Скачать 365.76 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №1 Авторская программа по краеведению для начальной школы (на материалах Бобровского района) Гайворонская Наталья Ивановна учитель начальных классов МОУ Бобровская СОШ№1 2008 год. Учебно-тематический план. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежской области, воспитанию любви к природе родного края. Задачи. в области образования:
в области воспитания:
1 класс. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Первоклассники углубляют свои знания о собаках разных пород, сравнивают особенности их внешнего вида. Они узнают, в какого рода деятельности в служебных целях человек может использовать собак разной породы: охотничьих, сторожевых и др. На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.
П р и м е ч а н и е . Количество часов на каждую тему может планировать сам педагог. Содержание разделов и тем. 1. Что изучает краеведение? 2. Родная школа. Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений). 3. Экскурсия около школы. Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (Спортивная площадка, площадка для метеонаблюдений). 4. Что растёт на клумбе. Знакомство с растениями, растущими на клумбе около школы. Практическая работа. В тетради по окружающему миру раскрашивают растения, увиденные на клумбе. Можно сделать гербарий данных растений. 5. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом работы школы, общими правилами поведения. 6. Из истории школы. Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями. Знакомство с известными людьми, учениками данной школы. Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя школа». 7. С днём рождения наш класс. Это занятие проходит в виде праздника. Требуется дополнительная подготовка материала к этому мероприятию. 8. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище. Работа с мультимидийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями. Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.
Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается. Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома.
Как называется улица, на которой ты живёшь? Откуда пошло это название? Практическая работа. Рисование на тему: «Моя улица». Оформление стенгазеты, рассказывающей о улицах микрорайона.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники. Эта тема очень богата для подготовки уроков русского языка, литературы. Практическая работа. Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий. 12 Я и моё имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Использование игр с именами.
Разнообразие профессий в мире. Практическая работа. Работа в тетради по окружающему миру.
Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии. Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.
Продолжить знакомство с жизнью и бытом бобровцев; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края. Практическая работа. Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок.
Первоначальное знакомство с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни города. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию Бобровского района, гордость за своих земляков. 17. Традиции моей семьи. Знакомство с традициями семей. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно). Использование семейных фотографий.
Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья». (сценарий на усмотрение учителя)
Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала. Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы.
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города. Практическая работа. Составление родословного древа (работа проводится вместе с родителями)
Рассказ о родственниках, оставивших след в истории города Боброва. Практическая работа. Устный журнал.
Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных. Практическая работа. Работа в тетради по окружающему миру, конкурс рисунков «Мой четвероногий друг», составление рассказов, сочинение стихов.
Знакомство с зимними забавами наших предков. Практическая работа. Чтение стихов, отрывков из рассказов, просмотр видеозаписей.
Традиции праздника Масленицы, символизирующего проводы зимы и встречу весны. Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины Подготовка и проведение праздника. Чаепитие с блинами. Практическая работа. Инсценирование обрядов.
Традиция проведения проводов русской зимы в городе Боброве. Практическая работа. Заучивание стихов, песен, инсценирование обрядов.
Знакомство с городом, как средой обитания. Взаимосвязь города и человека. Обогащение современного понятия «город» историко-культурным и историческим содержанием. Основы этики горожанина. Практическая работа. Подготовка выставки «Бобров сегодня».
Мультимидийная презентация «Путешествие по Боброву».
Ознакомительная экскурсия по городу. Современные и старинные здания. Элементы украшения зданий. Практическая работа. Конкурс рисунков «Мой город». Сочинения, рисунки, отчеты.
Работа с экскурсоводом. Первоначальные сведения о городе. Практическая работа. Написание сочинений. 30. Бобровский район. Сёла Бобровского района. Название сёл Бобровского района, обогащение житейских сведений о сёлах. Практическая работа. Конкурс рисунков. 31-32. Обобщающий урок по курсу. Вид, структура урока по усмотрению учителя. |
Администрации Калачеевского муниципального района В сборнике освещается опыт работы по школьному краеведению в семеновской сош калачеевского района, дается краткая аналитическая информация... | Программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной школы» Основу рабочей программы составляет авторская программа А. В. Горячева «Программа по информатике и ит,1-4 начальной общеобразовательной... | ||
Программа по предмету «Краеведение» рассчитана на выпускников начальной... Программа по краеведению составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» Смоленск:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Собинского района средней общеобразовательной школы №1 г. Собинки для начальной школы, реализующей фгос ноо | ||
Авторская программа кружка английского языка для учащихся 4 класса... Целью данной программы является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге... | Сайты для учителей начальной школы Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание | ||
Неделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013... Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству класс (параллель) -3, 4 В разработке программы использовалась авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией В. С. Кузина, сборник... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторская программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» | Г. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации... | ||
Пояснительная записка к расписанию уроков. Расписание для учащихся начальной школы составлен Расписание для учащихся начальной школы составлено на основании учебного школьного плана | Реализуемые образовательные программы (основные и дополнительные)... Программа общеобразовательных учреждений для начальной школы. М.,«Просвещение», 2011 | ||
Перечень учебников начальной школы начальной школы Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Конкурс исследовательских работ учащихся начальной школы Кировского района «Знайка-2013» ... | ||
Презентация для педагогов и воспитателей начальной школы по теме:... Издательский дом «Первое сентября», Московский педагогический марафон учебных предметов по теме: «Личностно-ориентированные технологии... | О форматах материалов для учителей начальной школы Тема нашей конференции «икт в работе учителя начальной школы». Хоть я и не являюсь учителем, но применение современных технологий... |