Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность





Скачать 100.92 Kb.
НазваниеЛоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность
Дата публикации07.10.2014
Размер100.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
«Лоббирование на корню»

ЛОББИЗМ. ВЛИЯНИЕ ЭЛИТЫ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политиче­ских клик. Определять необходимость существования бюрократического ап­парата и возможные негативные проявления в связи с этим.

Ученики должны уметь глубоко (в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности) анализировать различные стороны общественных явле­ний.

Основные понятия: лобби, элита, политическая элита, политическая клика, бюрократия, бюрократический произвол

Ход урока:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОББИЗМА

ЛОББИ (лоббизм) (от англ. lobby - крытая, прогулочная площадка, ко­ридор) – слово со сложной судьбой. В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали назы­вать помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический от­тенок это слово приобрело еще два столетия спустя, причем в Америке, когда в 1864 г. термин "лоббирование" начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась предосу­дительной и слово прижилось лишь с XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Политика лоббизма может проводиться в пользу 1) от­дельных социальных и политических сил ( не обязательно реакционных; свое лобби в конгрессе могут иметь профсоюзы, антивоенные движении и т.д.), 2) отдельных стран и регионов (здесь возможно противостояние, как, к при­меру, в конгрессе США китайского и тайваньского лобби), 3) стратегий ре­шения общесоциальных или глобальных проблем (технократизм против эко­логазма и т.п.).

Лоббизм, будучи наиболее полно выявленным в США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контролем в соответствии с за­коном), характерен практически для всех социально-политических структур. Часто, вопреки обыденным представлениям, – это не только закулисный под­куп, но и система аргументации, механизм подготовки и принятия соци­ально-конструктивных актов. Лоббизм – это многоступенчатое явление. Вен­чает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляю­щий решения; середину составляет многотысячный отрад экспертов, кон­сультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мне­нию.

Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, ве­роятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме - неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830года. Представители различных заинтересованных групп прово­дили многие часы в кулуарах (lobby - кулуар, холл, вестибюль) залов заседа­ний законодательных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Посте­пенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на пра­вительственные решения.

Лоббизм – это политика, направленная на создание групп давления на членов парламента с целью убеждения их голосовать за тот или иной проект. Для объяснения можно использовать следующую схему. Хорошо, если учи­тель вместе с учениками через заданные вопросы составит ее.

экономические

социальные

культурные








ЛОББИ

цель: решение конкретных задач





По экономическим интересам (профсоюзы, ассоциации производителей, торговые палаты и др.)




На основе языка (лингвистические группы)

расовые

религиозные

национальные

Возрастные (молодежные, ветеранские)

По половому признаку (женские)

Термин часто используется весьма вольно, и, порой, неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распро­странена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, пре­досудительные методы для достижения своих целей, понятие "лоббизм" со­держит в себе для многих негативный смысловой оттенок. Несмотря на яв­ную неточность современного использования термина, можно очертить неко­торые строгие границы этого понятия.

1) Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпора­циями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных за­интересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббиз­мом.

2) Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Мно­гие действия или события могут воздействовать на процесс принятия прави­тельственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.

3) Лоббирование подразумевает наличие посредника или представи­теля как связующего звена между группой граждан страны и официальными государственными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительст­венного чиновника, не может считаться лоббистом.

4) Всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.

Таким образом, в широком смысле, лоббизм – это установление кон­тактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, дейст­вующими от своего собственного имени), адресованных представителям вла­сти с намерением воздействовать на их решения.

В перечисленном списке отметьте утверждения, не соответствующие принципам лоббизма.


распространение знаний о волнующем их предмете;

да

нет

оказывает влияние на политику;

да

нет

изучает общественное мнение;

да

нет

стремится к захвату политической власти;

да

нет

стремится расширить социальную базу, найти сторонников;

да

нет

становится над государственными институтами (учреждениями), структурами;

да

нет

выступают посредниками между государственными структурами и отдельными личностями;

да

нет

В своей деятельности используют методы борьбы: мирные шествия, петиции, забастовки, марши, бойкоты и пр.;

да

нет

организуют вооруженное восстание;

да

нет

возможные конфликты между правительством и лоббистской группировкой решают через закон.

да

нет


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛОББИРОВАНИЯ

На первоначальных стадиях развития лоббизма в Соединенных Шта­тах, некоторые группы пытались получить преимущество в процессе конку­ренции, засылая своих эмиссаров (лоббистов) в стан правительства. Лобби­рование на тех стадиях было в большей степени функцией прямых личных взаимоотношении между лоббистами и официальными лицами, принимаю­щими решения. Группы, обладающие более компетентными лоббистами, имели больше шансов достичь своих целей, тогда как группы, не имеющее данного инструмента, оказывались в невыгодном положении и получали за­интересованность в том, чтобы обзавестись собственными профессиональ­ными лоббистами. Постепенно центры государственной власти в столице и в штатах были заполнены толпами лоббистов, ищущих возможности установ­ления личных прямых контактов с представителями власти. Легкая возмож­ность для непосредственного контакта, характерная для тех времен, когда лоббистов было мало, перестала существовать. Столкнувшись с ситуацией, когда каналы для прямых контактов стали перегружены, лоббисты перешли к непрямым методам коммуникации. Они стали использовать вторичных по­средников, которые, по их мнению, имели более надежный и частый доступ к соответствующим лицам – родственников или друзей официальных деятелей. Кроме того, они стали организовывать массовые кампании по отправке пи­сем и телеграмм с расчетом создать впечатление наличия широкого общест­венного мнения за или против той или иной политики. Организовывались массированные кампании в средствах массовой информации с целью изме­нить (или поддержать) политические тенденции.

Эта смена тактики с уклоном на непрямые методы получила название "лоббирование на корню"("lоbby at the grass roots"). Современная практика лоббирования в Вашингтоне представляет собой смесь прямых и непрямых методов.

ДВА ОСНОВНЫХ ТИПА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ

Вариант лоббизма, как он охарактеризован выше, – это практика дав­ления снизу вверх со стороны самоорганизующихся интересов определенных групп населения на государственные органы с целью получения определен­ных преимуществ, льгот, привилегий для этих групп. При этом предполага­ется, что государство суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, экономических и социальных льгот. Группы интересов стараются воздействовать на государство, но в конечном счете принятие решений во многом находится в руках государства.

Но это не единственный способ взаимодействия государства и органи­зованных интересов разных групп населения. Другой способ состоит в том, что государство заключает с какой-то из групп давления или групп интересов своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на определенные предоставляемые ей привилегии, ее лояльность и гарантию содействия государственным интересам. Если в первом случае можно гово­рить о лоббировании как "давлении" на государство со стороны групп инте­реса, то во втором случае речь идет о лоббировании как "обмене", или "кон­тракте". В первом случае это именуется плюралистическим типом представи­тельства интересов, во втором – это корпоратистский тип представительства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОББИЗМА

Почти каждый, кто серьезно задумывается о лобби, сталкивается с во­просом, как его можно контролировать. Вполне явным является предположе­ние, что если процесс оставить без контроля, то общественное благо может пострадать. Многочисленные злоупотребления, имевшие место в прошлом, позволяют сделать вывод о правильности данного предположения. Имеется два общепризнанных стандарта, которые должны быть соблюдены при выра­ботке мер по регулированию лоббизма. Результаты уже принятых мер зако­нодательного или иного характера должны отвечать этим двум требованиям. Первое из них – соблюдение того, чтобы никакой контроль за лобби не про­тиводействовал реализации конституционного права подачи петиций. Это право является столь фундаментальным при демократическом и либерально-демократическом режимах, что лучше терпеть возможные негативные явле­ния, возникающие при лоббировании, чем отказываться от этого права. Так что, возможные меры по запрещению или другому законодательному пре­пятствованию лоббированию автоматически исключаются из сферы рассмот­рения, так как в интерпретации лоббистов первая поправка к конституции США (дающая гражданам возможность обращаться к правительству с прось­бами об удовлетворении жалоб) звучит как самой убедительной петицией яв­ляется хорошо составленный лоббистом законопроект". И с ними трудно по­спорить. Второе требование - это видимость данного процесса. Если граж­дане участвуют в реализации своей власти, то они должны знать, что проис­ходит при принятии государственных решений. Если же лоббирование будет происходить тайно, то это также может привести к весьма нежелательным результатам.

Итак, основной формулой регулирования лоббизма является сохране­ние конституционного права петиций плюс максимальная открытость про­цесса.

Многих граждан, не являющихся членами партии, также интересует политика их правительства. В условиях демократии они могут влиять на по­литику, действуя как индивидуально, так и образовывая так называемые группы по интересам, группы давления (лобби). Эти группы могут иметь различную степень организованности, единства, продолжительности своего существования, эффективности. Порой группы по интересам существуют длительное время, но чаще всего они создаются на короткое время для реше­ния каких-то конкретных задач. В мировой практике среди групп лобби есть: группы, требующие решения каких-либо конкретных экономических вопро­сов; группы, акцентирующие свое внимание на решении социальных и куль­турных проблем.

Большое значение в демократическом обществе имеют объединения: беженцев, лингвистические группы, расовые, религиозные, национальные.

В формировании общественного мнения важную роль играют объеди­нения по интересам. Можно выделить "экономические группы по интере­сам", например, профсоюзы, ассоциации производителей и коммерсантов, торговые палаты.

Демократии – это сложная форма государственного устройства, тре­бующая высокого уровня профессионализма. Профессионализм в свою оче­редь порождает такое явление как концентрация власти в руках узких эли­тарных группировок. Это явление может носить как позитивный, так и нега­тивный характер. Следует различать элиту общества, политическую элиту и политическую клику.

Что общего и различного между понятиями, выделите основные различия:


Элита

Политическая элита

Политическая клика

Наиболее интеллектуальная часть общества, способная генерировать идеи в различных областях.

Группа (часть общества), которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля общественного управления.

Неформальное объединение государственных или политических деятелей, ставящее своей целью захват государственной власти или установление фактического контроля над ней путем использования нелегальных или криминальных средств.

Подумайте какие негативные и позитивные проявление может иметь лоббирование и деятельность элит. Дополните недостающее в таблице:

Позитивные проявления.

Негативные проявления.

Изучают и формируют общественное мнение.








Влияние специализированных орга­нов (комиссий, комитетов) внутри законодательных структур, то есть бюрократизации принятия политиче­ских решений.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconСистема взаимодействия власти и общества
Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconУрок 32 / Простые механизмы, их применение
Цели урока: ученик должен знать понятие и виды простых механизмов 2 уровне усвоения знаний
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconТема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать
Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconУрока: обучающиеся должны знать/понимать
Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов....
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белоусов А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация. Екатеринбург: Уро ран, 2005
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconНаименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока
Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconКол час
Обучающиеся должны знать основные свойства цвета, уметь составлять производные цвета. Обучающиеся должны знать теплые, холодные цвета,...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов
Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconСекция: «Жизнь и творчество М. А. Шолохова»
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconКонкурс «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» (2011)
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconПрограмма курса Тема Культура как дискурсный конструкт
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconТема урока. Неравномерное движение. Средняя скорость. Тип урока
Цель урока: учить различать виды механического движения по изменению скорости тела; формировать навыки решения задач; ввести понятие...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconРеферат по политологии. Тема: «Политические элиты. История. Теория. Современность»
Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит. 3
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconСамоанализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность iconЗадача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу
Ученики преобретают умение видеть прекрасное и любоваться им,различать,понимать,чувствовать и оценивать художественные


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск