Программа дополнительного образования Направление





Скачать 89.24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования Направление
Дата публикации27.11.2014
Размер89.24 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа дополнительного образования

Направление: эколого-гео-биологическое

Кружок по географии «Геоэкология»

Возраст: 6-11 класс

Срок реализации: 3 года

1й год обучения

.

Методическое обоснование работы кружка

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша»

А.П.Чехов

Целью работы кружка «геоэкология» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Перед кружком состоят следующие задачи:

  1. Понимание современных проблем окружающей среды

  2. Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека

  3. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды, т.е. воспитание экологической культуры

В решении этих задач кружковая работа опирается на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся единство окружающего мира

  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира

  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период

  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практикующую деятельности

  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой

В связи с тем, что большинство учащихся имеют большие проблемы в знаниях по многим темам курса географии и устранить эти пробелы очень трудно. Устная и письменная речь сформулирована с трудностями оформления высказывания. Наряду с низкой мотивацией к обучению, присутствует постоянное нежелание учиться, а иногда и полный отказ от знаний. Успеваемость и уровень дисциплины у многих слабый.

Поэтому работа кружка по геоэкологии – неотъемлемая часть учебного процесса.

Основные формы и методы работы: экскурсии, беседы, диспуты, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, просмотр к/ф, видеофильмов, DVD. В работе кружка применяется деятельность на пришкольном участке и парках округа, р-на , города, который выступает в качестве экологической площадки.

Результатами работы учащихся в кружке являются:

  1. Оформление стенда «Природа Очаково-Матвеевского» (фотомонтаж)

  2. Участие в окружных, районных и городских мероприятиях, проводимых в Москве

  3. В осенне-зимний период проводятся акции по подсчету белок и птиц в парках Москвы, акция «Покормите птиц зимой»

  4. В весенний период проводятся акции «Чистый город», «Посади дерево-подари парку новую жизнь» и т п.

  5. На занятиях кружка учащиеся пишут рефераты, оформляют газеты и плакаты , снимают эко -ролики ,участвуют в волонтерской работе совместно с ООПТ СЕТУНЬ ПО ЗАО, которая занимает огромное место в работе кружка .

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы это предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам, во избежание катастрофы на Земле.

Методическое обеспечение

1. Методическая литература:

  1. «Нравственно-экологическое воспитание школьников» Л.С.Литвтнова, О.Е.Жиренко. 5-11 кл.-М:Б за знания, 2005-208 с. – Методическая библиотека).

  2. «Жизнь в окружающей среде» Тайлер Миллер (Программа всеобщего экологического образования). Изд.группа «Прогресс», «Пангея», 1993 г.

  3. «Экология России» Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, учебник 9-11 кл. общеобр. Школы – М:АО МДС, ЮНИСАМ, 1995 – 232с.

  4. «Экология» А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева, учебник для 7-9 кл. общеобр. школы – М:Дом педогогики, 1999 – 336 с.ил.

  5. Природа СССР «По Карелии» Изд.Планета, 1988 г.

  6. «Стихийные бедствия» Г.Райхардт

  7. Красная Книга «Дикая природа в опасности» Д.Фишер, Н.Саймон

  8. Географический калейдоскоп П.А.Кравчук

  9. «Страны и народы» (энцикл.) – ч1 «Земля и человечество» - 2 тома

  10. Информационные ресурсы всемирной сети Интернет

2.Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Телевизор (цвет.) JVC – 1

  2. Диапроектор Novamat E-150

  3. Видеомагнитофон

  4. DVD-плейер

  5. Интерактивная доска

3.Демонстрационные материалы:

  1. Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» 6 кл.

  2. Видеофильмы «Океан и Земля» Ступени познания

  3. Слайд-альбом «География России»

слайд-альбом «Ландшафты Земли»

слайд-альбом «Население Мира»

слайд-альбом «Стихии Земли»

  1. DVD-фильм «Загадки Сибири»

DVD-фильм «Посола»

DVD-фильм «Остров Каннибалов»

(Прил.к журналу GEO) автор Круглов Л.

Учебно-методическое планирование





Разделы курса

№ урока

Темы раздела

I. Экология – наука 21 века

(6 часов)

1

Вводное занятие. Что такое экология? Инструктаж правил поведения на экскурсиях и практических занятиях.

2

Что изучает экология? Зачем нужно изучать экологию? Науки об окружающей среде.

3

Что нужно сделать, чтоб сохранить окружающий нас мир? Экологическая игра «Мир добрых дел» (начало). Составление вопросов к экологическому опросу населения.

4

Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира? Игра «Мир добрых дел» (продолжение). Экологический опрос населения.

5

Экология человека: какие у нас перспективы?

6

Экологические проблемы России.

II.Биоэкология

(12 часов)

7

Что изучает биоэкология?

8

Понятие экосистемы. Игровое занятие «Из чего производят мороженое?»

9

Биологическое разнообразие – разнообразие жизни.

10

Факторы, формирующие экосистемы.

11

Пищевые цепи.

12

Круговорот веществ в экосистемах. Пр.р. «Определение степени токсичных веществ в почве в результате изменения состояния растений».

13

Населенный пункт как экосистема.

14

Экологические пирамиды.

15

Устойчивость экосистемы.

16

Экологическая ниша.

17

Экологическая сукцессия.

18

Учение о биосфере. Проблемы сохранения растительного и животного мира.

III.Охрана животных и растений

(7 часов)

19

Значение живой природы: биологическая, нравственная, экономическая, эстетическая. Пр.р. «Изучение животного мира Очаково-Матвеевского».

20

Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений? Пр.р. «Экологическое путешествие в Африку и Австралию».

21

Причины исчезновения животных и растений. Разрушение природной среды обитания.

22

Загрязнение окружающей среды. Пр.р. «Определение степени загрязнения воздуха в помещениях».

23

Браконьерство. Борьба с хищниками. Коллекционирование.

24

Красная книга. Зачем она нужна?

25

Охрана мест обитания животных и растений. Заповедники, заказники, национальные парки.

IV.Сельско-хозяйственная экология

(6 часов)

26

с/х деятельность и окружающая среда. Сохраним Землю чистой.

27

Основные компоненты агроэкосистемы. Пр.р. «Определение плодородия почвы различными методами».

28

Почвенная эрозия. Добыча полезных ископаемых.

29

Деятельность человека: использование удобрение, пестицидов. Биологическая защита растений.

30

Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на агросистемы. Засоление почв, кислотные дожди, отходы, вытаптывание почв скотом.

31

Мероприятия по сохранению плодородия почвы. Экологически грамотное ведение сельского хозяйства.

V.Лесохозяйственная экология

(11 часов)

32

Лес – наше богатство. Экскурсия в лесопарковую зону. Изучение лесного фитоциноза.

33

Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия.

34

Состав леса. Пр.р. «Оценка состояния лесопарка Очаково-Матвеевского».

35

Влияние среды обитания на рост деревьев и лесов. Пр.р. «Определение состояния древесных растений в разных зонах Очаково-Матвеевского».

36

Вредите и болезни леса. Борьба с ними.

37

Насекомые-вредители. Борьба с ними.

38

Лесные пожары. Инструктаж правил поведения при пожарах.

39

Мероприятия по защите леса от пожара. Сохраним лес для потомков.

40

Промышленные выбросы в атмосферу. Пр.р. «Оценка загрязненности Очаково-Матвеевского».

41

Экскурсия в Российский Музей Леса.

42

Правила поведения в лесу.

VI.Водо-хозяйственная экология

(11 часов)

43

Рациональное использование воды. Пр.р. «Описание водных объектов Очаково-Матвеевского».

44

Вода – удивительное вещество. Водные экосистемы.

45

Экологическое состояние водоемов.

46

Подземные грунтовые воды – источники питьевой воды.

47

Пр.р. «Определение качества воды».

48

Источники загрязнения воды.

49

Водохранилища и их воздействия на окружающую среду.

50

Водоохранные мероприятия.

51

Охрана малых рек.

52

Правила поведения на воде.

53

Экскурсия в Музей Воды.

VII.Промышленная экология

(8 часов)

54

Научно-технический прогресс и экология. Значение атмосферы для биосферы Земли.

55

Промышленное загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы.

56

Источники загрязнения атмосферы. Пр.р. «Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузке».

57

Промышленное загрязнение воды. Источники загрязнения. Сточные воды.

58

Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация.

59

Экологически чистые источники энергии.

60

Проблемы крупных городов мира.

61

Город и человек.

VIII. Экологические катастрофы

(5 часов)

62

Природные экологические катастрофы.

63

Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.

64

Техногенные катастрофы. Испытание ядерного оружия.

65

Что может привести к глобальным экологическим катастрофам?

66

Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу?

IX. Экология человека

(2 часа)

67

Окружающая среда и человек. Здоровый образ жизни.

68

Подведение итогов. Оформление стенда «Природа Очаково-Матвеевского»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования Направление iconПрограммам дополнительного образования Направление подготовки
Профессионального модуля: мдк 01. 01 Методика преподавания по программам дополнительного образования
Программа дополнительного образования Направление icon"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...
Программа дополнительного образования Направление iconКарта результативности профессиональной деятельности педагогического...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...
Программа дополнительного образования Направление iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Программа дополнительного образования Направление iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования Направление iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования Направление iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования Направление iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования Направление icon«Ловкая плутовка чудесная кедровка»
Кулагина Светлана Петровна, педагог дополнительного образования. Направление деятельности – развитие интеллектуальных способностей...
Программа дополнительного образования Направление iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма вступительных испытаний (собеседования) в магистратуру...
Образовательная деятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования сертифицирована dqs по iso 9001
Программа дополнительного образования Направление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск