Скачать 428.35 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра “Менеджмент” "Утверждаю" Проректор по УМО С.П. Ермишин "28" сентября 2012 г. Рабочая Учебная программа дисциплины “ Менеджмент и Маркетинг ” для студентов НАПРАВЛЕНИЯ подготовки 151000.68 «Технологические машины и оборудование» Лекций …….. . …………….. ……………12 практических ЗАНЯТИЙ 18 Самостоятельная работа…...…………..……42 Всего ...........… 72 часа (2 з.е.) Зачет ………..………………… 2 ЧАСа( 2 семестр) ТОЛЬЯТТИ, 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 151000.68 подготовки «Технологические машины и оборудование» степень «магистр» от 9 ноября 2009 г. N 539 Автор (составитель): к.э.н, Смирнова М.Ю. Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Менеджмент» Протокол № 2 от «28»сентября 2012 г. Зав. кафедрой Г. М. Кулапина
Основными целями преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» являются:
К основным задачам изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» относятся:
привить навыки управления конфликтами, стрессами, изменениями, оценки эффективности управления с учетом современных требований рыночной среды 2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления) Курс «Менеджмент и маркетинг» представляет собой учебную дисциплину из цикла общепрофессиональных дисциплин федерального компонента основной образовательной программы и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 151000.68 подготовки «Технологические машины и оборудование» степень «магистр». Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров по заранее известным темам, либо в виде тренингов. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления слушателей с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Дисциплина «Менеджмент и маркетинг» являясь основой для изучения других профильных дисциплин. Ее изучение формирует теоретические знания, базовые компетенции и прикладные навыки менеджмента и маркетинга. В структуре ОПП данная дисциплина связана с другими дисциплинами: - Системы автоматизированного проектирования - Планирование экспериментов и автоматизированная обработка экспериментальных данных
«Менеджмент и маркетинг» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- принципы управления в машиностроении; - методы выбора оптимальные решения при создании продукции с учетом качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства; - принципы и методы организации повышения квалификации и тренингов сотрудников подразделений в области инновационной деятельности и координации работы персонала при решении инновационных проблем; - методы управления программами освоения новой продукции и технологий, оценки производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализа деятельности производственных подразделений; (ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-14)
- применять методы моделирования задач в машиностроении; - критически осмысливать, систематизировать, прогнозировать при постановке целей в сфере профессиональной деятельности; - обеспечивать оценку стоимости объектов интеллектуальной собственности; - на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать свои результаты; - проявлять инициативу, в том числе в условиях риска, брать на себя полную ответственность, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам; - выбирать оптимальные решения при создании продукции с учетом качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства; - организовывать повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности и координировать работу персонала при решении инновационных проблем; - обеспечивать управление программами освоения новой продукции и технологий, проводить оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать деятельность производственных подразделений; (ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-14)
- навыками построения моделей и решения конкретных задач; - способностями работы в многонациональных коллективах, в том числе при работе над инновационными проектами, создавать в коллективах отношений делового сотрудничества; - навыками выбора оптимального решения при создании продукции с учетом качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства; - навыками разработки планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии; - навыками оценки инновационных и технологических рисков при внедрении новых технологий; (ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-14) 4. Структура и содержание дисциплины «Менеджмент и маркетинг» 4.1 Структура и объем дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2_ зачетных единиц, __72___часа. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
4.2 Содержание дисциплины «Менеджмент и маркетинг» Распределение фонда времени по темам и видам занятий
4.3 Тематический план дисциплины «Менеджмент и маркетинг» Тема 1. Методологические основы менеджмента. Лекционные вопросы:
Практические занятия: 1. Попытайтесь проанализировать и понять весомость функции управления: планирования и организации. Выясните роль каждой из них в Вашей организации. 2. Обдумайте, какую роль в мотивации играют содержательные и процессуальные теории. Предложите варианты использования их в практике управления Вашей организацией. 3. Попробуйте применить теорию ожидания и справедливости в своей организации. Обсудите полученные результаты, 4. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда и Герцберга. Выявите принципиальные различия. Выберите из Вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в ней будут работать различные теории мотивации. 5. Разработайте схему реализации процесса контроля в Вашей организации. Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей. Литература [1,2,3,7,8] Тема 2. Моделирование ситуаций и разработка управленческих решений. Лекционные вопросы: 1.Основные этапы принятия и реализации решений 2. Моделирование проблемных ситуаций 3. Этапы построения математических моделей Практические занятия: 1. В чем отличие методов управления от функций и принципов управления? 2. Дайте характеристику организационно-административных методов управления. 3. В чем суть организационно-административных методов управления и их отличие от экономических? 4. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления. 5. Как Вы понимаете самоуправление? Литература [1,2,3,9,12] Тема 3. Природа и состав функций менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Лекционные вопросы: 1. Общие понятия планирования 2. Классификация планов 3. Признаки стратегического планирования и основные этапы 4. Этапы стратегического управления Практические занятия: 1. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации. 2. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их. 3. Какие основные типы организационных структур наиболее широко используются в экономике РФ в настоящее время и почему? 4. В чем отличия, преимущества и недостатки линейной структуры управления? 5. Назовите особенности построения, преимущества и недостатки функциональной структуры управления. 6. Дайте характеристику линейно-функциональной структуры управления. 7. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите их преимущества и недостатки. 8. Дайте характеристику первого этапа проектирования оргструктуры управления (анализ оргструктур). 9. Опишите методы проектирования оргструктур управления (второй этап проектирования). 10. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления? 11. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования оргструктур. 12. В чем суть третьего этапа проектирования оргструктур? (Оценка эффективности оргструктур.) Литература [1,2,3,13,14] Тема 4. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Лекционные вопросы: 1. Типы организационных структур 2. Методы воздействия на персонал организации 3. Основные понятия мотивации 4.. Основные концепции управления 5. Объекты и субъекты контроля 6. Стадии контроля 7. Виды управленческого контроля Практические занятия: 1. Корпоративные информационные системы. 2.Методология КИС. 3. Интегрированные системы автоматизированного управления производством. 4.Другие современные подходы к планированию. Литература: [4,5,6,7,8,9,10,11 ] Тема 5. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Руководство: власть и партнерство. Лекционные вопросы: 1. Основные проблемы управления человеком в организации 2. Этапы развития трудового коллектива 3. Виды власти 4.. Основные понятия и формы власти 5. Способы управленческого влияния 6. Делегирование полномочий Практические занятия:
Литература [1,2,3,7,12] Тема 6. Факторы эффективности менеджмента. Конфликтность в менеджменте. Лекционные вопросы:
Практические занятия:
Литература [1,2,3,7,8] Тема 7. Роль маркетинга в экономическом развитии страны Лекционные вопросы: 1 Место товара в маркетинговом комплексе 2 Определение товара и его характеристики 3 Основные элементы товара 4 Товарный ассортимент и номенклатура 5 Жизненный цикл товара Практические занятия:
Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10,13,14 ] Тема 8. Товар в маркетинговой деятельности. Комплексное исследование товарного рынка Лекционные вопросы: 1 Понятие маркетингового исследования 2 Основные направления и виды маркетинговых исследований 3 Методы сбора информации Практические занятия: 1.Охарактеризуйте сегментацию рынка потребительских товаров и товаров производственного назначения, основные критерии и признаки. 2.В чем сущность и значение процесса позиционирования на рынке? Литература: [5,8,13 ] Тема 9. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Организация деятельности маркетинговой службы. Лекционные вопросы: 1 Понятие сегментации рынка 2 Критерии и признаки сегментации рынка 3 Основные элементы товарной политики предприятия 4 Формирование и выбор рыночной стратегии предприятия Практические занятия:
Литература: [5,6,7,8,9,10,11 ] 4.4. Содержание самостоятельной работы Самостоятельная работа студента должна базироваться на учебной хрестоматии, лежащей в основе изучаемой дисциплины, с привлечением рекомендованной литературы и Internet-ресурсов. Приоритет должен отдаваться литературе, имеющей ссылки на официальные, опубликованные и действующие нормативно-правовые и нормативные документы, а также учебной литературе с грифом «Рекомендовано УМО» либо «Рекомендовано Министерством образования и науки». Студенты в течение семестра пишут контрольные работы, рефераты, эссе, статьи для публикаций в различных вузовских сборниках. После публикаций проходит защита научных работ. На первом этапе студент выступает со своей работой перед группой студентов однокурсников, а затем и на конференции. Темы докладов и рефератов
5. Образовательные технологии
В учебном процессе используются деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. Текущий и итоговый контроль проходит в форме электронного тестирования знаний. 6. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля (вопросы к экзамену, зачету, тестовые задания) Перечень примерных вопросов для текущего контроля успеваемости студентов: Примерный перечень вопросов к экзамену
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 7.1 Основная литература
7.2 Дополнительная литература
7.3 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий Для обеспечения проведения лекционных и практических занятий по дисциплине « » необходимы следующие основные программные продукты: - операционная система DOS; - операционная система WINDOWS; -программная оболочка Far Manager; -программный пакет Microsoft Office XP(текстовый редактор MS Word, табличный процессор MS Excel, система управления базами данных MS Access, приложение для подготовки и представления презентаций MS Power Point); -язык программирования высокого уровня Turbo Pascal; -средства для формирования HTMl –кода.
Контроль знаний студентов может осуществляться в традиционной форме (устный, письменный опрос по домашнему заданию), тестирование, а также с использованием иных способов и приемов. Так, например, одной из наиболее удачных форм является разбор конкретных деловых ситуаций по соответствующим темам, применение игровых командных приемов для усвоения дидактической единицы. Подготовка к тестированию побуждает студентов детально изучать и анализировать законодательство, закреплять полученные знания. Преподаватель может проверить тесты непосредственно на занятии и обсудить ошибки, разъяснить сложные моменты. В курсе «Менеджмент и маркетинг» успешно используются тесты содержащиеся в предлагаемом учебно-методическом комплексе. Для проверки домашней подготовки теоретических вопросов могут быть применены также мини-контрольные работы, задания к которым включают в себя вопросы на знание законодательства, определений важнейших понятий и т. д. На контрольных работах могут быть предложены также несложные задачи, которые студенты могут решить без использования нормативного материала. Дает хорошие результаты и работа с деловыми ситуациями на практических занятиях. Это позволяет привить студентам навыки поиска приемов, методов и принципов, их анализа, толкования и применения.
При изучении курса следует внимательно знакомиться с основной и дополнительной литературой, анализировать рекомендованный материал, который может иметь разноотраслевой характер. Задания к практическим (семинарским) занятиям разработаны в соответствии с программой спецкурса. Студенты получают брошюры с программой курса и заданиями к практическим занятиям, в которых приводятся планы занятий, перечень литературы по темам курса, основной и дополнительный материал. Обсуждение теоретических проблем и задач на практических занятиях требует активного участия всей группы, поэтому желательно формулировать вопросы по задачам не только в процессе их обсуждения, но и при домашней подготовке к занятию. Уровень профессиональной подготовки правоведа в немалой степени определяется наличием навыков публичного выступления, поэтому надо стремиться докладывать условие задачи, при необходимости обращаясь к тексту задачника. |
С. П. Ермишин "28" сентября 2012 г Целью изучения дисциплины является ознакомление с общими представлениями основ государственного и муниципального управления в Российской... | С. П. Ермишин "28" сентября 2012 г «Антикризисное управление» разработан на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Протокол №1 от Приказ №64-о от 6 сентября 2012 г. 18 сентября 2012... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Принята на педсовете 13 сентября 2012 года Утверждаю "13 сентября... Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область | ||
Реферат по проблемам тгп выбирается в деканате остальные контрольные... Начало сессии – 17 сентября 2012 года. Оплата обучения и сдача письменных работ – 10 сентября 2012г | Выписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной... Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года | ||
Анализ работы по фгос второго поколения учителя начальных классов... С 1 сентября 2011-2012 учебного года мы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует... | Высшего профессионального образования Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с... | ||
И. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Постановление От 20 сентября 2012 г. N 951 Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 846 "Об увековечении памяти А. А. Вознесенского" Правительство... | ||
Н. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года | ||
Информационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов... Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры) | О проведении 1 сентября 2012 года Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования | ||
Постановление От 28 сентября 2012 г. N 286-п об одобрении стратегии... О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного... | Г. Ханты-Мансийск «08» октября 2012 г «Стороны», по результатам открытого аукциона в электронной форме №1017эа/12, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие... |