Разделы и темы
| № урока
| Тема урока
| Новые понятия
| Географы и путешественники
| Практические и самостоятельные работы
| Должны знать и уметь
| Дата
|
план
| факт
|
Введение.
| 1
| Введение в географию России. Географические карты для изучения географии России
|
|
| Сам.работа.
Составление схемы географических карт.
| Должны уметь сопоставлять территорию России с другими государствами и материками, должны четко знать границы государства и приграничные страны. Должны уметь решать задачи на установление времени на разных часовых поясах. Знать периоды формирования страны.
|
|
|
2
| Россия на карте мира. Границы России.
| Тематические, комплексные.
|
| Пр. работа. Определение координат крайних точек.
|
|
|
3
| Россия на карте часовых поясов
| Поясное, декретное и местное время, линия перемены дат
|
| Пр. работа. Сравнение ГП страны с др. гос-ми.
|
|
|
Исследование территории России.(3 часа)
| 4
| Формирование территории России.
|
| И.Москвитин,С.Дежнев,Е.Хабаров, И.Камчатой, В.Беринг, В.Н.Татищев
| Работа с контурной картой.
|
|
|
5
| Географическое изучение территории России.
|
| В.Атласов, А.Чириков, С.Челюскин,Д. и Х. Лаптевы, Врангель, Седов.
Докучаев, Норденшельд, Седов,О.Ю.Шмидт,
Вилькицкий,
|
|
|
|
Геологическое строение и
рельеф (5 часов)
| 6
| Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
| Абсолютный и относительный возраст горных пород
| А.Е.Ферсман,
В.А.Обручев,
И.М.Губкин
| Сам.работа с таблицей и картой атласа
|
|
|
7
| Тектоническое строение
|
|
| Пр.работа Установление связи между тектоникой и
формой рельефа
|
|
|
8
| Общие черты рельефа России
| Эндогенные и экзогенные процессы
| В.А.Обручев
И.М.Губкин
| Сам.работа.
Составление схемы формирования современного рельефа.
| Должны знать особенности форм рельефа России, его связь со строением литосферы и современные рельефообразующие процессы и, связанные с ними опасные природные явления, знать закономерности размещения полезных ископаемых страны и основные минеральные ресурсы, а также проблемы их рационального использования. Уметь находить на карте крупные формы рельефа России и уметь объяснять как литосфера и рельеф влияют на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
|
|
|
|
|
9
| Литосфера и человек
|
| А.Е.Ферсман
| Пр.работа.
Связи между формами рельефа, тектоникой и полезными ископаемыми.
|
|
|
10
| Обобщение и контроль знаний по теме
|
|
|
|
|
|
Климат и погода. (6час.)
| 11
| Особенности климата России. Климатообразующие факторы.
|
| А.И.Воейков
|
|
|
|
12
| Типы климатов России
|
|
|
|
|
|
13
| Погода
|
|
|
|
|
|
14
| Распределение тепла и влаги по территории страны
|
|
|
|
|
|
15
| Атмосферные вихри.
|
|
|
|
|
|
16
| Атмосфера и человек
| Агроклиматические ресурсы.
|
| Пр. работа.
Составление прогноза погоды по имеющимся данным.
|
|
|
Моря и внутренние воды страны.(4 час.)
| 17
| Моря России
|
| В.Беринг, ГИ.Невельский
| Пр.работа.
Характеристика моря по алгоритму.
| Должны знать основные климатообразующие факторы, общие особенности климата России, закономерности циркуляции воздушных масс над территорией страны, Районы распространения и основные характеристики типов климата России, Агроклиматические ресурсы, значение прогнозирования погоды.
|
|
|
18
| Реки России.
| Питание, уклон, расход, режим, сток реки.
|
| Пр.работа. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей стока и т.д.
Пр. работа по описанию одной из рек. Решение задач. |
|
|
19
| Характеристика реки.
.
|
|
|
20
| Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники.
| Верховые и низинные болота, горные и покровные ледники
|
| Сам.работа.
Составление ЛОК.
|
|
|
21
| Гидросфера и человек
|
|
| Пр.работа Оценивание регионов России обеспеченностью водными ресурсами
|
|
|
22
| Итоговый урок по теме.
|
|
|
|
|
Почвы страны. (3 часа)
| 23
| Почва, ее состав, строение, почвообразующие факторы.
| Почвенные горизонты.
| В.В.Докучаев
| Пр. работа.
Составление ЛОК (логический опорный конспект) по теме
| Должны знать почвообразующие факторы; строение, свойства; знать закономерности распространения почв; знать почвенные ресурсы России. Уметь работать с почвенными картами; знать меры по сохранению плодородия почв. Знать что такое ПТК; взаимосвязи в ПТК, зональные и азональные ПК. Знать особо охраняемые территории
|
|
|
24
| Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы
| Почвенные ресурсы.
Зональные типы почв
|
| Сам.работа по составлению схемы о почвенных ресурсах.
|
|
|
25
| Изменение почв, борьба с эрозией и загрязнением почв.
| Эрозия почв.
|
| Работа со схемами таблицы
|
|
|
Природные зоны. (5 час).
| 26
| Природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь внутри комплекса
|
| В.В.Докучаев
| Пр.работа Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.
|
|
|
27
| Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики
|
| Л.С.Берг
|
|
|
28
| Леса умеренного пояса
|
| Вернадский
|
|
|
29
| Безлесные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность
|
|
| Пр.работа Прогнозирование изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого.
|
|
|
30
| Ресурсы растительного и животного мира
|
|
|
|
|
Крупные природные районы России. (33 час.)
Арктика. Восточно-Европейская равнина (6 час).
| 31
| Островная Арктика. Особенности природы.
|
| О.Ю.Шмидт
| Сам.работа с к/к: нанесение островов Арктики.
| Должны знать особенности географического положения регионов; формирования рельефа и полезных ископаемых. Должны уметь применять знания для составления взаимосвязей между компонентами ТПК отдельных областей регионов
|
|
|
32
| Географическое положение равнины. Рельеф и геологическое строение
| Увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы (камы и озы), «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
|
| Пр.работа.
Составление профиля через Русскую равнину с севера на юг и с запада на восток
|
|
|
33
| Особенности климата равнины..
|
|
|
|
34
| Крупнейшие реки и озера равнины.
|
|
|
|
|
35
| ПТК Восточно-Европейской равнины: тундровые и лесные районы
|
| Сам.работа.
Презентация по заповедникам Русской равнины.
|
|
|
36
| ПТК Восточно-Европейской равнины: лесостепные и степные районы, полупустынные и пустынные районы
|
|
|
|
|
|
Кавказ (3 часа)
| 37
| Особенности географического положения региона. Рельеф и геологическое строение
|
|
| Пр.работа Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
|
|
|
38
| Климат и внутренние воды
|
|
|
|
|
39
| Агроклиматические, рекреационные ресурсы Кавказа. Заповедники
|
|
| Сам.работа.
По опережающим заданиям презентации.
| Должны знать особенности географического положения регионов; формирования рельефа и полезных ископаемых. Должны уметь применять знания для составления взаимосвязей между компонентами ТПК отдельных областей регионов.
|
|
|
Урал (3 часа)
|
| Урал-каменный пояс России. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
| Каменный пояс, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
| В.В.Татищев
А.Е.Ферсман
| Пр.работа.
Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала. (Или составление профиля через Уральские горы с запада на восток в различных районах Урала).
|
|
|
40
| Урал. Рельеф и геологическое строение
|
|
|
|
41
| Климат и внутренние воды Урала
|
|
|
|
42
| Природно-территориальные комплексы Урала
|
|
|
|
Западно-Сибирская равнина (3 часа)
| 43
| Западно-Сибирская равнина. Рельеф геологическое строение
| Многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
|
| Пр.работа Составление схемы, объясняющей закономер-ности распространения болот на территории региона, а также описание трудностей в освоении Западной Сибири.
|
|
|
44
| Климат внутренние воды
|
|
|
|
45
| Природно-территориальные комплексы Западной Сибири
|
|
|
|
Средняя Сибирь (2часа)
| 46
| Географическое положение. Рельеф и геологическое строение.
| Траппы, кимберлитовые трубки, булданахи (бугры пучения)- гидролакколиты, полигоны, Сибирский (Азиатский) антициклон.
| Д.Я. Лаптев
В.А.Обручев
| Сам.работа.
Работа с к/к.
Построение таблицы.
| Должны знать особенности географического положения регионов; формирования рельефа и полезных ископаемых. Должны уметь применять знания для составления взаимосвязей между компонентами ТПК отдельных областей регионов
|
|
|
47
| Климат внутренние воды и природные зоны
|
|
|
Северо-восток Сибири (3 часа)
| 48
| Северо-Восток Сибири. Рельеф, геологическое строение и климат
| Омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, ископаемый (жильный) лед, «оловянный пояс», полюс холода, наледь.
| И.Д.Черский
| Сам.работа с к/к.
|
|
|
49
| Климат и внутренние воды
|
| Сам.работа.
Составление таблицы об особенностях рельефа, природы и деятельности человека
|
|
|
50
| Природно - территориальные комплексы | Д.Я.Лаптев
|
|
|
Пояс гор Южной Сибири (3 часа)
| 51
| Горы Южной Сибири. Рельеф и геологическое строение
| Возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера
| П.С.Паллас | Сам.работа.
Работа с к/к.
| Должны знать особенности географического положения регионов; формирования рельефа и полезных ископаемых. Должны уметь применять знания для составления взаимосвязей между компонентами ТПК отдельных областей регионов
|
|
|
52
| Климат внутренние воды
| В.А.Обручев
| Пр.работа. Выявление зависимости между тектоникой, рельефом и полезными ископаемыми на примере железорудных месторождений Алтая.
|
|
|
53
| Высотная поясность
| И.Д.Черский
|
|
|
Дальний Восток (4 часа)
| 54
| Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф
| Ф.Попов, С.Дежнев, В.Поярков, В.Атласов,
Е.Хабаров, И.Москвитин, Н.М.Пржевальский,
Г.И.Невельской,
А.Лаперуз
|
|
|
55
| Климат, внутренние воды природные зоны
| Сопка, цунами, гейзеры, тайфун, муссонный климат.
| Пр.работа. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни в Приморье.
|
|
|
56
| ПТК полуостровной и островной части
|
|
|
57
| ПТК Приморья и Приамурья
|
|
|
Природа и человек (2 часа)
| 58
| Природные ресурсы и природные условия
| Рациональное природопользование, гео. прогноз.
| Вернадский,
Вавилов,
Тимирязев
| Пр.работа. Составление географического прогноза изменения ПТК любого участка местности при строительстве.
|
|
|
59
| Роль географии в современном мире.
Географические прогнозы
|
|
|
|
60
| Итоговый тест по курсу
|
|
|
|
|
|
|
География Пензенской области
| 61
| История развития и заселения территории.
|
|
|
|
|
|
|
62
| ЭГП. Рельеф и геологическое строение.
|
|
|
|
|
|
|
63
| Климат.
|
|
|
|
|
|
|
64
| Почвы.
|
|
|
|
|
|
|
65
| Внутренние воды.
|
|
|
|
|
|
|
66
| Растительный и животный мир.
|
|
|
|
|
|
|
67
| Население. Национальный состав, размещение. Народы, быт, традиции, промыслы
|
|
|
|
|
|
|
68
| Повторение и обобщение по курсу
|
|
|
|
|
|
|