неофедерализм». Эффект «переплескивания». Межправительственный подход и либеральный межправительственный подход. Экономические теории интеграции. «Интеграция рынков» и «интеграция политики». Типы региональной интеграции. Стадии экономической интеграции. «Негативная» и «позитивная» интеграция. Понятие региональной интеграции: ее цели, возможности и ограничения. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
1.3. Тема: Европейский союз (ЕС) История формирования ЕС. Предпосылки и движущие силы. Базовые договоры и их краткое содержание. Институты и механизм принятия решений. Общая характеристика основных направлений политики ЕС. Базовые положения: Единая аграрная политика, Торговая политика, Региональная политика. Экономический и валютный союз ЕС. Значимость введения единой валюты евро. Современные проблемы ЭВС. Основные характеристики правового порядка ЕС. Основные итоги и перспективы развития интеграции. Программа 2020. От экономического к политическому союзу. Расширение ЕС: проблемы и будущие ориентиры. Обязательная литература:
1.4. Тема: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Предпосылки развития интеграционных процессов в Северной Америке. Соглашение о канадо-американской зоне свободной торговли. Причины создания НАФТА. Почему третьим участником Соглашения стала Мексика? Основные цели Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли. Последствия членства в НАФТА для стран-членов. Специфика экономического сотрудничества США и Мексики: роль макиладорас. Достижения и проблемы НАФТА. Возможно ли расширение НАФТА в среднесрочной перспективе? Отличительные особенности НАФТА: почему зона свободной торговли не перерастет в таможенный союз? Обязательная литература:
1.5. Общий рынок стран «Южной конуса» (МЕРКОСУР) и Карибское сообщество (КАРИКОМ). Предпосылки развития интеграционных процессов в Латинской Америке. Основные этапы интеграционного строительства в рамках МЕРКОСУР. Перспективы формирования таможенного союза. Особенности МЕРКОСУР. Достижения и перспективы развития МЕРКОСУР. Влияние интеграции в МЕРКОСУР на страны-участницы. Реакция МЕРКОСУР на мировой экономический кризис. Современные проблемы МЕРКОСУР и пути решения. Возможные последствия вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР для стран-участниц блока. Международные связи МЕРКОСУР: перспективы формирование зоны свободной торговли с ЕС. МЕРКОСУР и Россия: проблемы и перспективы развития экономического сотрудничества. Предпосылки создания КАРИКОМ. Цели и задачи. Достижения и проблемы КАРИКОМ: возможна ли координация экономической и политической деятельности стран-участниц в условиях низкого уровня социально-экономического развития региона? Обязательная литература:
1.6. Тема: Региональные экономические организации Азиатско- Тихоокеанского региона Основные предпосылки интеграционной активности в регионе. Перспективы развития и углубления интеграции в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Основные препятствия на пути интеграции. Позиция США. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Причины создания и основные цели. Организационная структура. Политическое и экономическое измерения деятельности ШОС. Региональная антитеррористическая структура в рамках ШОС. Энергетический клуб ШОС.Особенности взаимоотношений России и Китая в рамках ШОС. Перспективы развития ШОС. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). История создания, состав и основные цели организации. Трансформации повестки дня за время существования АСЕАН. Принципы деятельности организации. Политическое и экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН. Соглашение о зоне свободной торговли (АФТА), Соглашение по инвестициям (АИА), Рамочное соглашение по услугам (АФАС). Влияние деятельности АСЕАН на экономическую ситуацию в странах- членах. Перспективы углубления экономической интеграции. Перспективы создания зоны свободной торговли на базе АМЕАН в Азии. АСЕАН +1, АСЕАН +3 и АСЕАН +6. Региональный форум АСЕАН. Отношение США и России к АСЕАНТ. Создание Северной альтернативы АСЕАН. Партнерский диалог Россия- АСЕАН. Нормативно- правовая база для взаимодействия. Основные механизмы сотрудничества. Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). АТЭС в модели общеазиатской экономической интеграции. История создания АТЭС. Основные цели и задачи организации. Структура организациия. Богорская декларация и ее цели. Критика Богорских установок. Основные направления деятельности: либерализация торговли и инвестиций, налаживание диалога между представителями бизнеса стран-участниц, технологическое сотрудничество. Основные достижения АТЭС. Саммит АТЭС во Владивостоке: повестка дня. Поможет ли саммит интеграции России в экономику азиатско- тихоокеанского региона. Последствия саммита для российского Дальнего Востока. Основные результаты саммита АТЭС во Владивостоке. Обязательная литература:
1.7. Тема: Региональные объединения Африки Особенности интеграционных процессов на африканском континенте. Африканский союз: цели и задачи, основные направления развития, отличия от Организации Африканского Единства. Новое партнерство для развития Африки – НЕПАД. Субрегиональная интеграция в Африке. Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Экономическое сообщество стран Южной Африки (ЭКОВАС). Таможенный союз стран Южной Африки. Восточноафриканское сообщество (ВАС). Обязательная литература:
1.8. Тема: Региональные экономические организации на постсоветском пространстве Экономические и политические последствия распада СССР. Политические и экономические особенности развития основных регионов постсоветского пространства. Особенности интеграции на постсоветском пространстве. Экономические и политические проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Роль России на постсоветском пространстве. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ). Причины и история создания СНГ. Договор об экономическом союзе стран СНГ (сентябрь 1993 г.). Организационная структура организации. Основные цели организации, сферы совместной деятельности. Интеграционные тенденции в рамках СНГ. Основные проблемы экономического сотрудничества стран-членов. Энергетическая геополитика стран СНГ. СНГ: смена административных функций на консультативные и координационные. Перспективы сохранения СНГ. Проблемы и противоречия в российско-белорусских отношениях. Роль РФ в инициировании, стимулировании и развитии интеграционных энергетических процессов в регионе СНГ. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Этапы создания и цели ЕврАзЭс). ЕврАзЭс как альтернатива европейского интеграционного проекта. Основные сферы сотрудничества. Специфика экономической политики ЕврАзЭс. Энергетическая стратегия ЕврАзЭс. Новые приоритеты развития интеграции на пост советском пространстве. Поиск новых форм экономической интеграции в рамках Новый механизм интеграционного развития.Таможенный союз ЕврАзЭС: формирование договорно-правовой базы, органы управления. Формирование единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана. Проблемы создания зоны свободной торговли (таможенной зоны). Перспективы формирования общего рынка, экономического и валютного союза. Специфика экономической политики ЕврАзЭс. Обязательная литература:
Дополнительная литература:
2.1. Тема: Введение. Научный метод. Научное исследование. Методология научных исследований. Особенности методологии политической и экономической науки. Особенности международных и региональных исследований. Проблема предмета международных и региональных исследований. Принципы, методы и организация научных исследований. Основные методологические подходы в исследованиях. Соотношение линейно-причинного и системного подходов. Обязательная литература Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. Ragine, Charles C., Berg-Schlosses, Dirk, and Gisele de Meur (1996). Political Methodology: Qualitative Methods. Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann (ed.), A New Handbook of Political Science. Oxford University Press. Дополнительная литература Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998). Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn. Monroe, Kristen Renwick (2001). Paradigm Shift: From Rational Choice to Perspective, International Political Science Review, Vol. 22, No. 2.
Необходимость создания теории. Теория как одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений и некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений). Теория как интеллектуальный инструмент упрощения действительности для понимания реального мира и руководство для проверки правильности этого понимания. Теория – ожидания и прогнозы – методы исследований. Построение теории. Гипотезы. Обязательная литература Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. .
Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Выбор адекватных методов исследования. Анализ данных. Интерпретация результатов. Фундаментальные и прикладные исследования. Выбор характера результатов. Формулирование цели исследования. Выбор и формулирование темы исследования. Задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования. Обязательная литература Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A., Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn, 1998. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. Дополнительная литература Ragine, Charles C., Berg-Schlosses, Dirk, Gisele de Meur (1996). Political Methodology: Qualitative Methods. Robert E. Goodin and Hans-Dieter Klingemann (ed.), A New Handbook of Political Science. Oxford University Press. 2.4.Тема: Теория и понятия Логика построения теории. Индукция. Дедукция. Полезность теории. Логическая структура теории. Понятия; предположения; утверждения. Понятийное обеспечение научного исследования. Обязательная литература Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001. Дополнительная литература Теории международных отношений на рубеже столетий / Под ред. К.Буса и С.Смита. М., 2002.
Гипотеза в научном исследовании. Совершенствование теории. Формулирование гипотез. Рабочая гипотеза. Проверка гипотезы. Обязательная литература Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66-80. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
Методы общенаучного характера (анализ и синтез, метод научной абстракции и идеализации, индукция и дедукция, системный подход, единство исторического и логического, метод аналогий, метод обобщений, типологизации, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, математические методы и др.). Общие и частные методы анализа. Особенности системного подхода. Соотношение системного подхода и системного анализа. Методы сбора информации (наблюдение, опрос, интервьюирование, анализ документов, эксперимент, контент-анализ, метод сводных данных, шкалирование метод экспертной оценки, сравнительный анализ, ситуационный анализ и др.). Методы обработки и анализа данных (факторный анализ, латентно-структурный анализ, корреляционный анализ, регрессивный анализ, дисперсионный анализ, кодирование, ранжирование, индексирование, математическое моделирование и др.). Обязательная литература Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001. Дополнительная литература Mulford, M., Berejikian, J. (2002). Behavioural Decision Theory and the Gains Debate in International Politics, Political Studies, vol. 50. III раздел. Практика 3.1. Тема: Обоснование темы Предмет, объект и субъект исследования. Среда исследования. Цель, задачи. Рабочий план письменной работы. 3.2. Тема: Драфт письменной работы Библиография. Черновик первой главы. Вторая глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Третья глава – черновики выводов по параграфам и черновик общего вывода по главе. Черновик заключения. 3.3. Тема: Предзащита Образовательные технологииИспользуются:
Использование исследовательских и проектных технологий в работе НИСа обеспечивает формирование необходимых качеств:
В НИСе меняются функции преподавателя и студента: преподаватель становится консультантом-координатором. Информационно-контрольная функция отходит на второй план. Студент выступает в роли основного участника дискуссии и модератора НИСа. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаВ работе НИСа в качестве средства текущего контроля используется форма защиты темы письменной работы и драфта письменной работы. Оценка ставится после защиты и дискуссии участников НИСа. Порядок формирования оценок по дисциплинеРезультирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по обоснованию темы курсовой работы.Результирующая оценка за промежуточный контроль (Оп) учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:Ои = От + ОпМатериально-техническое обеспечение дисциплиныНоутбук и видеопроектор. |
Современные тенденции развития системы специального образования Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:... | Основные итоги деятельности Основные макроэкономические показатели развития городского округа «Город Лесной» отражают положительные тенденции развития города... | ||
Календарно-тематическое планирование. 11 класс Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические... | Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные... Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную... | ||
Предпосылки и основные этапы развития европейской интеграции Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в... | Статья Основные понятия, используемые в Законе Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | ||
Некоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии... | Стране нужна единая концепция развития отрасли Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | ||
Программа дисциплины Глобальные сети. Путеводители (навигаторы). Глобальные и локальные сетевые технологии. Элементы системной интеграции. Тенденции и... | 26oborotov Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции | ||
Ростки будущего Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции | Кафедра всеобщей и отечественной истории Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв | ||
Название разделов и тем Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы... | ||
Фармакология Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | Профессиограмма «фармацевт»1 Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... |