Скачать 234.32 Kb.
|
МОУ Медведицкая основная общеобразовательная школа. «Утверждаю» Директор школы: ___________(Розмахова И. В.) Составила учитель Медведицкой ООШ Гречухина Светлана Анатольевна 2005-2008 учебный год I. Пояснительная записка. Программа экологического кружка рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов. Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного и животного мира Костромской области. Основные задачи: 1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края. 2. Способствовать развитию творческой личности. 3Развиватьчувство патриотизма, любви к окружающей природе. 4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к природе. 5. Воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим. Работа проводится по трем направлениям: 1. Теоретическое. Задачи: а) Закрепить, расширить, углубить знания по растительному и животному миру Костромской области. б) Выяснить экологические проблемы своего края. в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе. 2. Практическое. Задачи: а) Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы. б) Изготовить наглядный материал для уроков биологии. в) Прививать трудовые навыки и умения. г) Воспитывать ответственность за порученное дело. 3. Исследовательское. Задачи: а) Формировать умения и навыки при научно-исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего края. б) Изучить фольклор своего села, в котором говорится о растениях нашей местности. в) Воспитывать ответственность за порученное дело. В содержание кружка входит дополнительный материал по истории, биологии, географии, литературе краеведческого характера, то есть, занятия интегрированные. На занятиях предполагается не только использование традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, но и новые формы работы. Это широкий обмен мнениями, встречи с приглашёнными специалистами, исследовательская работа, создание проектов, экскурсии, познавательные игры. Программа включает работу на учебно-опытном участке. Следует сотрудничать с библиотекой, районным краеведческим музеем, со старожилами села. Программа рассчитана на 102 часа (три года). II. Содержание программы. 1-й год работы кружка Введение (1ч). Тема №1 Растения и осень. (5ч). Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки. Лабораторная работа «Плоды, их классификация». Тема №2 Леса костромской области. (24ч). Экологические проблемы наших лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок – правила заготовки. Волчье лыко, Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский. Причины их исчезновения. Виды кормушек. Правила изготовления кормушек. Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях. Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Витаминные растения леса. Растения – красители. Лес – место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу. Паспорт дерева. Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу. Животные – распространители плодов и семян. Насекомые опылители. Насекомые вредители растений леса. Охраняемые насекомые костромской области. Охраняемые птицы. Дятлы: чёрный, седой, зелёный, белоспинный, трехпалый. Совы: филин, белая сова, ястребиная сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, мохноногий сыч, воробьиный сычик. Охраняемые млекопитающие. Заяц-русак. Барсук. Росомаха. Ёж обыкновенный. Причины их исчезновения. Виды кормушек, скворечников. Правила изготовления кормушек, скворечников. Лес – богатство нашей области. Тема №4 Размножение и уход за растениями (6ч). Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка – для чего она нужна. Фиточай. Лабораторная работа «Условия прорастания семян». Лабораторная работа «Способы вегетативного размножения». Второй год работы кружка. Введение (1ч) Тема №1 Осенние явления (4ч) Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Работа с природным материалом. Подведение итогов опытов на пришкольном участке. Тема №2 Биоиндикация (10) Биоиндикация Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация. Лабораторная работа «Определение лишайников». Лабораторная работа «Определение площади покрытия лишайниками деревьев». Лабораторная работа «Определение примесей в воздухе». Тема №3 Болота Костромской области (6ч) Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота. Охраняемые растения болота. Клюква – ягода болота. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов. Правила поведения в местах массового посещения болот. Лабораторная работа «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума». Тема№4 Птицы друзья человека. (4ч) Ремонт и изготовление кормушек и скворечников. Тема №5 Размножение и уход за растениями (7ч). Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян. Лабораторная работа «Определение всхожести семян Тагетеса Высокого» Третий год работы кружка Введение (2ч) Тема №1 Растения и осень (3ч). Работа с природным материалом. Простой и сложный лист; дуговое, параллельное, сетчатое жилкование. Строение листа. Лабораторная работа «Определение жилкования листьев». Тема №2 Реки – основные водоёмы Костромской области. (14) Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах. Значение водных ресурсов в жизни области. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма. Бобры, ондатры, утки, выдры – животные рек. Их приспособление к жизни в воде. Воздействие человека на экологическое состояние рек. Меры по охране растений и животных рек. Водный источник – основа жизни растений, животных и людей. Пробы воды. Исследовательская работа «Жизнь малой реки – Медведицы». Тема №3 Птицы – друзья человека.(4ч) Ремонт и изготовление кормушек и скворечников. Тема №4 Размножение и уход за растениями (9ч). Определение всхожести семян. Условия необходимые для прорастания семян. Комнатные растения в легендах и мифах. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями. Пикировка. Что это? Для чего она нужна. III. Тематическое планирование. 1-й год работы кружка.
2-й год работы кружка.
3-й год работы кружка.
IV. Ожидаемые результаты: 1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма. 2. Расширение кругозора по растительному и животному миру Костромской области. 3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу. 4. Умение анализировать результаты исследований и делать выводы. 5. Знание фольклора своего края. 6. Развитие эстетического вкуса у детей. 7. Сплочение разновозрастного коллектива. 8. Усовершенствование трудовых навыков. 9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии. 10. Оформление папки «Творческие работы учащихся». 11. Оформление папки «Экологическое воспитание – составная часть краеведения». V. Рекомендуемая литература. 1. Биология в школе №6 1998год. Статья Ремезова Г.Л. «Экологическая индикация». 2. Воронцов Л.И. Харитонова Н.З. Охрана природы. – М.: Педагогика, 1988. 3. Лукянов Н.Н., Попова Л.П. С природой рядом. – Ярославль, 1981. 4. Матрусов И.С. Педагогика и психология 11\1976. 5. Михеев А.В., Пашканга К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1990. 6. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991. 7. Оценка экологического состояния природных комплексов. Практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. – Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003. 8. Природа Костромской области и её охрана. – Ярославль, 1973. 9. Ром В. Дронов В.П. География России 9класс. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 1995. 10. Сборник методик полевых экологических исследований. – Кострома, 1996. 11. Стефан, Спурр, Бертон В., Барнес. Лесная экология. - М.:Лесная промышленность, 1984. Я. 12. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:|Авт.– сост. Чижевский. А.Е. «Издательство АСТ», 1998 |
Методические рекомендации Составила Колобова Ю. Я. учитель информатики Лицея №34 Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр | Проекта Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «Энтузиастская оош», Юрьев-Польский район, Владимирская область,... | ||
Задания школьного тура олимпиады по экологии для 6-7 классов составила... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа курса подготовки учащихся к Всероссийской... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байглычевская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской... | ||
Конспект урока Индийские касты Ямкова Светлана Николаевна моу «оош... История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение,... | Элективный курс "Психология конфликта" Вдович Светлана Анатольевна Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог | ||
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность... Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа | Приложение Использование мультимедийных презентаций в работе преподавателя... Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:... | ||
Краткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися... Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского... | Учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока:... Урок по информатике, 3 класс, по учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока: «схема алгоритма» | ||
Кострома Тный работник Российской Федерации, учитель математики высшей квалификационной категории моу лицея №17 города Костромы Сорокина Светлана... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | ||
Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского... Г. В. Зотова, учитель английского языка моу «Штанашская оош» Красночетайского района чр | Внеклассное мероприятие «День Земли» Авторы: Хафизова Дина Вильсуровна, учитель английского языка мбоу «оош п. Усть-Кара», Хатанзейская Валентина Владимировна, библиотекарь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Крамарук Тамара Анатольевна учитель русского языка и литературы первой категории, Пашкина Светлана Ивановна учитель географии | Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория... Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория |