С. П. Ермишин "28" сентября 2012 г





Скачать 405.79 Kb.
НазваниеС. П. Ермишин "28" сентября 2012 г
страница1/3
Дата публикации30.11.2014
Размер405.79 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»


Кафедра “Менеджмент”

"Утверждаю"

Проректор по УМО




С.П. Ермишин
"28" сентября 2012 г.


Рабочая Учебная программа
дисциплины Антикризисное управление
для студентов НАПРАВЛЕНИЯ подготовки

08100.62 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Лекций …….. . …………….. ……………32

практических ЗАНЯТИЙ 42

Самостоятельная работа...…………..……115

Всего ...........… 189 часов (6 з.е.)

экзамен…………………… 27 ЧАСОВ( 5 семестр)

ТОЛЬЯТТИ, 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Антикризисное управление» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 08100.62 подготовки «Государственное и муниципальное управление» степень «бакалавр» от 17 января 2011 г. N 41

Автор (составитель): к.э.н, Смирнова М.Ю.

Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол № 2 от «28»сентября 2012 г.

Зав. кафедрой Г. М. Кулапина


  1. Цели освоения дисциплины

Цель курса – подготовка государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить антикризисное регулирование развития территории и антикризисное управление программами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Задачи дисциплины:

- определить цели и задачи антикризисного управления территорией на разных уровнях с учетом специфики социально-экономического развития территории и имеющихся потенциалов;

- определить природу и идентифицировать причины проявления кризисов в экономике регионов и муниципальных образований;

- исследовать организацию деятельности региональных и местных администраций по предотвращению кризисных ситуаций и выводу из кризиса отдельных отраслей, предприятий и территорий в целом, а также особенности управления депрессивными и кризисными территориями;

- выработать навыки применения теоретического инструментария для формирования антикризисной стратегии и антикризисных программ.
2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления)

Курс является важной вариативной частью (дисциплины профиля) в программах подготовки бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление». Он состоит из лекционных, практических занятий, самостоятельной работы бакалавров, завершается итоговым экзаменом.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров по заранее известным темам, либо в виде тренингов. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления слушателей с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Дисциплина «Антикризисное управление» являясь основой для изучения других профильных дисциплин. Ее изучение формирует теоретические знания, базовые компетенции и прикладные навыки антикризисного управления. В структуре ОПП данная дисциплина связана с другими дисциплинами:

- Эффективность оценки рисков и возможных социально-экономических последствий

– Макроэкономическое планирование и прогнозирование

– Теория управления


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

«Антикризисное управление»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать:

- количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические и организационно – управленческие модели;

- источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка;

- теоретические и практические подходы оценки макроэкономической среды функционирования организаций и органов государственного и муниципального управления;

- принципы анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений организации;
(ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44)


  • Уметь:

- оценивать нормативно-правовые документы в своей деятельности;

- учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

- проектировать организационную структуру, осуществлять разделение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

- оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений;

- применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические и организационно – управленческие модели;

- своевременно принимать организационно-управленческие решения в кризисных ситуациях;

- проводить диагностику кризисного состояния территории, государственнх, муниципальных и унитарных предприятий;

(ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44)


  • Владеть:

- методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;

- навыками разработки территориальных стратегий и программ антикризисного управления, моделей финансового оздоровления предприятий с использованием бюджетных средств;

- навыками бюджетного анализа.
(ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44)
4. Структура и содержание дисциплины «Антикризисное управление »
4.1 Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___6_ зачетных единиц, __189___часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий



семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост.

работа

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа

Всего

В неделю

5

17

32

42

-

115

189

2 3

-

115

7

4.2 Содержание дисциплины «Антикризисное управление»

Распределение фонда времени по темам и видам занятий




Наименование разделов по темам

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

Лекции

Практика

1

Кризисы в социально-экономических системах

2

2

8

12

2

Кризисы в тенденциях развития экономики.

2

2

8

12

3

Кризисы в управлении организацией (компанией, фирмой, предприятием).

2

2

10

14

4

Основные черты антикризисного управления.

2

4

7

13

5

Диагностика кризисов в процессах управления.

2

4

10

16

6

Технологии антикризисного управления.

4

4

10

18

7

Процедуры банкротства.

2

4

10

16

8

Организационные преобразования в антикризисном управлении.

4

2

10

16

9

Риски в антикризисном управлении.

2

4

8

14

10

Контроллинг в антикризисном управлении.

2

4

8

14

11

Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

2

2

8

12

12

Санация предприятия в системе антикризисного управления

2

2

6

8

13

Факторы эффективности антикризисного управления

2

4

6

12

14

Государство в системе антикризисного управления

2

2

6

10




ИТОГО

32

42

115

189


4.3 Тематический план дисциплины «Антикризисное управление»

Тема 1. Кризисы в социально-экономических системах.
Лекционные вопросы:
Сущность, понятие, признаки кризиса. Кризис экономических систем. Кризис как процесс. Механизмы управления организацией. Функционирование организации. Понятие жизнеспособности организации. Типология кризисов и причины их возникновения. Возможные последствия и методы преодоления послекризисной ситуации. Классификация кризисов. Человеческий фактор в кризисных процессах.
Практические занятия:

    1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитие и причины его возникновения

    2. Типология кризисов

    3. Признаки кризиса: распознавание и разрешение

    4. Человеческий фактор кризисных ситуаций

Литература: [1, 2, 3,4,5,6 ]
Тема 2. Кризисы в тенденциях развития экономики.
Лекционные вопросы:
Виды кризисов. Отношение к кризисным ситуациям. Какие тенденции развития отражают кризисы? Управление кризисными ситуациями. Основные причины экономических кризисов. Фазы циклов и их проявление. Виды экономических кризисов и их различия. Современные тенденции динамики экономических кризисов.
Практические занятия:

1 Экономические кризисы и циклическое развитие экономики

2 Истоки и непосредственные причины экономических кризисов

3 Научные концепции объяснения циклов и экономических кризисов

4 История экономических кризисов
Литература: [4,5,6,12 ]
Тема 3. Кризисы в управлении организацией (компанией, фирмой, предприятием).

Лекционные вопросы:
Возможные причины неудач и нарушения равновесия в условиях рынка. Сущность регулирования. Область принятия стратегических решений в антикризисном управлении предприятием. «Слабые сигналы» в антикризисном управлении предприятием и нарастание кризисных явлений. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы. Этапы антикризисной стратегии.
Практические занятия:

1 Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации

2 Возникновение кризисов в организации

3 Тенденции цикличного развития организации

4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации
Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10 ]
Тема 4. Основные черты антикризисного управления.
Лекционные вопросы:
Особенности антикризисного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. Общая характеристика законодательства о банкротстве зарубежных стран. Организация антикризисного механизма в саранах Восточной Европы.
Практические занятия:

1 Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

2 Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления

3 Признаки и особенности антикризисного управления

4 Эффективность антикризисного управления
Литература: [4,5,6,7,8,9,10,11 ]
Тема 5. Диагностика кризисов в процессах управления.

Лекционные вопросы:

Методы прогнозирования экономической конъюнктуры в антикризисном управлении. Стратегический и оперативный контроллинг в антикризисном управлении. Внешние и внутренние факторы неплатежеспособности предприятия, их классификация и взаимосвязь. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и признания предприятия неплатежеспособным. Методика расчета показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия.

Особенности и структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Методики составления планов финансового оздоровления (бизнес-планов).
Практические занятия:

1 Основные параметры диагностирования

2 Этапы и методы диагностики кризиса

3 Информация в диагностике кризиса

4 Диагностика банкротства предприятия

Литература: [4,5,6,9,13,14 ]
Тема 6. Технологии антикризисного управления.
Лекционные вопросы:

Составляющие элементы системы антикризисного государственного регулирования: участники, применяемые процедуры, организационная структура, правовое обеспечение, методическое обеспечение, кадровое обеспечение, социальное обеспечение. Правовое обеспечение: общая характеристика законодательных и нормативных актов. Методическое обеспечение. Кадровое обеспечение: полномочия и обязанности антикризисных управляющих. Направление использования специалистов по антикризисному управлению. Особенности социального обеспечения.
Практические занятия:

1 Понятие технологии антикризисного управления

2 Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении

3 Морфологический анализ проблем

4 Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления

Литература: [4,5,6,7,8,9,10,11, ]
Тема 7. Процедуры банкротства.
Лекционные вопросы:

Понятие неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. Процедуры, применяемые к неплатежеспособным предприятиям. Классификация применяемых процедур и их общая характеристика. Реорганизационные и ликвидационные процедуры. Внесудебные и судебные процедуры. Назначение и элементы организационной структуры. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) , его цели и задачи, функции и полномочия.
Практические занятия:
1 Признаки и порядок установления банкротства предприятия

2 Роль и деятельность арбитражного суда

3 Виды и порядок осуществления процедур банкротства

4 Мировое соглашение

Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10,13,14 ]
Тема 8. Организационные преобразования в антикризисном управлении.
Лекционные вопросы:
Область принятия стратегических решений в антикризисном управлении предприятием. «Слабые сигналы» в антикризисном управлении предприятием и нарастание кризисных явлений. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы. Этапы антикризисной стратегии. Область применения тактических решений в антикризисном управлении предприятием. Разработка политики ликвидации неплатежеспособности предприятия (программы вывода предприятия из кризиса): антикризисная финансовая политика, антикризисная маркетинговая политика, антикризисная инвестиционная политика, антикризисный производственный менеджмент.

Организационные аспекты ликвидации предприятия. Особенности конкурсного производства. Оценка ликвидационной стоимости предприятия.
Практические занятия:

1 Понятие антикризисных преобразований в антикризисном управлении

2 Внешняя среда антикризисного управления

3 Процессные антикризисные преобразования

4 Продуктовые антикризисные преобразования

5 Ресурсные антикризисные преобразования
Литература: [5,8,13 ]
Тема 9. Риски в антикризисном управлении.
Лекционные вопросы:
Сущность и значение рисков. Критерии классификации управленческих рисков. Методика оценки величины риска. Процесс управления риском в антикризисном менедж­менте. Основные меры защиты от рисков. Методы снижения риска в процессе выработки и реали­зации риск – решений. Методы оценки инвестиционных рисков.
Практические занятия:

1 Природа и классификация управленческих рисков

2 Классификация рисков в антикризисном управлении

3 Управление риском: возможности, средства, факторы

Литература: [5,6,7,8,9,10,11 ]
Тема 10. Контроллинг в антикризисном управлении.
Лекционные вопросы:
Контроллинг и его роль в антикризисном управ­лении. Основные признаки и задачи контроллинга. Понятие стратегического контроллинга. Сходства и различия тактического и стратегического контроллинга. Влияние контроллинга на эффективность антикризисного управления.
Практические занятия:

1 Возникновение контроллинга в тенденциях экономического развития и его роль в антикризисном управлении

2 Принципы контроллинга

3 Специфические функции контроллинга

4 Служба контроллинга в системе антикризисного управления

5 Типы контроллинга

Литература: [4,5,6,8,12 ]
Тема 11. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.
Лекционные вопросы:
Инвестиционная политика: принципы, направления, задачи при антикризисном управлении. Виды инвестиционной политики. Источники финансирования инвестиционных вложений. Методы оценки инвестиционных проектов. Взаимосвязи между стратегическими и тактическими ин­вестиционными решениями.
Практические занятия:

    1. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении

    2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов

    3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

    4. Методы оценки инвестиционных проектов

Литература: [4,5,6,13,14 ]
Тема 12. Санация предприятия в системе антикризисного управления
Лекционные вопросы:
Цели и задачи санации предприятия. Процедура санации. Санации производственного потенциала. Методы снижения издержек на предприятии. Управление качеством в программе санации. Особенности санации кадрового потенциала.
Практические занятия:

1 Понятие санация и ее роль в антикризисном управлении

2 Санация инвестиционного потенциала предприятия

3 Разработка программы санации

4 Санация кадрового потенциала
Литература: [1, 2, 3,4,5,6 ]
Тема 13. Факторы эффективности антикризисного управления организацией
Лекционные вопросы:
Человеческого капитала в системе антикризисного управления. Сущность стратегий в антикризисном управлении. Инструменты антикризисного управления. Внутренние и внешние факторы, влияющие на механизм антикризисного управления. Понятие эффективности антикризисных мер.
Практические занятия:

1 Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления

2 Управление развитием человеческого капитала как фактор антикризисного развития организации

3 Регулирование социально – трудовых отношений

4 Факторы нестабильности регионального развития

Литература: [3,4,5,8,12 ]
Тема 14. Государство в системе антикризисного управления
Лекционные вопросы:
Государство в рыночной экономике. Пути преодоления кризиса в системе государственного управления. Управление экономической безопасностью страны. Антикризисная инвестиционная стратегия государства
Практические занятия:

1 Управление экономической безопасностью страны

2 Пути преодоления кризиса в системе государственного управление

3 Взаимовыгодное международное сотрудничество

4 Антикризисные стратегии государства

5 Структурные изменения в экономике и социальная компетентность

Литература: [1, 2,4,9,13,14 ]

4.4. Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента должна базироваться на учебной хрестоматии, лежащей в основе изучаемой дисциплины, с привлечением рекомендованной литературы и Internet-ресурсов. Приоритет должен отдаваться литературе, имеющей ссылки на официальные, опубликованные и действующие нормативно-правовые и нормативные документы, а также учебной литературе с грифом «Рекомендовано УМО» либо «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Студенты в течение семестра пишут контрольные работы, рефераты, эссе, статьи для публикаций в различных вузовских сборниках. После публикаций проходит защита научных работ. На первом этапе студент выступает со своей работой перед группой студентов однокурсников, а затем и на конференции.
Темы рефератов для выполнения самостоятельной работы студентов


1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения, типология кризисов.

  1. Признаки кризиса, их распознание и преодоление, человеческий фактор антикризисного управления.

  2. Сущность и закономерности экономических кризисов, причины экономических кризисов.

  3. Фазы цикла кризиса и их появления, виды экономических кризисов и их динамика.

  4. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации.

  5. Возникновение кризисов в развитии организации, тенденции циклического развития организации.

  6. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития, возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления.

  7. Признаки, особенности и эффективность антикризисного управления.

  8. Основные параметры и этапы диагностирования проблем управления.

  9. Методы диагностики кризиса и информация в диагностике.

  10. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.

  11. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

  12. Природа и классификация управленческих рисков, антикризисное управление риском.

  13. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления, инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении.

  14. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса, инновационные проекты, критерии их отбора.

  15. Понятие технологии антикризисного управления, общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации.

  16. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении.

  17. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления.

  18. Антикризисная политика и принципы управления персоналом.

  19. Социальное партнерство в антикризисном управлении, регулирование социально – трудовых отношений в процессах антикризисного управления.

  20. Региональные аспекты антикризисного управления предприятиями: создание кластеров и сферы деловых услуг.



5. Образовательные технологии

Показатель

Требования ФГОС, %

Фактически, %

1. удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), %

Не менее _30___


30

В учебном процессе используются деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. Текущий и итоговый контроль проходит в форме электронного тестирования знаний.
6. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля (вопросы к экзамену, зачету, тестовые задания)

Перечень примерных вопросов для текущего контроля успеваемости студентов:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconС. П. Ермишин "28" сентября 2012 г
Целью изучения дисциплины является ознакомление с общими представлениями основ государственного и муниципального управления в Российской...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconС. П. Ермишин "28" сентября 2012 г
«Менеджмент и маркетинг» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconПротокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconПринята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю "13 сентября...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconРеферат по проблемам тгп выбирается в деканате остальные контрольные...
Начало сессии – 17 сентября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 10 сентября 2012г
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconАнализ работы по фгос второго поколения учителя начальных классов...
С 1 сентября 2011-2012 учебного года мы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconВысшего профессионального образования
Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconИ. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconПостановление От 20 сентября 2012 г. N 951
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 846 "Об увековечении памяти А. А. Вознесенского" Правительство...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconН. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом...
И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили…
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconИнформационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов...
Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры)
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconО проведении 1 сентября 2012 года
Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconПостановление От 28 сентября 2012 г. N 286-п об одобрении стратегии...
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного...
С. П. Ермишин \"28\" сентября 2012 г iconГ. Ханты-Мансийск «08» октября 2012 г
«Стороны», по результатам открытого аукциона в электронной форме №1017эа/12, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск