Рабочая программа составлена на основе





Скачать 146.2 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации04.12.2014
Размер146.2 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 4

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 5

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 5

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 6

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 6

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 6

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 6

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 7

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………... 7

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 7

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 7

3.4.2. Перечень вопросов к зачету ……………………..…………....……..…………... 8

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация», утвержденной решением Ученого совета лесохозяйственного факультета от 20.10.2010 г. № 10;

- паспорта специальности научных работников 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация»;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью преподавания дисциплины является формирование у аспирантов понимания значимости оценки лесных ресурсов для организации их рационального использования, а также теоретических и практических знаний количественной и качественной оценки деревьев, древостоев, насаждений и лесных массивов.

Задачи изучения дисциплины.

1) получение знаний:

- о современных выборочных методах исследований лесных ресурсов;

- об основных законах роста и производительности древостоев;

- о пространственной структуре древостоев и его влиянии на их продуктивность;

- о современных методах составления основных лесотаксационных нормативов;

- о научных концепциях изучения строения древостоев;

- о современных представлениях и направлениях изучения хода роста древостоев;

2) овладение современными методами:

- таксации лесного и лесосечного фондов, инвентаризации лесов;

- математического моделирования и прогнозирования роста насаждений.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования;

профессиональные компетенции:

- готовность к осуществлению государственной инвентаризации лесов, проведению лесоустройства, обеспечению хозяйствующих субъектов и органов управления лесным и лесопарковым хозяйством информацией о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, к документированию информации для ведения государственного лесного реестра и государственного кадастрового учета лесных участков;

- готовность к получению новых знаний о лесных объектах, способность проводить прикладные исследования в области лесного и лесопаркового хозяйства;

- способность разрабатывать программы и методики проведения исследований, выбирать методы экспериментальной работы, разрабатывать теоретические модели, позволяющие прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве;

- способность интерпретировать и представлять результаты научных исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований.

    1. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Современные методы таксации леса» входит в образовательно-профессиональный цикл ОПОП ППО по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация», в блок - дисциплины по выбору аспиранта.

Областями профессиональной деятельности аспирантов, на которые ориентирует дисциплина, являются производственно-технологическая, организационно-управленческая и научно-исследовательская.

Основные умения, приобретаемые при изучении дисциплины, заключаются в адекватной оценке места лесотаксационной информации в системе государственного управления отраслями лесного комплекса и садово-паркового строительства и использовании знаний по таксации леса в теоретических исследованиях и практической работе.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности аспирантов:

- лесные и урбоэкосистемы различного уровня и их компоненты;

- природно-техногенные лесохозяйственные системы (лесопарки, исскуственные лесные насаждения, природоохранные комплексы);

- лесные особо-охраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности;

- системы и методы планирования освоения лесов, технологические системы, средства и методы инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающие методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов.

Дисциплина готовит к решению ряда задач профессиональной деятельности:

в области профессионально-технологической деятельности:

- оценка влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбоэкосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов;

- участие в осуществлении государственной инвентаризации лесов, в проведении лесоустройства, в обеспечении хозяйствующих субъектов и органов управления лесным и лесопарковым хозяйством информацией о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, в документировании информации для ведения государственного лесного реестра и кадастрового учета лесных участков;

в области организационно-управленческой деятельности:

- участие в управлении лесами (в области их учета, использования, охраны, защиты и воспроизводства);

- участие в осуществлении государственного лесного контроля и надзора за соблюдением всеми лесопользователями требований лесного законодательства и исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

в области научно-исследовательской деятельности:

- получение новых знаний о лесных объектах, проведение прикладных исследований в области лесного и лесопаркового хозяйства;

- изучение и анализ научно-технической информации отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- участие в создании теоретических моделей, позволяющих прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве;

- участие в разработке планов, программ и методик проведения исследований;

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Дисциплины учебных планов подготовки магистров по направлению 250100 «Лесное дело»: Математическое моделирование лесных экосистем; Информационные технологии в лесном деле; Организация научных исследований в лесном деле

История и философия науки (Современные философские проблемы биологии и экологии.

История лесного хозяйства)


Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация



    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины


После окончания изучения дисциплины «Современные методы таксации леса» аспирант должен:

- знать таксационные показатели деревьев, древостоев, насаждений и современные способы их определения, основные законы и закономерности роста и строения древостоев, содержание ГОСТ, ОСТ, других нормативов, регламентирующих лесооценочные работы, средства и методы планирования освоения лесов, государственной инвентаризации лесов, сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов и городских насаждений;

- уметь находить оптимальные решения проблем и конкретных задач в области учета и оценки лесных ресурсов и городских насаждений, применять полученные лесотаксационные знания в практической деятельности;

- владеть современными методами таксации отдельных деревьев, древостоев, насаждений, городских посадок, лесного и лесосечного фондов и заготовленной лесной продукции, методами исследований строения, роста и товарной структуры древостоев, лесотаксационными приборами и инструментами;

- иметь представление о лесоустройстве и геоинформационных системах, применяемых при инвентаризации лесов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час

Лекции

0,1

4

Семинары

0,06

2

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,84

30

ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко- вый

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

номер

Зач.

ед.

Час

лекции

1

Выборочные методы таксации насаждений. Пространственная структура древостоев и современные методы ее изучения. Законы роста и производительности древостоев. Современные представления о ходе роста древостоев.

0,055

2

2

Научные концепции изучения строения древостоев. Основные лесотаксационные нормативы и современные методы их составления. Закономерности древесного прироста древостоев.

0,055

2




ИТОГО

0,1

4


3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем

Порядко- вый

номер

практи-ческого занятия

Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час

1

Анализ хода роста деревьев. Исследование строения древостоев естественного ряда развития. Исследование хода роста древостоев естественного ряда развития.

0,06

2




ИТОГО

0,06

2


3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час

1

2

3

4

Техника и особенности закладки различных видов пробных площадей (временных и постоянных; ленточных, круговых реласкопи-ческих и круговых постоянного радиуса, прямоугольной и близкой к прямоугольной формы). Отбор, рубка и обработка модельных и учетных деревьев.

Текущая проработка теоретического материала

0,167

6

Виды таблиц хода роста древостоев, их преимущества и недостатки (нормальных, модальных, оптимальных древостоев и древостоев разной густоты).

Текущая проработка теоретического материала

0,167

6

Классические методы изучения строения древостоев. Закон единства в строении древостоев. Ранги, редукционные числа, естественные ступени толщины.

Текущая проработка теоретического материала

0,167

6

1

2

3

4

Нормативы учета и оценки естественного возобновления леса и подлеска. Нормативы оценки лесопатологического и санитарного состояния насаждений. Нормативы таксации заготовленного леса и недревесных ресурсов (круглого и заготовленного леса, дров, сучьев, хвороста и хмыза, коры и древесной зелени, пищевых и лекарственных ресурсов леса).

Текущая проработка теоретического материала

0,167

6

Определение полного текущего прироста запаса древостоя. Определение текущего прироста запаса наличного древостоя. Моделирование прироста запаса древостоев

Текущая проработка теоретического материала

0,167

6




ИТОГО

0,84

30


3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Итоговый контроль проводится в форме зачета по вопросам (п. 3.4.2).

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Компьютерный (мультимедийный) класс с выходом в Интернет (интерактивная доска, проектор, компьютеры).

2. Презентационная техника (проектор, экран, компьютеры).

3. Современные лесотаксационные приборы и инструменты (буссоль геодезическая, эклиметр, мерная лента, рулетка, мерные шесты, высотомеры различных конструкций, мерные вилки различных типов, мерная скоба, полнотомер, таксационный прицел, трость таксатора, приростной и возрастной бурав, приростной молоток, приборы для измерения прироста, навигаторы GPS).

4. Программное обеспечение:

- Microsoft Office 2007;

- статистико-графическая система STATGRAPHICS Plus for Windows;

- статистико-графическая система STATISTICA 6.0.

5. Задания для практических занятий (материалы пробных площадей с данными обмера модельных деревьев, образцы древесины (выпилы) для анализа ствола).

6. Бланки заданий, нормативно-справочные таблицы, соответствующие ГОСТы (ОСТы), аэрофотоснимки.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература

  1. Анучин, Н.П. Лесная таксация: учебник для вузов / Н.П. Анучин; М-во природ. ресурсов Рос. Федерации, Федерал. агентство лесного хоз-ва, Всерос. научно-исслед. ин-т лесоводства и механизации лес. хоз-ва. – 6-е изд. – М.: ВНИИЛМ, 2004. – 552 с. (10 экз.).

  2. Верхунов, П.М. Таксация леса: учеб. пособие / П.М. Верхунов, В.Л. Черных. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. – 396 с. (75 экз.).

  3. Лозовой, А.Д. Таксация отдельного дерева и лесных насаждений: учеб. пособие [Электронный ресурс] / А.Д. Лозовой. – Воронеж, 2006. – 123 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4053/.

  4. Минаев, В.Н. Таксация леса: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.Н. Минаев. – СПб.: Лань, 2010. -240 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/584/.

  5. Нагимов, З.Я. Таксация леса: учеб. пособие / З.Я. Нагимов, И.Ф. Коростелев, И.В. Шевелина. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2006. – 300 с. (92 экз.).

  6. Нагимов, З.Я. Таксация леса: учеб. пособие / З.Я. Нагимов, И.Ф. Коростелев, И.В. Шевелина. – Переиздание. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2010. – 300 с. (20 экз.).

  7. Основы лесного хозяйства и таксации леса: учеб. пособие [Электронный ресурс] / СПб.: Лань, 2012. -432 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4548/.

  8. Соловьев, В.М. Изучение структуры древостоев разными методами: учеб. пособие для студентов направления 250100.62 "Лесное дело" специальностей 250201, 250203 / В.М. Соловьев, О.Н. Орехова, С.С. Уварова. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2008. – 49 с. (40 экз.).


Дополнительная литература

  1. Аткин, А.С. Закономерности формирования органической массы деревьев и древостоев и новые методы ее оценки: метод.указ.для студ-в, аспирантов и преподав-лей / А.С. Аткин. – Екатеринбург: Б. и., 1997. – 63 с. (29 экз.).

  2. Беспаленко, О.Н. Лесоводство и таксация: учеб. пособие для студентов вузов / О.Н. Беспаленко, А.И. Ревин. – Воронеж: ВГЛТА, 2006. – 219 с. (1 экз.).

  3. Нормативно-справочные материалы по таксации лесов Урала: учеб. пособие / З.Я. Нагимов и др. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2002. – Ч. 2: Рост древостоев по преобладающим породам. – 2003. – 296 с. (211 экз.).

  4. Нормативно-справочные материалы по таксации лесов Урала: учеб. пособие / З.Я. Нагимов и др. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2002. – Ч. 3: Сортиментная и товарная структура древостоев. – 2009. – 435 с. (43 экз.).



3.4.2. Перечень вопросов к зачету


  1. Основные понятия и классификация выборочных методов.

  2. Назначение и классификация видов пробных площадей.

  3. Техника закладки различных видов пробных площадей.

  4. Анализ хода роста ствола.

  5. Густота и ее влияние на рост и продуктивность древостоев.

  6. Методы определение типов размещения и площадей питания древостоев.

  7. Понятие о законах и закономерностях роста и производительности древостоев.

  8. Основные законы роста и производительности древостоев.

  9. Виды таблиц хода роста древостоев, их преимущества и недостатки.

  10. Современные научные концепции изучения роста древостоев.

  11. Классические методы изучения строения древостоев.

  12. Современные представления о строении древостоев.

  13. Нормативы таксации деревьев, древостоев, заготовленного леса, естественного возобновления и т.д.

  14. Современные методы составления основных лесотаксационных нормативов.

  15. Закономерности древесного прироста древостоев.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск