Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов





Скачать 48.09 Kb.
НазваниеУрок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов
Дата публикации22.08.2014
Размер48.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок №3

Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов.

Цель урока: рассмотреть геометрические подходы при конструировании орнаментов, бордюров, паркетов.
План проведения урока
Объяснение нового материала ведётся в форме беседы учителя с учащимися. Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов».

Тезисы к рассказу учителя.

Орнаментальное искусство одно из самых древних. С орнаментами мы встречаемся повсюду: в декоративно-прикладном искусстве, в росписях архитектурных сооружений, в чугунных решётках, окаймляющих сады, парки, дворцы. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент, как правило, подчёркивает своим построением и формой архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии.

Практическая работа. «СНЕЖИНКА» Взять квадратный лист бумаги (можно бумажную салфетку), вырезать из него круг, затем 4 раза свернуть пополам . В сложенной бумаге вырезать ножницами узор, так, чтобы были прорезаны все слои бумаги. Развернуть, получили орнамент «снежинку». Увеличивая количество осей симметрии можно получать новые и необычные «снежинки».

Каждая эпоха, каждая национальная культура разрабатывала свою систему орнаментов.

Древний Египет. В орнаментах этой эпохи чаще всего встречаются растительные мотивы, листья и цветы лотоса. Эти орнаменты таинственны и загадочны, при рассмотрении их с разных точек, они предстают перед нами совершенно в новом виде.

Древняя Греция. Самое большое распространение получили орнаменты, которые называются «меандр», и «акант». Слово «меандр» происходит от названия очень извилистой реки в Малой Азии. Орнамент «меандр» как будто повторяет излучины этой прихотливой реки. Акант - это травянистое растение распространённое в Средиземноморье, с большими листьями и изогнутыми стеблями.

Мусульманский Восток Орнаментальное искусство мусульманского Востока достигло высочайшего совершенства. Ковры и гобелены Востока неповторимы по своей красоте и оригинальности. Для этих орнаментов характерно сочетание только геометрических и растительных мотивов, так как Кораном запрещено изображать людей и животных. Впоследствии этот вид орнамента получил название «арабеска».

Средневековая Русь. Высокого уровня достигло искусство орнамента средневековой Руси. Для него характерны как геометрические и растительные мотивы, так и изображения зверей, птиц, фантастических животных, человеческих фигурок. Наиболее ярко эти орнаменты представлены в вышивках. Полотенца, скатерти, салфетки, праздничная одежда на Руси традиционно украшалась вышивкой. Большого мастерства достигли русские золотошвеи и вышивальщицы жемчугом. Праздничные церковное облачение, платья для коронации всегда традиционно украшались жемчужным шитьём. Орнаменты этих вышивок просты и совершенны в своей простоте. Резьба по дереву – один из традиционно русских видов прикладного искусства. Внутреннее убранство почти всех дворцов украшено золочённой резьбой по дереву, эти украшения представляют собой орнаменты, выполненные в виде изящных растительных побегов. Легкость и красота этих узоров поражают своим совершенством и строго симметрией рисунка. Искусство керамики – одно из древнейших достижений человеческой культуры. Достойное место в ней занимает искусство русского изразца. Мастера русского изразца создавали разнообразные композиции с растительно-геометрическим орнаментом, с птицами среди ветвей, используя при этом цветные эмали, и глазурь.

Орнаменты бывают ленточными (их называют бордюрами) и сетчатыми.

Бордюры.

Бордюром называют плоскую геометрическую фигуру, характеризующуюся векторами а и na (где n целое число), при которых эта фигура переходит в себя, но не переходит в себя при параллельных переносах другого вида. Вектор а называют направляющим для бордюра. Чтобы построить бордюр, достаточно нарисовать какую-нибудь геометрическую фигуру (фундаментальную область бордюра) и выполнить её параллельный перенос вправо и влево на заданный вектор. Доказано, что существует семь классов симметрий бордюров.

  1. Бордюры, которые не имеют других симметрий, кроме параллельных переносов.

  2. Бордюры, у которых фундаментальная область обладает центром симметрии.

  3. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии параллельную вектору а.

  4. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а.

  5. Бордюры, у которых фундаментальная область имеет ось симметрии перпендикулярную вектору а и ось симметрии параллельную вектору а.

  6. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей.

  7. Бордюры, имеющие такие оси симметрии, которых нет у фундаментальных областей.


Чугунное кружево Санкт-Петербурга

Кто бывал в Санкт-Петербурге, наверняка обратил внимание на удивительные чугунные решётки, окаймляющие сады, парки, дворцы, набережные города. Все вместе они образуют изумительное чугунное кружево, которым так знаменит Санкт-Петербург. Орнаменты каждой такой решётки уникальны и неповторимы. Мастера как будто соревнуются друг с другом в мастерстве и оригинальности композиции. Строгие геометрические формы переплетаясь с растительными композициями образуют причудливый орнамент. Замечательна решётка Летнего сада, поражающая благородством своих форм. Её строгий геометрический орнамент изящен и прост, здесь властвует симметрия, основоположница величия и покоя.

Помимо бордюров известен другой вид орнамента – сетчатый.

Он заполняет всю плоскую поверхность сплошным узором. Для построения такого орнамента выделяют плоскую решётку, фундаментальную ячейку; в ней выполняют рисунок, в котором одинаковые части повторяются в определённой геометрической последовательности; а потом с помощью параллельных переносов заполняют всю плоскость.

Различают пять типов плоских решёток, каждая из которых определяется двумя векторами a, b и углом между ними x0.

  1. квадратная (а= b, x=900)

  2. прямоугольная (, x=900)

  3. гексанальная (а= b, x=600)

  4. ромбическая (а= b, x900, x600)

  5. косая (x900 )

Зная эти геометрические закономерности можно и самим сконструировать интересный сетчатый орнамент.

Паркеты.

В математике паркетом называют замощение плоскости повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий. Установлено, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных треугольников, либо четыре квадрата, либо три правильных шестиугольника. Процесс «замощения» может быть продолжен дальше, таким образом можно получить простейшие паркеты.
Домашнее задание: 1. Составить эскиз более бордюра, у которого фундаментальная область обладает центром симметрии.

2. Составить сетчатый орнамент на основании квадратной решётки.
Литература:

1.А.И.Азевич «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. Москва «Школа-Пресс», 1998год

2. А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение»,

1992 год.

3. И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998 год.

4. DVD Tsarskoe selo Master Video, 2004

5. CD Microsoft Office at school

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок №4 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов
Цель урока: Составить программу рисования бордюров, создание различных бордюров с помощью компьютерной техники
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconТема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать
Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок тема: «Виды орнаментов»
Цель: Познакомить учащихся с разными видами орнаментов их предназначением символами и принципами | композиционною построения. Сформировать...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрока Дорофеевой В. В. с использованием цор. Тема : «Орнамент в изобразительном...
Цоры: «Виды орнаментов», «Виды орнаментов. Ритм в орнаменте.» будут использованы на этапе объяснения нового материала
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок является уроком изучения нового материала в 7 классе, тема урока «Признаки параллельности прямых». Материал урока дается...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп...
Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник"
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика
Базовый учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия: 7 – 9 кл. (М.: Просвещение)
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока Предмет Геометрия Класс 7
Программа/учебник, к которым составлен комплект – Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия....
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрок – соревнование Тема урока
Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconКонспект урока по физической культуре в 1 «А» классе Тема урока:...
Базовый учебник: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. Геометрия: 7 – 9 кл. (М.: Просвещение)
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconУрока по геометрии. Тема
Программа Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. Москва, Просвещение,...
Урок №3 Тема урока: Геометрия орнаментов, бордюров, паркетов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Использование циклических алгоритмов для построения геометрических орнаментов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск