Скачать 383.76 Kb.
|
РЕФЕРАТ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА выполнила: ученица школы №34. Кострома, 1998 План:I. Мировой океан- кладовая биологических, химических, топливных и энергетических ресурсов. 1. Океан и человек II. Ресурсы Мирового океана: 1. Биологические ресурсы: а) освоение нектона, бентоса, зообентоса, фитобентоса, зоопланктона, фитопланктона Мирового океана. б) рассмотрение биологической продуктивности каждого океана:
а) главные виды химических ресурсов Мирового океана:
а) дефицит пресной воды, его причины; б) способы решения проблемы; в) пути обеспечения пресной водой:
4. Топливные ресурсы: а) промыслы нефти и газа:
б) каменный уголь, его месторождения
а) классификация твердых полезных ископаемых б) россыпные полезные ископаемые в) коренные полезные ископаемые
а) использование энергии приливов б) использование энергии волн в) использование термической энергии Ш. Заключение. Химические ресурсы.Мировой океан - огромный природный резервуар, заполненный водой, которая представляет собой сложный раствор различных химических элементов и соединений. Некоторые из них извлекаются из воды и используются в производственной деятельности человека и, будучи компонентами солевого состава океанских и морских вод, могут рассматриваться как химические ресурсы. Из 160 известных химических элементов 70 найдено в океанских и морских водах. Концентрация лишь нескольких из них превышает 1 г/л. К ним относятся: хлористый магний, хлористый натрий, сернокислый кальций. Только 16 элементов находятся в океане в количестве более 1 мг/л, содержание остальных измеряется сотыми и тысячными долями миллиграмма в литре воды. Из-за ничтожно малых концентраций их называют микроэлементами химического состава вод Мирового океана. При очень малых концентрациях веществ и элементов в 1 л океанской воды их содержание достигает весьма внушительных размеров в сравнительно больших объемах вод, В каждом кубическом километре морской воды растворено 35 млн. тонн твердых веществ. В их числе поваренная соль, магний, сера, бром, алюминий, медь, уран, серебро, золото и т.п. Учитывая громадный объем вод Мирового океана, суммарное количество растворенных в нем элементов и их соединений исчисляется колоссальными величинами. Их общий вес равен 501015. Большую часть (99,6%) солевой массы океана образуют соединения натрия, магния и кальция. На долю всех остальных составляющих раствора приходится лишь 0,4%. В настоящее время используются только те химические ресурсы Мирового океана, добыча которых из океанских вод экономически выгоднее получения их из аналогов на суше. Принцип рентабельности лежит в основе морского химического производства, к главным видам которого относится получение из морской воды поваренной соли, магния, кальция и брома. Первое по значению место среди извлекаемых из морской воды веществ принадлежит обычной поваренной соли NaCl, которая составляет 86% всех растворимых в морской воде солей. Во многих районах мира соль добывают путем выпаривания воды при нагреве солнцем, иногда очищая, а иногда и нет для последующего использования. Добыча поваренной соли из морской воды достигает 6-7 млн. тонн год, что равно 1/3 ее мирового производства. Промышленная добыча поваренной соли из вод Атлантического океана и его морей ведется в Англии, Италии, Испании, Франции, Аргентине и других государствах. Соль из вод Тихого океана получают США в заливе Сан-Франциско (примерно 1,2 млн. т в год). В Центральной и Южной Америке морская вода служит основным источником получения поваренной соли в Чили и Перу. В Азии почти во всех приморских странах добывается морская пищевая соль. К примеру, в Японии 50% потребности в поваренной соли обеспечивают морские соляные промыслы. Поваренная соль используется главным образом в пищевой промышленности, куда идет соль высокого качества, содержащая не менее 36% NaCl. При его более низких концентрациях соль направляется на промышленные нужды для получения соды, едкого натрия, соляной кислоты и других продуктов. Низкосортная соль применяется в холодильных установках, а также идет на различные бытовые нужды. В водах Мирового океана растворено большое количество магния. Хотя его концентрация в морской воде относительно невелика (0,13%), однако она намного превышает содержание других металлов, кроме натрия. «Морской» магний встречается преимущественно в виде хлористых и в меньшей степени сернокислых легкорастворимых соединений. Извлекают магний путем отделения от натрия, калия и кальция, окисляя до нерастворимой окиси магния, которую в последствии подвергают электрохимической обработке. Первая тонна морского магния была получена в 1916 г. в Англии. С тех пор его производство неуклонно развивалось. В настоящее время Мировой океан дает свыше 40% мирового производства магния. Кроме Великобритании в этом металле, извлекая его из морской воды, аналогичное производство развито в США (на побережье Тихого океана в штате Калифорния (оно дает 80% потребления)), во Франции, Италии, Канаде, Мексике, Норвегии, Тунисе, Японии, Германии и некоторых других странах. Имеются сведения об извлечении магния из рассолов Мертвого моря, которое производилось еще в 1924 году в Палестине. Позднее было начато производство магния из морской воды в Израиле (химические ресурсы Индийского океана пока еще освоены довольно слабо). Сегодня магний применяется для изготовления различных легких сплавов и огнеупорных материалов, цемента, а также во многих других отраслях хозяйства. Концентрация калия в океанских и морских водах весьма невелика. К тому же он находится в них в виде двойных солей, образуемых с натрием и магнием, поэтому извлечение калия из морской воды - химически и технологически сложная задача. Промышленная добыча «морского» калия основана на обработке морской воды специально подобранными химическими реагентами и сильными кислотами. Калий начали добывать из морской воды в годы первой мировой войны, когда его основные месторождения на суше, в Страсбурге и Эльзасе, дававшие около 97% мирового производства были захвачены Германией. В это время «морской» калий стали получать в Японии и Китае. Вскоре поле первой мировой войны его начали добывать и другие страны. Сегодня добыча калия ведется в водах Атлантического океана и его морей на побережье Великобритании, Франции, Италии, Испании. Калийную соль из вод Тихого океана извлекают в Японии, которая получает из этого источника не более 10 тыс. тонн калия в год. Китай производит добычу калия из морской воды. Калийные соли используются как удобрения в сельском хозяйстве и как ценное химическое сырье в промышленности. Хотя концентрация брома в морской воде незначительна (0,065%), он был первым веществом, которое начали добывать из морской воды, поскольку из минералов суши, где он содержится в ничтожно малых количествах, его извлечь практически невозможно. Поэтому мировое производство брома (примерно 100 тонн в год) в основном базируется на его добыче из морской воды. Производство «морского» брома ведется в США, в штате Калифорния (на побережье Тихого океана). Вместе с магнием, калием и поваренной солью бром добывается в водах Атлантики и морях Атлантического океана (Англия, Италия, Испания, Франция, Аргентина и др.). В настоящее время бром получают в Индии из морской воды. Спрос на бром в значительной мере связан с использованием в качестве присадки для бензина тетраэтилсвинца, производство которого сокращается, поскольку это соединение представляет собой опасный загрязнитель окружающей среды. Помимо этих основных веществ, которые океан дает человеку, большой интерес для производства представляют и микроэлементы, растворенные в его водах. К ним, в частности, относятся извлекаемые из морской воды пока в небольших количествах литий, бор, сера, а также перспективные по технологическим и экологическим причинам золото и уран. Краткое рассмотрение современного использования химических богатств океанов и морей показывает, что уже в настоящее время извлекаемые из соленых вод соединения и металлы вносят существенный вклад в мировое производство. Морская химия наших дней дает 6-7% доходов, получаемых от освоения ресурсов Мирового океана. |
Влияние подземного водообмена на гидрохимический режим мирового океана Получение новых знаний о формировании гидрохимического состава Мирового океана, гидрохимического режима Мирового океана с учетом... | Реферат реферат составила Зато они освоили практически все экологические области Мирового океана от тропиков до полярных широт, от мелководных прибрежных акваторий... | ||
Тема урока «мировой океан и его части» Образовательная: рассмотреть деление Мирового океана на части, доказать единство Мирового океана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать... | ||
Протокол № от «27» января 2012 г Мирового океана – температуры, солености, познакомить с поверхностными течениями, условиями жизни в океане, биологическими богатствами... | Задачи урока: Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.... Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека | ||
«Научно-технические разработки в области сооружения трубопроводных систем в морских акваториях» Континентальный шельф мирового океана составляет 5% от общей площади (суши и моря) поверхности Земли. На этой площади сосредоточено... | Конспект урока Мировой океан часть гидросферы Дружинина Людмила Ивановна... Мирового океана – температуры, солености, познакомить с поверхностными течениями, условиями жизни в океане, биологическими богатствами... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Реферат Направление: естествознание Тема: водная оболочка земли Мирового океана. Мировой океан делят на четыре основные части – океаны – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый | ||
Урока: обучающиеся должны знать/понимать Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.... | Урока Предмет Цель урока: сформировать представление о составе гидросферы, о частях Мирового океана, составе вод суши, значении Мирового круговорота... | ||
Кусто Всю жизнь он посвятил исследованию мирового океана – удивительного мира, из которого вышло все живое на Земле | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экскурсия в Музей Мирового океана «Великие географические путешествия и открытия» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение и освоение Мирового океана задача не менее важная, чем покорение космического пространства… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийная установка, презентация «Изучение Мирового океана», физическая карта, атласы и контурные карты |