Скачать 405.79 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра “Менеджмент” "Утверждаю" Проректор по УМО С.П. Ермишин "28" сентября 2012 г. Рабочая Учебная программа дисциплины “ Антикризисное управление ” для студентов НАПРАВЛЕНИЯ подготовки 08100.62 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Лекций …….. . …………….. ……………32 практических ЗАНЯТИЙ 42 Самостоятельная работа...…………..……115 Всего ...........… 189 часов (6 з.е.) экзамен…………………… 27 ЧАСОВ( 5 семестр) ТОЛЬЯТТИ, 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Антикризисное управление» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 08100.62 подготовки «Государственное и муниципальное управление» степень «бакалавр» от 17 января 2011 г. N 41 Автор (составитель): к.э.н, Смирнова М.Ю. Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Менеджмент» Протокол № 2 от «28»сентября 2012 г. Зав. кафедрой Г. М. Кулапина
Цель курса – подготовка государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить антикризисное регулирование развития территории и антикризисное управление программами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Задачи дисциплины: - определить цели и задачи антикризисного управления территорией на разных уровнях с учетом специфики социально-экономического развития территории и имеющихся потенциалов; - определить природу и идентифицировать причины проявления кризисов в экономике регионов и муниципальных образований; - исследовать организацию деятельности региональных и местных администраций по предотвращению кризисных ситуаций и выводу из кризиса отдельных отраслей, предприятий и территорий в целом, а также особенности управления депрессивными и кризисными территориями; - выработать навыки применения теоретического инструментария для формирования антикризисной стратегии и антикризисных программ. 2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления) Курс является важной вариативной частью (дисциплины профиля) в программах подготовки бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление». Он состоит из лекционных, практических занятий, самостоятельной работы бакалавров, завершается итоговым экзаменом. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров по заранее известным темам, либо в виде тренингов. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления слушателей с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Дисциплина «Антикризисное управление» являясь основой для изучения других профильных дисциплин. Ее изучение формирует теоретические знания, базовые компетенции и прикладные навыки антикризисного управления. В структуре ОПП данная дисциплина связана с другими дисциплинами: - Эффективность оценки рисков и возможных социально-экономических последствий – Макроэкономическое планирование и прогнозирование – Теория управления
«Антикризисное управление» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические и организационно – управленческие модели; - источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка; - теоретические и практические подходы оценки макроэкономической среды функционирования организаций и органов государственного и муниципального управления; - принципы анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений организации; (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44)
- оценивать нормативно-правовые документы в своей деятельности; - учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности; - проектировать организационную структуру, осуществлять разделение полномочий и ответственности на основе их делегирования; - оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений; - применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические и организационно – управленческие модели; - своевременно принимать организационно-управленческие решения в кризисных ситуациях; - проводить диагностику кризисного состояния территории, государственнх, муниципальных и унитарных предприятий; (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44)
- методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; - современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике; - навыками разработки территориальных стратегий и программ антикризисного управления, моделей финансового оздоровления предприятий с использованием бюджетных средств; - навыками бюджетного анализа. (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-24, ПК-34, ПК-44) 4. Структура и содержание дисциплины «Антикризисное управление » 4.1 Структура и объем дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет ___6_ зачетных единиц, __189___часов. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
4.2 Содержание дисциплины «Антикризисное управление» Распределение фонда времени по темам и видам занятий
4.3 Тематический план дисциплины «Антикризисное управление» Тема 1. Кризисы в социально-экономических системах. Лекционные вопросы: Сущность, понятие, признаки кризиса. Кризис экономических систем. Кризис как процесс. Механизмы управления организацией. Функционирование организации. Понятие жизнеспособности организации. Типология кризисов и причины их возникновения. Возможные последствия и методы преодоления послекризисной ситуации. Классификация кризисов. Человеческий фактор в кризисных процессах. Практические занятия:
Литература: [1, 2, 3,4,5,6 ] Тема 2. Кризисы в тенденциях развития экономики. Лекционные вопросы: Виды кризисов. Отношение к кризисным ситуациям. Какие тенденции развития отражают кризисы? Управление кризисными ситуациями. Основные причины экономических кризисов. Фазы циклов и их проявление. Виды экономических кризисов и их различия. Современные тенденции динамики экономических кризисов. Практические занятия: 1 Экономические кризисы и циклическое развитие экономики 2 Истоки и непосредственные причины экономических кризисов 3 Научные концепции объяснения циклов и экономических кризисов 4 История экономических кризисов Литература: [4,5,6,12 ] Тема 3. Кризисы в управлении организацией (компанией, фирмой, предприятием). Лекционные вопросы: Возможные причины неудач и нарушения равновесия в условиях рынка. Сущность регулирования. Область принятия стратегических решений в антикризисном управлении предприятием. «Слабые сигналы» в антикризисном управлении предприятием и нарастание кризисных явлений. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы. Этапы антикризисной стратегии. Практические занятия: 1 Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации 2 Возникновение кризисов в организации 3 Тенденции цикличного развития организации 4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10 ] Тема 4. Основные черты антикризисного управления. Лекционные вопросы: Особенности антикризисного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. Общая характеристика законодательства о банкротстве зарубежных стран. Организация антикризисного механизма в саранах Восточной Европы. Практические занятия: 1 Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 2 Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 3 Признаки и особенности антикризисного управления 4 Эффективность антикризисного управления Литература: [4,5,6,7,8,9,10,11 ] Тема 5. Диагностика кризисов в процессах управления. Лекционные вопросы: Методы прогнозирования экономической конъюнктуры в антикризисном управлении. Стратегический и оперативный контроллинг в антикризисном управлении. Внешние и внутренние факторы неплатежеспособности предприятия, их классификация и взаимосвязь. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и признания предприятия неплатежеспособным. Методика расчета показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия. Особенности и структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Методики составления планов финансового оздоровления (бизнес-планов). Практические занятия: 1 Основные параметры диагностирования 2 Этапы и методы диагностики кризиса 3 Информация в диагностике кризиса 4 Диагностика банкротства предприятия Литература: [4,5,6,9,13,14 ] Тема 6. Технологии антикризисного управления. Лекционные вопросы: Составляющие элементы системы антикризисного государственного регулирования: участники, применяемые процедуры, организационная структура, правовое обеспечение, методическое обеспечение, кадровое обеспечение, социальное обеспечение. Правовое обеспечение: общая характеристика законодательных и нормативных актов. Методическое обеспечение. Кадровое обеспечение: полномочия и обязанности антикризисных управляющих. Направление использования специалистов по антикризисному управлению. Особенности социального обеспечения. Практические занятия: 1 Понятие технологии антикризисного управления 2 Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении 3 Морфологический анализ проблем 4 Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления Литература: [4,5,6,7,8,9,10,11, ] Тема 7. Процедуры банкротства. Лекционные вопросы: Понятие неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. Процедуры, применяемые к неплатежеспособным предприятиям. Классификация применяемых процедур и их общая характеристика. Реорганизационные и ликвидационные процедуры. Внесудебные и судебные процедуры. Назначение и элементы организационной структуры. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) , его цели и задачи, функции и полномочия. Практические занятия: 1 Признаки и порядок установления банкротства предприятия 2 Роль и деятельность арбитражного суда 3 Виды и порядок осуществления процедур банкротства 4 Мировое соглашение Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10,13,14 ] Тема 8. Организационные преобразования в антикризисном управлении. Лекционные вопросы: Область принятия стратегических решений в антикризисном управлении предприятием. «Слабые сигналы» в антикризисном управлении предприятием и нарастание кризисных явлений. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы. Этапы антикризисной стратегии. Область применения тактических решений в антикризисном управлении предприятием. Разработка политики ликвидации неплатежеспособности предприятия (программы вывода предприятия из кризиса): антикризисная финансовая политика, антикризисная маркетинговая политика, антикризисная инвестиционная политика, антикризисный производственный менеджмент. Организационные аспекты ликвидации предприятия. Особенности конкурсного производства. Оценка ликвидационной стоимости предприятия. Практические занятия: 1 Понятие антикризисных преобразований в антикризисном управлении 2 Внешняя среда антикризисного управления 3 Процессные антикризисные преобразования 4 Продуктовые антикризисные преобразования 5 Ресурсные антикризисные преобразования Литература: [5,8,13 ] Тема 9. Риски в антикризисном управлении. Лекционные вопросы: Сущность и значение рисков. Критерии классификации управленческих рисков. Методика оценки величины риска. Процесс управления риском в антикризисном менеджменте. Основные меры защиты от рисков. Методы снижения риска в процессе выработки и реализации риск – решений. Методы оценки инвестиционных рисков. Практические занятия: 1 Природа и классификация управленческих рисков 2 Классификация рисков в антикризисном управлении 3 Управление риском: возможности, средства, факторы Литература: [5,6,7,8,9,10,11 ] Тема 10. Контроллинг в антикризисном управлении. Лекционные вопросы: Контроллинг и его роль в антикризисном управлении. Основные признаки и задачи контроллинга. Понятие стратегического контроллинга. Сходства и различия тактического и стратегического контроллинга. Влияние контроллинга на эффективность антикризисного управления. Практические занятия: 1 Возникновение контроллинга в тенденциях экономического развития и его роль в антикризисном управлении 2 Принципы контроллинга 3 Специфические функции контроллинга 4 Служба контроллинга в системе антикризисного управления 5 Типы контроллинга Литература: [4,5,6,8,12 ] Тема 11. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Лекционные вопросы: Инвестиционная политика: принципы, направления, задачи при антикризисном управлении. Виды инвестиционной политики. Источники финансирования инвестиционных вложений. Методы оценки инвестиционных проектов. Взаимосвязи между стратегическими и тактическими инвестиционными решениями. Практические занятия:
Литература: [4,5,6,13,14 ] Тема 12. Санация предприятия в системе антикризисного управления Лекционные вопросы: Цели и задачи санации предприятия. Процедура санации. Санации производственного потенциала. Методы снижения издержек на предприятии. Управление качеством в программе санации. Особенности санации кадрового потенциала. Практические занятия: 1 Понятие санация и ее роль в антикризисном управлении 2 Санация инвестиционного потенциала предприятия 3 Разработка программы санации 4 Санация кадрового потенциала Литература: [1, 2, 3,4,5,6 ] Тема 13. Факторы эффективности антикризисного управления организацией Лекционные вопросы: Человеческого капитала в системе антикризисного управления. Сущность стратегий в антикризисном управлении. Инструменты антикризисного управления. Внутренние и внешние факторы, влияющие на механизм антикризисного управления. Понятие эффективности антикризисных мер. Практические занятия: 1 Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 2 Управление развитием человеческого капитала как фактор антикризисного развития организации 3 Регулирование социально – трудовых отношений 4 Факторы нестабильности регионального развития Литература: [3,4,5,8,12 ] Тема 14. Государство в системе антикризисного управления Лекционные вопросы: Государство в рыночной экономике. Пути преодоления кризиса в системе государственного управления. Управление экономической безопасностью страны. Антикризисная инвестиционная стратегия государства Практические занятия: 1 Управление экономической безопасностью страны 2 Пути преодоления кризиса в системе государственного управление 3 Взаимовыгодное международное сотрудничество 4 Антикризисные стратегии государства 5 Структурные изменения в экономике и социальная компетентность Литература: [1, 2,4,9,13,14 ] 4.4. Содержание самостоятельной работы Самостоятельная работа студента должна базироваться на учебной хрестоматии, лежащей в основе изучаемой дисциплины, с привлечением рекомендованной литературы и Internet-ресурсов. Приоритет должен отдаваться литературе, имеющей ссылки на официальные, опубликованные и действующие нормативно-правовые и нормативные документы, а также учебной литературе с грифом «Рекомендовано УМО» либо «Рекомендовано Министерством образования и науки». Студенты в течение семестра пишут контрольные работы, рефераты, эссе, статьи для публикаций в различных вузовских сборниках. После публикаций проходит защита научных работ. На первом этапе студент выступает со своей работой перед группой студентов однокурсников, а затем и на конференции. Темы рефератов для выполнения самостоятельной работы студентов 1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения, типология кризисов.
5. Образовательные технологии
В учебном процессе используются деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. Текущий и итоговый контроль проходит в форме электронного тестирования знаний. 6. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля (вопросы к экзамену, зачету, тестовые задания) Перечень примерных вопросов для текущего контроля успеваемости студентов: |
С. П. Ермишин "28" сентября 2012 г Целью изучения дисциплины является ознакомление с общими представлениями основ государственного и муниципального управления в Российской... | С. П. Ермишин "28" сентября 2012 г «Менеджмент и маркетинг» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Протокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Принята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю "13 сентября... Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область | ||
Реферат по проблемам тгп выбирается в деканате остальные контрольные... Начало сессии – 17 сентября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 10 сентября 2012г | Выписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной... Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года | ||
Анализ работы по фгос второго поколения учителя начальных классов... С 1 сентября 2011-2012 учебного года мы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует... | Высшего профессионального образования Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с... | ||
И. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Постановление От 20 сентября 2012 г. N 951 Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 846 "Об увековечении памяти А. А. Вознесенского" Правительство... | ||
Н. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года | ||
Информационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов... Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры) | О проведении 1 сентября 2012 года Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования | ||
Постановление От 28 сентября 2012 г. N 286-п об одобрении стратегии... О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного... | Г. Ханты-Мансийск «08» октября 2012 г «Стороны», по результатам открытого аукциона в электронной форме №1017эа/12, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие... |