Скачать 81.29 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Успенского муниципального образования Успенский район Разработка урока по окружающему миру «Лес – наше богатство» 2 класс Учитель начальных классов Куркина Татьяна Валентиновна 2009 год с. Успенское Тема: «Лес – наше богатство». Цели: 1) Развивать познавательный стимул учеников, любознательность, стремление поделиться приобретёнными знаниями. 2) Воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное отношение к природе. 3) Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков. Оборудование: знаки «Правила поведения в природе»; иллюстрации животных, птиц, деревьев; мультимедийная установка. Ход урока.
Учитель: Мы с вами прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного. Сегодня поговорим о лесе, о его обитателях. Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Ответы детей: Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц. Лес настоящая кладовая для человека. В нем много ягод и грибов, из древесины деревьев делают тетради, книги, мебель и множество других предметов. Лес нужно беречь. Растет он медленно. Учитель: К сожалению, не все могут правильно воспользоваться этой кладовой. Большой вред приносят лесу горе – туристы. Они рубят ветки для костра, оставляют банки, бутылки, а самое страшное – неумело разводят костер. Страшное зрелище – пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои. Ученица: Если б человек вот так каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. (Надпись на доске: «Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины».) На доске таблица «Летом в лесу», где изображена лесная поляна с цветами, грибами, ягодами. Вдалеке деревья смешанного леса: ель, сосна, дуб, берёза, орешник. Надпись на доске: «Войди в лес другом». Ученик: К сожалению, не все взрослые и дети правильно ведут себя в лесу. Давайте вспомним экологические правила. (Ученики называют правила, а учитель показывает на экране знаки с названными правилами.)
3. Учитель: Что интересного вы можете рассказать о деревьях в лесу? Рассказы детей. Картинка на экране – ЕЛЬ. Ученик: «Ель обычно растёт во влажных низменных местах. В её колючих ветвях ютятся птицы, строят свои домики-гнёзда проворные белки. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Древесина у ели светлая, мягкая, упругая. Её используют для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов. А вот на склонах оврагов и холмов ель не высаживают. Её корневая система не удерживает почву, так как корни её не проникают глубоко». Картинка на экране – СОСНА. Ученик: С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из её необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. У сосны древесина богата смолой, очень мягкая, легкая и прочная в воде. Из сосны делают мебель, корабли, подпорки для небольших мостиков. Ещё одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосны. Знаете ли вы? В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны весной подкармливают домашних животных. Такая витаминная подкормка очень полезна. Картинка на экране – ДУБ. Ученик: В наших русских лесах нет дерева мощнее зелёного дуба. Крепок ствол старого дуба. Дуб теплолюбивое и светолюбивое дерево. В лесах далёкого севера дубов не увидишь. Древесина дуба применяется при строительстве кораблей. Дубовая мебель и дубовый паркет считаются лучшими. (Надпись на экране «О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух берёзы!» (А. Толстой) Ученик: У березы белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые, душистые почки. Много певчих птиц собирается в березовых рощах. Во время сокодвижения береза может напоить человека своим соком, но увлекаться этим нельзя, так как дерево может погибнуть. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще. Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей, и столько задумчивых песен поётся в народе о ней! Викторина
Самостоятельная работа: Узнай какого дерева листик и подпиши 4. Учитель: Бывают леса большие, а бывают маленькие. Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Медведь – большой, волк – поменьше, заяц – маленький. Звери не похожи друг на друга. Ученик: Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут всё, что им по зубам – грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами. Ученик: Медведь – хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины – ест ягоды. А нет малины или мёда – будет отыскивать грибы, выкапывать корешки растений. Он ест все: ловит лягушек, ящериц. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Медведица всегда готова оградить детенышей от опасности. Ученик: Волки – заботливые родители. Всё лето и осень кормят прожорливый выводок. Мать – волчица заботится о своих детенышах и при случае храбро их защищает. В этих заботах о детях помогает ей и волк – отец. Волки – лесные санитары. Ученик: Попробуй-ка подойти в лесу к какому-нибудь зверю – зверь убежит. А вот ёж может подпустить человека очень близко. Ежи плохо видят. Больше надеются на свой нюх. Не пропустит ёж ядовитую змею, гадюку. Он уничтожает лесных мышей и других вредных грызунов. Не берите в дом ежей. Это может быть ежиха и её дети умрут от голода. 5. Учитель: После зимнего затишья радуют в лесу простые, незатейливые песенки пернатых друзей. Прыгая с ветки на ветку, поёт большая синица. Они уже редко появляются у жилья человека. Пары дятлов выдалбливают дупла. Они любят полакомиться кленовым, берёзовым или осиновым напитком. Для этого они дырявят кору рядами тонких отверстий – кольцуют. Такие ранки затягиваются быстро и дереву вреда не делают. К нам на праздник пришёл почтальон и принёс телеграмму – жалобу от кукушки. Она жалуется на то, что все считают её плохой матерью. А почему? (Рассказы детей: кукушка единственная из всех птиц подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А почему? Кукушка насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые, а кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки, вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.) Ученик: В лесу часто можно услышать звонкие удары дятла. Он, кажется, совсем не боится близости человека. Своим твердым клювом он бьет по дереву и вытаскивает вредных жучков. Удержаться на дереве ему помогают цепкие коготки и хвост – подпорка. Знаете ли вы? Знаете ли вы, что птицы часто принимают муравьиную ванну? Находят в лесу муравьиную кучу и садятся на неё. Муравьи, лазая по птице выделяют вещество, которое очищает перья птицы от пыли и грязи. Помните! Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более 1000 вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Жизнь птиц и животных часто зависит от вашего, дети, поведения в природе. 6. Игра «Дополни правильно» Не приноси из лесу …. Зажигай костёр только…. Не разоряй…. (муравьиные кучи, птичьи гнёзда) Как правильно вести себя в лесу…. 7. Итог урока Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Ученик: Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. Ученица: Берегите эту Землю, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! РАЗРАБОТКА УСТНОГО ЖУРНАЛА «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО» Выполнила Учитель первого отряда оздоровительного лагеря «Солнышко» Куркина Т.В. Лето 2009 с. Успенское |
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Урок по окружающему миру Тема : «природное сообщество лес. Законы лесной жизни» Оборудование: икт, учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки,магнитофон | Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе Тема: "Что изображают на карте" Мультимедийное оборудование, карта Евразии, глобус, цветные карандаши и фломастеры, контурные карты с. Дьяковка | ||
Конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему... План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема «Гроза двенадцатого года» У. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой принимало участие наше государство | «Иду на урок» Разработка интегрированного урока по озож, окружающему... Тема: «Безопасность твоего здоровья. Родная природа: звуки весны. Подвижные игры с элементами баскетбола» | ||
Разработка урока по окружающему миру учителя начальных классов Кузьминой Г. В. Опасные места Цели урока: выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасность, избегать ее, при необходимости действовать решительно... | Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наше питание» наше питание... Цели: ознакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой | ||
Программа по окружающему миру (264ч) Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных... | Тест по окружающему миру 3 класс. «Мы и наше здоровье» правильных ответов могут быть несколько Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №108) | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Рабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида... | Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного |