Скачать 110.92 Kb.
|
Обобщение знаний по теме «Земная кора». Форма проведения урока: игра «Счастливый случай». Цели урока: обучающиеся должны знать/понимать понятия по теме: Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка обучающиеся должны уметь: называть и показывать на карте горы, равнины, вулканы; объяснять причинно-следственные связи, происходящие в земной коре, уметь работать в команде, повышать интерес к изучению географии. Оборудование: физическая карта мира, фишки, карточки с заданиями, вопросами, карточки с цифрами (1, 2), кинофрагменты «Вода создает пещеры», «Работа ветра», породы (каменный уголь, гранит). ^ ХОД УРОКА. Вводное слово учителя: Есть на все в программе мера Наша тема «Литосфера» Завершилась, как ни жаль И теперь завет нас в даль «Литосфера» - оболочка, Только рано ставить точку: Знанья о земной коре Пригодятся детворе. Нынче всем на удивленье Игровое повторенье! Раз игра, то есть затейник Я сегодня – Коробейник. У меня «товар» по теме На «покупку» будет время. (В лотке из картона, обклеенном картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке, они написаны на карточках с изображением минералов.) Все готовы отвечать? Ну, с чего бы нам начать? Объясните, для примера, Что такое литосфера? Чем же сложена она? Вам коллекция дана. Назовите, что известно А еще нам интересно, Отличишь ли ты в природе Минералы от породы? (Ученики определяют названия.) Учитель переходит к карте и говорит: Неровна поверхность Нашей планеты: Здесь материк, А здесь – впадина, дети. А формы рельефа в основе одни. Какие виды имеют они? (Ученики говорят, что и на материках и в Мировом океане есть равнины и горы.) Вывешиваются картины гор. Посмотрите на картины: Горы это иль равнины? А какие суперсилы Их в движенье приводили? С давних пор привыкли горы О высотах вести споры. Трудно, дети, или просто Вам расставить их по росту? (С помощью карты ученики показывают горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, называют принцип деления гор по высоте). А теперь, друзья, сравним По высотам вид равнин: Ну, какой они окраски? Покажите, вот указка. (Называются основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.) И теряюсь я в догадке: Что за горы на Камчатке? Посмотрите: здесь на фото Фейерверк устроил кто-то. Может верное решенье Нам подскажет их строенье? (По цветным фотографиям ученики определяют, что это вулканы, и рассказывают о строении вулканических гор.) А бывают ли вулканы Не в горах, а в океане? А какой рельеф там дна? Вам минуточка дана. Кто на дне «бывал не раз», Дайте образный рассказ. (Рассказ ученика). Я даю координаты Поищете-ка, ребята, На каких материках Гор вершины в облаках. 62 с.ш.; 150 з.д. 31 ю.ш.; 70 з.д. 3 ю.ш.; 38 в.д. 29 с.ш.; 87 в.д. 77 ю.ш.;170 в (Находят координаты.) А теперь словарь по теме Что б сберечь урока время, Я читаю вам куплеты, А вы пишите ответы. Разминка. От дождей, текучих вод Он растает из года в год. Он полей равнинных враг, Как зовут его? (Овраг) Чтоб узнать глубины вод, Что применим? (Эхолот) По пустыне гонит ветер Горы жёлтого песка. Как зовутся горы эти, Вы подумайте слегка (Барханы) Взлетает пыль и кучи пепла, В земле бушует бог огня. Какие горы Этна? Гекла? Ещё вопрос вам от меня. ( Вулканы) Бьёт источника фонтан, Струя до поднебесья. В соседях с ним живёт вулкан, Фонтан вам тот известен? ( Гейзер) Порода горного царства Из штата, слюды и кварца ( Гранит) Я слова читаю вам, Вы прислушайтесь к словам Можете лишние попали? Докажите, как узнали. (На доске заранее написано) Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово. 1.Ядро, мантия, впадина, земная кора. 2.Вершина, дюны, барханы, овраги. 3.Подошва, склон, вершина, отмель. 4.Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера. 5.Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер. 6. Низменность, перевал, гребень, хребет. Игра - соревнование «Восхождение на гору». Восхождением на гору Только тем ребятам в пору Кто объект найдёт на карте. В путь! Счастливого вам старта! (На 2-х склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, ученик продвигает свой флажок к вершине. Победит тот, кто первым водрузит флажок на вершине.)
(ответ должен быть конкретным, проверяем, соответствовать теме).
II Ознакомление с правилами игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Команды сами по очереди выбирают задания (в этом и заключается их «счастливый случай»). За каждый конкурс команда получает фишки. Все члены команды, которая набрала наибольшее количество фишек, получают «5», если участник команды принес хотя бы одну фишку в копилку. Участникам второй команды учитель выставляет оценки в соответствии с их участием. Активным участникам команды победителей учитель может поставить дополнительную пятерку. В зависимости от условий конкурса участвуют либо все члены команды, либо капитан команды назначает, кто будет участвовать. ^ III Проведение игры. I к о н к у р с «Темная лошадка». Первый игрок команды выбирает цифру. Каждой цифре соответствует свое задание.
а) Барханы. б) Пещеры. 3 минуты на обдумывание. 2.Загадки. Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. ( Каменный уголь). Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина). Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (Песок). Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрение. (Торф).
- Назовите эти объекты. (Например, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность). II к о н к у р с «Знаешь ли ты физическую карту? » Каждая команда по цепочке показывает объекты на карте. Учитывается время (1 фишку), правильность (за каждый правильный ответ – 1 фишка). I команде
II команде 1. Западно-Сибирская равнина. 2. Великие Североамериканские равнины. 3. Аравийское плоскогорье. 4. Бразильское плоскогорье. 5. Анды. 6. Уральские горы. 7. Аппалачи. 9. Гекла. 10. Ключевская Сопка. 11. Килиманджаро. III к о н к у р с «Ты мне – я тебе». Команды задают вопросы друг другу по очереди (три). 1фишка - за соответствие вопросов условиям. 1 фишка – за неполный ответ. 2 фишки – за полный ответ. IV конкурс «Дальше, дальше». Отвечает вся команда (может, капитан или выбранный ученик), если не знают ответ, то капитан говорит, «дальше». ^ Вопросы для I команды
^ Вопросы для II команды
Засекается время ответа. За скорость - 1фишка, за каждый правильный ответ -1фишка. ^ Вопросы для болельщиков: 1. Как называется внутренняя оболочка, покрывающая ядро? (Мантия) 2. Где на карте полушарий находятся, по вашему мнению, места наибольшей и наименьшей толщины земной коры? (Горы - наибольшая толщина, океанские впадины - наименьшая) 3. Что такое магматическая горная порода? (Гранит) 4. Как называется воронкообразное отверстие на вершине вулкана? (Кратер) 5. Как называется равнина, находящаяся на высоте 500 м от уровня моря? (Плоскогорье) 6. Как называется потухший вулкан на Кавказе? (Эльбрус) 7. Как называется источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар? (Гейзер) 8. Как называется высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительные толчки, происходящие в земной коре? (Сейсмограф) 9. Как называются высочайшие горы мира? (Гималаи) 10. Что происходит в результате медленных колебаний суши? (При опускании увеличивается площадь морей, при поднятии увеличивается площадь суши) 11. О каком явлении говорится в стихотворении А. С. Пушкина Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. (Извержение вулкана) 12. О какой профессии идет речь в этом стихотворении: Мы, вулкана сыны... Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Все тайны у бога огня. (Вулканолог) 13. Где находится вулкан Ключевская сопка? Каковы его координаты и высота? ( Полуостров Камчатка, 56 ° с. ш. и 161° в. д., 4750 м.) 14. Что называют горами? (Части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчлененные) 15. Какие бывают горы по высоте? (Низкие - до 2000 м, средние - от 2000 м до 3000 м, высокие - свыше 3000м.) 16. Что называется равниной? (Части земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м.) 17. Какие бывают равнины? Приведите примеры. (Плоские, холмистые. Плоскогорье) 18. Как можно использовать гейзеры, горячие источники? (Дня отопления жилищ, теплиц. Минеральные воды – для лечения.) 19. Зачем нужно вести борьбу с оврагами? Как это делать? (Сажать деревья, пахать поперек склонов.) 20. Какова высота горы Джомолунгма? (8848м.) 21. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности) 22. Какова главная причина формирования рельефа? (Взаимодействие внутренних и внешних сил) 23. Какие бывают вулканы? Приведите примеры. (Действующие - Везувий, Ключевская сопка, и потухшие -Эльбрус). 24. Покажите на карте основные сейсмические районы. 25. Что такое культивирование земель? (Система мер сохранения и использования земель.) 26. Что понимают под охраной земельных недр? (Систему мер, направленных на сохранение земных недр.) 27. На какие группы делятся породы, образующие земную кору? (Магматические, осадочные, метаморфические.) 28. Что такое литосфера? (Твердая оболочка Земли.) ^ Кроссворд «Литосфера»
1. Земная кора. 2. Магматическая горная порода. 3. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана. 4. Равнина, которая находится на высоте более 500 м от уровня моря. 5. Потухший вулкан на Кавказе. 6. Тип выветривания. 7. Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар. 8. Высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительные толчки, происходящие в земной коре. 9. Высочайшие горы земного шара. Ответы 1- литосфера 2- гранит 3- кратер 4- плоскогорье 5- Эльбрус 6- физическое 7- гейзер 8- сейсмограф 9- Гималаи IV. Подведение итогов игры. Учитель подводит итоги, выставляет отметки. ^ V. Домашнее задание: повторить основные понятия темы. |
Кол час Обучающиеся должны знать основные свойства цвета, уметь составлять производные цвета. Обучающиеся должны знать теплые, холодные цвета,... | Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики... Цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политических... | ||
Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества | Уроку Система требований к современному уроку определяется Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны знать | Секция: «Жизнь и творчество М. А. Шолохова» Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской... | Программа курса Тема Культура как дискурсный конструкт Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Конкурс «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (2011) Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Урок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система» Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:... | ||
Самоанализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Должны уметь сопоставлять территорию России с другими государствами и материками, должны четко знать границы государства и приграничные... | ||
Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | Проблема сравнительно-типологического анализа осетинской поэзии 60-80-х... Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... | ||
Пояснительная записка Требования к уровню подготовки учащихся по... Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для | Урока Кол-во ча-сов Тема Тип урока Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ |