Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать





Скачать 67.84 Kb.
НазваниеТема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать
Дата публикации22.08.2014
Размер67.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема: Основы построения орнаментов.

Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии.

Развивать у учащихся творческое мышление и воображение.

Воспитывать стремление к художественному оформлению изделий, аккуратность в работе.

Материалы: учебная доска.

Материально-технологическое оснащение:

Оборудование: столярный верстак;

Рабочие инструменты: наждачная бумага, карандаш;

Измерительные инструменты: линейка, угольник;

Приспособления: шлифовальная колодка.

Структура урока.

I. Организационная часть - (2 мин.)

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

II. Изложение нового материала - (10 мин.)

1. Объявление темы и целей урока.

2. Виды орнаментов. Приемы построения узоров и орнаментов.

III. Вводный инструктаж - (5 мин.)

1. Безопасные приемы труда.

IV. Самостоятельная работа учащихся - (45 мин.)

1. Отработка правильных приемов распределения орнамента по изделию.

V. Заключительный инструктаж – (8 мин.)

1. Анализ характерных ошибок и их причин.

2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.

VI. Уборка рабочих мест - (10 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих учеников на уроке, Проверка наличия рабочей формы учащихся.

  1. Сообщение темы, целей урока.

Учитель сообщает тему и цель урока, затем учащиеся открывают тетради и записывают число и тему урока.

  1. Изложение учебного материала.

Орнамент встречается очень часто. Мы видим орнамент на одежде, на фронтонах зданий и в помещении, на предметах быта. Любой из вас может сказать, что орнамент - это узор, украшающий некоторую поверхность. Но слепое украшательство вещи не сделает её красивой. Необходимо задумываться над тем, какую деталь украсить, а какую нет, украсить выбранную деталь целиком или частично? Здесь учитывается назначение вещи и место, которое ей приводится среди других вещей. Она должна гармонировать с окружающей обстановкой.

Орнамент украшает изделие и не может быть самостоятельным художественным произведением. Он способен перевоплощать реально существующие вокруг нас формы и предметы в условные изображения на плоскости. Орнамент отражает предметы, выделяя только самое характерное для них.

Орнамент имеет свою историю. Стремление украсить своё жилище свойственно человеку любой эпохи. Вероятно, самый первый орнамент состоял из ряда простых вмятин, сделанных пальцем на горловине глиняного сосуда. Более сложным является геометрический орнамент, который в древние времена имел определённый символический смысл. С течением времени орнаменты различных народов взаимодополнились и перемешались. Так на русскую землю, вместе с индийскими сказками, пришли такие мифические существа, как райская птица Сирии, морские существа - сирены. С дальнего Востока пришли легенды об огненной птице Феникс, о единороге и многое другое. Изображения этих существ часто встречается в мифических орнаментах. Также орнамент может являться почерком эпохи (на пример, всем известный древнегреческий орнамент). В зависимости от того, из каких элементов состоит орнамент, его относят к тому или иному типу.

Вот некоторые из них:

Геометрический орнамент. Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т.д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом, то получится значительный декоративный эффект.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент. Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом.

Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны - оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства - лиры, трубы, маски и т.п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

Основной принцип построения орнамента:

Симметрия является одним из важнейших признаков красоты форм. Существует множество принципов построения орнамента, но остановимся на важнейшем из них – принципе симметрии. Он является самым простым. Примером симметрии является отражение предмета в зеркале. Например, фигуры можно изобразить также. Здесь фигуры разделены линией симметрии. При зеркальной симметрии возникает ощущение неподвижности. Обе фигуры вместе соотносятся друг с другом, как левая и правая рука. Поэтому одну из них называют левой, другую - правой. Если же орнамент имеет только ось симметрии, он обычно вызывает ощущение движения. Орнамент, построенный по такому принципу, называют динамичным.

Довольно часто центральную часть детали украшают розеттой - орнаментом, мысленно вписанным в круг и построенным путём деления круга примерно на равные части. В большинстве случаев края плоских поверхностей изделия имеют орнаментальные украшения в виде различных полос. Основная часть таких полос состоит из одинаковых элементов, повторяющихся в определённом порядке вдоль прямой или замкнутой кривой линии.

При составлении орнамента нужно придумать мотив - это главная часть орнамента. Мотив может состоять из одной элементарной фигуры или нескольких фигур, соединённых в единое целое. Рисунок мотива зависит от фантазии художника, но повторение мотива всегда обязательно. Повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, называется раппорт. В сложных композициях раппорт содержит несколько мотивов. Здесь важно соблюдать пропорции между мотивами, так чтобы они дополняли друг друга. Пропорция - это определённое соотношение минимум двух элементов орнамента. Средством композиции орнамента является ритм - это закономерное чередование и повторение элементов орнамента. Ритм является организатором любой композиции и вносит динамику. Ритмичные движения могут быть прямолинейными и криволинейными. Ритм может задаваться разным расстоянием между элементами, а также изменением размеров. Ритмичное закономерное строение украшений всегда радует глаз.

В практической работе над орнаментом неоценимую услугу может оказать закон трёхкомпонентности, то есть для выразительности движения орнамента достаточно показать три различных признака, периодически их повторяя. В растительном орнаменте таковыми являются: побег, закручивающийся завиток и отпочкование от побега или завитка. В качестве подобных признаков могут быть три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами и т.п. Всё это позволяет показать разнообразие явлений в природе.

Распределение орнамента по изделию.

При составлении орнамента учитывается то, что он должен соответствовать изделию, использование орнамента определяется назначением, внешним видом изделия и композиции в целом. Исходя, из того, что середина плоскости и её края воспринимаются по-разному, руководствуются следующим: по краям повторяют или чередуют избранные мотивы; внутреннюю часть разбивают на элементарные геометрические фигуры и заполняют их розеттами или иным видом симметрии. Это способствует восприятию всей композиции, и взгляд останавливается на основных частях. Для красоты композиции необходимо придерживаться одного стиля в украшении. Перед составлением орнамента необходимо продумать, что должно быть в центре композиции. Центр композиции – это место сосредоточения основных связей между всеми ее элементами. Вот несколько закономерностей, знание которых поможет выделить композиционный центр и подчинить ему другие части композиции:

  • Та часть целого, которая больше по величине и объему, будет выделяться, и доминировать над остальными частями;

  • Какая – то часть будет главенствовать над другими, если в её пользу изменить масштабное соотношение. Этим приемом следует пользоваться осторожно, чтобы не нарушить гармонию.

Итак, приступая к разработке орнамента для изделия, прежде всего, представьте, как будет смотреться орнамент. Главное назначение орнамента – повышение художественных достоинств изделия. В орнаменте хорошо обобщаются листья, имеющие характерные очертания. Из животных легче поддаются обобщению такие как:

  • насекомые (жуки, бабочки);

  • птицы (голуби, чайки, совы и др.);

  • морские животные (рыбы, дельфины, крабы, гребешки);

  • млекопитающие (львы, кони, олени и т.п.).

При обобщении не желательно стремиться к фотографической точности. Потом определяется мотив, ритм раппорта, пропорции и масштабы. Только после этого приступайте к зарисовке эскиза, а затем к подробной проработке орнамента. Например, изобразите пруток с завитком, затем добавьте отпочкование и еще завитки. Таким образом, вы получите простотой узор. Недопустимо, чтобы орнамент продолжался за пределы поверхности. Он должен иметь законченные края по своим углам.

Самостоятельная работа.

Здесь ученики копируют и выполняют традиционные орнаменты, который позволит им понять, как составляется узор на изделии.

Подведение итогов урока.

  1. Учащиеся сдают заготовки.

  2. Комментарии по ошибкам.

  3. Учитель выставляет оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрок тема: «Виды орнаментов»
Цель: Познакомить учащихся с разными видами орнаментов их предназначением символами и принципами | композиционною построения. Сформировать...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов
Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрока Дорофеевой В. В. с использованием цор. Тема : «Орнамент в изобразительном...
Цоры: «Виды орнаментов», «Виды орнаментов. Ритм в орнаменте.» будут использованы на этапе объяснения нового материала
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Использование циклических алгоритмов для построения геометрических орнаментов
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать icon«рукоделие»
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узоров
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрока Тема урока Кол-во часов
Знать причины В. Г. О. Знать основные этапы открытий. Знать последствия открытий для разных народов
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрок геометрии 10 класс Учитель математики: Юстинская Ирина Сергеевна
Цели урока: Формирование у обучающихся умений построения сечений тетраэдра различными плоскостями; закрепление алгоритма построения...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрока: суффикс цели урока
Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconТема урока : Задачи на построение сечений 10 кл. Цели урока
Оборудование: Доска, пк, презентация «Задачи на построения сечения», карточки «Построить сечения через выделенные объекты»
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрок №4 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов
Цель урока: Составить программу рисования бордюров, создание различных бордюров с помощью компьютерной техники
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconТема урока Тип урока
...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconТема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 Цели урока
Знать названия компонентов действий, закрепить умение находить взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconУрока русского языка. Тема: «Связь слов в предложении»
Знать и уметь применять общее правило нахождения грамматической основы предложения
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconТема Основы теории организационного поведения
Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных...
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconТема урока Кол-во часов
Знать цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких разделов состоит предметная область информатики
Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск