Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу





Скачать 332.8 Kb.
НазваниеЗадача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу
страница1/3
Дата публикации05.07.2014
Размер332.8 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > История > Задача
  1   2   3



МБОУ ДОД «ДШИ п.Новопушкинское»

Методическая работа на

тему:«Использование ТСО

на уроках изобразительного искусства в ДШИ»

Подготовила преподаватель ИЗО

Ивлиева Ольга Павловна

2011г

Введение
Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе
направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников,
формирование их мировоззрения,нравственного и эстетического идеала,
воспитание культуры чувств.Занятия историей изобразительного искусства
способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода
к явлениям действительности и искусства,формированию сферы их духовных
интересов и убеждений.Ученики преобретают умение видеть прекрасное и
любоваться им,различать,понимать,чувствовать и оценивать художественные
произведения.
Одна из основных задач курса—постижение учениками духовного опыта
человечества посредством изучения истории искусства.В связи с этим
необходимо знакомство не только с произведениями искусства,но и с био-
графиями художников,беззаветно преданных своему делу,отстаивающих в
борьбе идеалы своего времени.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие
навыков восприятия художественного образа.Отсюда основная учебная
задача—развитие художественного восприятия у учащихся.Решая эту задачу,
преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной
эрудиции своих питомцев.Особо следует сформировать оптимальный уро-
вень личного отношения к произведению искусства,который предполагает
понимание общественного значения данного произведения,объективную
и самостоятельную оценку авторской позиции,активную связь содержания
искусства с собственным жизненным опытом.
У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искус-
ства. Давая представления о развитии искусства, как на протяжении всей
истории,так и в пределах одной эпохи,педагогу необходимо рассматривать
каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой,
в которой оно возникло.
Методику занятия следует направить на решение основных задач:
целенаправленного развития творческих способностей учащихся,их
познавательной и эмоциональной активности.Освоению этих задач наиболее
соответствует проблемное обучение. Виды занятий могут быть разнообраз-
ными (рассказ,лекция,беседа,диспут,семинар,киноурок,экскурсия), но
основным принципом подхода к изучению материала должна стать постано-
вка проблемы и поиск путей его решения.Большего развития требуют
самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях.Для этого
полезно вводить задания на атрибуцию,на классификацию произведений,
тренировочные колористические и композиционные упражнения.
При проведении занятий по истории изобразительного искусства необхо-
димо, на мой взгляд, широко использовать технические средства обуче-
ния.Они расширяют возможности преподавателя,в частности,в создании и
раскрытии проблемных ситуаций,осуществлении межпредметных связей.

Основная часть.
На всех этапах человеческого общества в зависимости от характера
общественных отношений ,актуальных требований к уровню образования и
профессиональной подготовки людей менялись цели,содержание обучения,
его организация,методы и средства обучения.В условиях современного
социального и научно-технического процесса выдвигаются новые требова-
ния к содержанию,формам,методам и средствам обучения.
Одной из главных задач школ является обеспечение учащихся современ-
ными знаниями в области изучаемых дисциплин,а также на базе накоплен-
ных знаний и опыта формирование их мировоззрения.
Эффективность выполнения такой задачи зависит от нескольких компонен-
тов ,в том числе:от личности преподавателя,личности ученика, методики обучения.
В современных ДШИ,помимо печатных наглядных пособий или объёмных
(натуральные образцы,муляжи,модели) широко используются средства
обучения,требующие вполне определённых,иногда довольно сложных
технических устройств и аппаратов.
Технические средства обучения—это комплексы и аппаратура с методичес-
ким обеспечением,применяемые в процессе обучения для предъявления и
обработки информации с целью повышения эффективности усвоения уча-
щимися знаний ,умений и навыков.Преподаватель должен умело применять
наиболее нужное в каждом конкретном случае учебное пособие. Поэтому
ему необходимо знать основы методики работы в классе и на внеклассных
занятиях с различными техническими средствами.
Именно правильное использование ТСО даёт возможность:
--повысить эффективность преподавания путём индивидуализированного
усвоения знаний в условиях классно-урочной системы,поднять степень его
дифференчиации и таким образом сохранить недостаток учебного времени;
--освободить преподавателя от монотонной рутинной работы с тем ,чтобы
он мог больше времени уделять творческой деятельности;
-- в ряде случаев дать учащимся более полную и точную информацию об
изучаемом предмете;
--повысить наглядность,создать представления о сложных явлениях и тем
самым облегчить учащимся их понимание;
--ознакомить учащихся с характером быстро или медленно протекающих
процессов.
Кроме того,нельзя не отметить большое воспитательное значение ТСО,кото-
рое проявляется в создании соответствующего эмоционального состояния
при проведении уроков и различных учебно-воспитательных мероприятий.
Сравнительно недавнее появление компьютерной техники—ещё одного
мощного технического средства—совместно с традиционными ТСО даёт
возможность поднять процесс обучения на значительно более высокий каче-
ственный уровень.Компьютеры могут применяться практически во всех фо-
мах учебно-воспитательной работы .При использовании такого современно-
го технического средства,как видеопанель или видеопроектор, компьютер
с успехом можно использовать для проведения занятий в больших

аудиториях.

Рассмотрим физиологические механизмы,лежащие в основе переработ-
ки информации. В переработке информации активную роль играет память,
которая подразделяется на три вида:сенсорную,кратковременную и долго-
временную.Сенсорная память обеспечивает непрерывность восприятия при
моргании или движении глаз,при просмотре кинофильмов и телевизионных
передач.В сенсорной памяти сохраняется след поступающих сигналов и
содержится больше информации,чем используется.Основной характеристи-
кой кратковременной памяти является ёмкость.Перенос информации в
долговременную память требует повторений,которые могут быть внешними
или внутренними.Возникший в памяти след чуствителен к поступающим
воздействиям в течение нескольких часов или дней.Затем такое воздействие
прекращается.К процессу стабилизации следов особое отношение имеет
феномен реминисценции,проявляющийся в том,что непрочно заученный
материал легче припоминается через несколько часов после занятий,чем
сразу. Интересным и ,возможно,связанным с этим феноменом является
зависимость запоминания от активности ,при которой заучивается материал.
Так,установлено,что воспроизведение материала, заученного при низкой
активности,первоначально происходит лучше,чем материала,заученного в
условиях высокой активности.Однако по истечении довольно длительного
интервала времени положение меняется:материал, заученный при высокой
активности,вспоминается лучше,чем заученный при низкой активности.
Это указывает на благопрятное влияние повышенной активности обучения

на долговременную память,а также влияние степени активности на раннее

воспроизведение.
Таким образом,фрагментарное рассмотрение переработки информации на
физиологическом уровне показывает,что на этом уровне имеются законо-
мерности ,которые следует использовать для повышения эффективности
применения технических средств обучения.
Психологические исследования в области передачи и сохранения информа-
ции показали,что учащиеся познают окружающий мир с помощью органов
чувств,при этом основными являются слух и зрение.Не случайно около 80-
85% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зре-
ния,около 10-15%--с помощью слуха и около 3-5%--при помощи остальных
органов чувств.Кроме того,человек,только слушая,запоминает около 15%
речевой информации, только глядя,25% видимой информации,а слушая и
глядя одновременно—65 % преподносимой ему информации.Исследования
показали также,что степень сохранности информации в память также зависит
от способа её предъявления.На основании этих особенностей психологии
челевеческого восприятия педагогика и психология утверждают,что наибо-
лее высокое качество усвоения учащимися информации достигается при
сочетании слова учителя и наглядных средств,которые дают возможность
визуально представить предъявляемую информацию.
По назначению ТСО подразделяются на следующие классы:
технические средства передачи учебной информации, технические сред-
ства контроля знаний,тренажёрные технические средства,вспомогатель-

ные ТС.

В данной методической работе нас интересуют технические средства пере-
дачи информации и их использование на уроках в ДШИ. К ним относят-
ся диапроекторы,графопроэкторы,эпипроэкторы,электрофоны,магнитофоны,
радиоприёмники,радиоузлы,кинопроэкторы и киноустановки,телевизоры,
видеомагнитофоны,цифровые звуковые лазерные проигрыватели,ЭВМ.
Экранные средства воссоздают действительность с помощью изображений
на экране(зрительный ряд).К числу ЭС относятся учебные диапозитивы,
транспаранты,диафильмы,эпиобъекты,а также немые(неозвученные) киноко-
льцовки,кинофрагменты и кинофильмы.
Учебные диапозитивы—серия изображений,предназначенных для учебных
и воспитательных целей.Создают их фотографическим способом на прозрач-
ном материале.Демонстрировать их можно в любой методически необходи-
мой последовательности.Транспаранты—это изображения на прозрачной
плёнке,выполняемые на полиграфическим и фотографическим способами.
Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов.В серии накла-
дывающихся транспарантов каждый кадр содержит отдельные элементы
изображения,которые в процессе демонстрации создают на экране целост-
ный образ или воспроизводят процесс,помогая тем самым представить изу-
чаемое явление в целом.Распрстранены в школах и самодельные транспаран-
ты.Изготовляют их из на полиэтиленовой,лавсановой,диацетатной и другой
плёнке с помощью фломастера,туши,чернил,пастельных и стеклографичес-
ких карандашей.
Учебные диафильмы—серии изображений,полученные фотографическим
способом на прозрачной основе(непрерывной плёнке),содержащие от 30 до
50 кадров,связанных между собой определённой последовательностью.
Диафильм можно считать динамичным экранным средством обучения,так
как смена кадров в определённой последовательности может раскрывать ди-
намику какого-либо процесса или явления.По структуре диафильмы можно
подразделить на целостные и фрагментарные.По характеру изобразительно-
го материала,представленного на кадрах,диафильмы можно разделить на
три группы: созданные в основном на рисованном материале,созданные на
фотоматериале и комбинированные (в них осуществлён монтаж рисунка и
фотографии).Большинство диафильмов,представляя собой связный рассказ
предназначены для использования в качестве источника информации при
изучении нового материала.
Эпиобъекты—изображения (чертежи,рисунки,фотографии,тексты,иллюстра-
ции из книг и т.д.)на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты

,

проецируемые на экран в отражённом свете.
Звуковые средства включают радиопередачи и звукозаписи различного типа.
Наибольшее распространение получили документальные радиопередачи,дра-
матические передачи,фрагменты радиоспектаклей,радиокомпозиции,радио-
лекции,радиоэкскурсии и музыкальные радиопередачи.
«Магнитофильмы»--такое название получили ЗС,построенные в форме ин-
сценировок,литературно-музыкальных композиций,сюжетных рассказов с
элементами драматизации,бесед и лекций учёных.
Из этих пособий в ряде ДШИ и при институтах повышения квалификации
преподавателей создаются фонотеки,их с успехом применяют не только на
уроках,но и при проведении всевозможных внеклассных мероприятиях.
За последние годы созданы новые серии учебных фономатериалов.Это ком-
плекты к новым учебникам иностранного языка(английского,немецкого,фра-
нцузского)для всех классов,фонохрестоматии по истории,литературе и для
начальных классов,звуковые пособия к учебникам русского языка и литера-
туры для национальных школ,компакт-диски для уроков физического воспи-
тания ,музыки. Экранно-звуковые средства объединяют учебные кинофиль-
мы ,учебные телевизионные передачи,видеозаписи,озвученные диафильмы и
программы для ЭВМ со звуковым сопровождением.
Учебный кинофильм—это позитивное фотографическое изображение дви-
жущихся объектов на киноплёнке с зафиксированным звуковым сопровож-
дением.Учебные кинофильмы создаются прежде всего по тем учебным те-
мам, которые требуют динамического изображения объектов,показа процес-
сов и явлений.С помощью кино можно разъяснять учащимся сложные
мировоззренческие проблемы,раскрывать связь,сущность и развитие явле-
ний ,общественной жизни и техники,пояснять законы,знакомить учащихся с
методами их познания.
Учебные ,телевизионные передачи—это передачи,создаваемые по темам
учебной программы и предназначенные для использования непосредственно
на уроке,а также при проведении внеклассных мероприятий.

Большие перспективы открываются перед применением в учебных заведе-
ниях (ДШИ) телепередач,и различных видеозаписей не только на видеокас-
сетах ,но и на видеодисках.
Видеозаписи—это зафиксированные с помощью видеомагнитофона и теле-
камеры на специальной магнитной ленте изображение и звук, которые вос-
производятся на телевизионном экране.На уроках используются видеозаписи
учебных телепередач,кинофильмов,производственных процессов,опытов,
некоторых явлений и т.д. Широкие возможности открываются перед при-
менением ЭЗС во внеклассной воспитательной работе.
Видеодиском называют тонкий диск,похожий на гибкую грампластинку,пре-
дназначенный для воспроизведения сделанной на нём записи изображения и
звука с помощью видеопроигрывателя.Перспективность видеодисковых
систем как ЭЗС определяется высоким качеством изображения,простотой в
использовании и более низкой ценой видеодисков по сравнению с видеокас-
сетами и магнитной лентой.Видеодиски позволяют начать изображение с лю-
бого фрагмента записи,не дожидаясь,как в видеомагнитофоне,пока будет пе-
ремотана лента.
При подготовке к уроку ,на котором будут применяться технические сред-
ства обучения ,необходимо прежде всего ознакомиться с имеющейся в каби-
нете аппаратурой и правилами её эксплуатации.Затем надо проверить испра-
вность аппаратов,которые непосредственно будут применены на занятиях.
После этого надо внимательно ознакомиться с содержанием отобранного
учебного пособия,для этого несколько раз просмотреть диафильм или набор
диапозитивов,прослушать и просмотреть озвученный набор диапозитивов,
озвученный диафильм,цветной кинофрагмент,кинофильм или видеофильм и
определить ,соответствует ли его содержание изучаемой теме,доступно ли
это учащимся.При просмотре информационных материалов следует провести
и хронометраж,чтобы определить время,необходимое для демонстрации
этих средств обучения.Затем преподаватель определяет главное—с какой
целью,для решения каких задач будет использовано выбранное экранное,
звуковое или экранно-звуковое средство,в какой части урока наиболее
целесообразно показать этот материал:для постановки проблемы в начале
урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы,
при закреплении нового материала,в целях активизации познавательной
деятельности учащихся или при проверке домашнего задания.Далее полезно
выяснить,на какие сведения, факты,известные учащимся,нужно будет
опереться,какие эпизоды,сведения,следует восстановить в памяти учащихся
перед началом или в ходе просмотра, к каким фактам направить поиски
учащихся после просмотра.Именно на этапе предварительной подготовки к
использованию кадров преподаватель продумывает, подбирает путь реализ-
ции заложенных в диафильме познавательных заданий.
При использовании ТСО в практике работы важно понять,что экранные,зву-
ковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь тогда,когда это
методически оправданно.Чрезмерное насыщение ими уроками в ущерб про-
работке основных идей изучаемой темы,их осмыслению,в ущерб упражне-
ниям самостоятельным работам приводит к нежелательным результатам.
Вместе с тем,применяя средства наглядности и ТСО для раскрытия сущнос-
ти изучаемых проблем,необходимо стремиться к тому,чтобы эти средства эко
номили время учеников и преподавателей при изучении нового материала.
В настоящее время всё указывает на необходимость комплексного подхо-
да к постановке всего дела обучения и воспитания путём тесного единства
идейного,трудового и нравственного воспитания.Решение этой задачи воз-
можно лишь на основе повышения качества и эффективности всего учеб-
ного процесса.
При разработке и использовании комплексов учебного оборудования следу-
ет учитывать возможность подачи учебной информации в трёх формах:
конкретно-образной,схемно-модельной и знаковой (словесной).Как показали
эксперименты,только сочетания этих форм подачи информации дают наивы-
сший эффект.В то же время подача учебной информации в различных фор-
мах может быть реализована при создании и использовании различных
комплексов учебного оборудования.Каждое применяемое средство обучения
обладает определёнными дидактическими возможностями и имеет свою
область применения,где оно наиболее эффективно.Например,транспаранты к
графопроэктору имеют неоспоримые преимущества перед диафильмом в тех
учебных ситуациях,когда необходимо поэтапное формирование понятий,и
уступают ему при иллюстрировании логически последовательного развития

действия,связанного определённой сюжетной линией. Изобразительные сред-
ства учебного кино обеспечивают динамичный показ изучаемых явлений и
процессов,что недостижимо средствами статичной проекции,а использова-
ние звукозаписей целесообразно в процессе формирования понятий посре-
дством словесных образов.
Ни одно из используемых в ДШИ технических средств обучения нельзя
противопоставить другому,так как каждое из них имеет относительные преи-
мущества перед остальными лишь в определённых учебных ситуациях,при
решении определённых дидактических задачах.В то же время каждое отдель-
но взятое средство обучения обладает ограниченными возможностями в ре-
шении многообразных учебно-воспитательных задач.Например,как бы досто-
верно ни отражал учебный кинофильм явления действительного мира,между
реальным объектом и его изображением на экране существует различие.По-
этому кинофильм не может заменить наблюдений изучаемых явлений в при-
роде или воспроизведения их в учебном кабинете.
В руках преподавателя нет такого универсального средства обучения ,при
помощи которого можно было бы всесторонне ,со всей полнотой раскрыть
изучаемые явления.И только комплекс средств обучения в сочетании со
словом преподавателя может обеспечить исчерпывающую учебную

информацию,активное ,глубокое и эмоциональное восприятие учебного
материала.Задачи совершенствования процесса обучения требуют
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconМежду учителем и учеником
Модернизация образования поставили перед учителем главную задачу – повышение качества образования, что является основным критерием...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconГенетика лидерства. Ученые обнаружили генетические основания славы...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача № На 4 тарелки положили по 2 блинчика. Сколько всего блинчиков? (Подчерните то выражение, с помощью которого можно решить...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconРабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста»
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconВопросы к зачету
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Третью, четвёртую и пятую задачи легко решить, если ребятам показать, как составить таблицы для этих задач. Шестая задача сложная...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconЗадача «Хочу быть кроликом» Составитель: Ф. А. Ваганова, преподаватель...
В его основе – реальная ситуация, «житейский» смысл которой актуален для подростков. Результатом чтения такого текста становятся...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconПояснительная записка «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее...
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconРодуман распорядок действий, и неотвр
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconГуманитарная парадигма современной науки
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconМосковская финансово-юридическая академия
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconБэби-клуб (Медведково), ип контактное лицо
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это обязательно труд, ручной, физический труд. Это развитие зрительного восприятия, гибкости пальцев, но еще и развитие образного...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconЭлективный курс по математике для учащихся 10-11 классов предназначен...
Структура экзаменационной работы в форме егэ требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconКонспект организованной образовательной деятельности в направлении...
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Задача-развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу iconСписок публикаций  за 2010 год Монографии (индивидуальные и коллективные), изданные: 
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск